Файл: Завьялова Мария Леонидовна, учитель химии. Ишимский район, филиал маоу тоболовская сошкарасульская сош. Практическая работа по теме 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завьялова Мария Леонидовна, учитель химии. Ишимский район, филиал МАОУ Тоболовская СОШ-Карасульская СОШ.

Практическая работа по теме № 5

«Ценностно-смысловая позиция учителя»
Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в наставнике».

В деле воспитания и учения, как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их - весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается, к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа.

Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив, неумерен в своих требованиях.

Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения духа.

(Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. – 1858 г.)

Согласны ли вы с позицией автора?

Я полностью согласна с позицией автора: «Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения духа».


Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?


Прежде всего, что такое профессионально-педагогическое общение? Профессионально-педагогическое общение, прежде всего, представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими учащимися. Это целенаправленный процесс, который выстраивается на основе неотчужденного общения с учеником. Это доброжелательное общение, связанное с желанием помочь, научить, пробудить лучшее в ребенке, вселить в него оптимизм. В основе неотчужденного общения лежит понимание ученика, каким бы проблемным, закрытым он не казался. Это общение не может быть авторитарным, жёстким, устрашающим. Свои проблемы и дурное расположение духа учитель обязан оставлять за калиткой школы, должен уметь владеть собою. Очень важно, чтобы дети видели заинтересованность учителя в успехе каждого ученика, он нуждается в уважении, терпимости и терпении, участливости и справедливой строгости. В свою очередь в деятельности учителя ценятся и гуманитарные характеристики, понимание педагогом профессионального бытия как открытого к диалогу. Для учителя ученик - это высшая педагогическая ценность. Отношения «учитель-ученик» должны строиться на партнёрстве и сотрудничестве, содействии и поддержке.


С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи?

Первая актуальная проблема современного общества, которая поднимается в данной статье, неумение наставника владеть собой, в каком бы дурном расположении духа он не находился.

Вторая актуальная проблема: главное орудие учителя – слово. Остается загадкой, почему одних учителей слушают и понимают, а других - нет, даже если педагог знает свой предмет и владеет методикой его преподавания. В действительности бывают учителя, хотя и владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно. Такое отношение не приносит удовлетворения от учебных занятий ни учащимся, ни учителю, а эффективность обучения при таком отношении весьма невысока.

Как бы ни был ограничен познавательный интерес учащихся, но если учителю интересно, важно то, что он говорит, если его рассказ сопровождается переживанием как бы вновь открытого им факта и радости такого открытия, это передается учащимся, мобилизует их внимание, настраивает на серьезную работу. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведёт результат отрицательный, ученики получат отвращение к предмету.



Третья проблема – формальное исполнение своих обязанностей. Учитель не должен механически излагать учебный материал без достаточного понимания и умения применять его на практике. Главными причинами формализма учителя являются абстрактность в преподавании, изложение учебного материала вне связи с жизнью и практикой, недостаточное использование дидактических принципов наглядности, сознательности и активности.

В чём проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?

Гуманистическая направленность идей автора данной публикации состоит в том, чтобы наставник с любовью принимался за своё дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде злейшего врага своего - дурного расположения духа. В учителе должны проявляться такие черты характера, как доброта, понимание, уважение, стремление помочь, терпимость к индивидуальным особенностям учащихся. Гуманистическая педагогика склонна предоставлять ученику большую свободу выбора в образовании.
Инвариантное задание № 4.

«УЧИТЕЛЯ — УЧИТЕЛЯМ» (Сборник интервью Издательская группа «Точка» Москва, 2017).

Свободное рассуждение

Я, учитель биологии и первый год учитель химии в сельской школе, где обучается 254 ученика. Преподаю во всех классах с 5 по 11. Да, я должна научить детей основам биологических наук, приготовить для поступления в медицинские университеты, на биологический факультет! Но как? В свободное от работы время? Я согласна с учителем биологии гимназии №1543, заместителя директора гимназии, кандидата биологических наук, доцента СУНЦ МГУ, руководителя биологического лектория Малого мехмата МГУ, лауреата премии фонда «Династия» в номинации «За выдающиеся заслуги в области образования», автора учебников и методических пособий Сергеем Менделевичем Глаголевым, который в интервью сказал: «Но главная проблема даже не в том, что программа осталась прежней, а в том, что она примитивна. Биология и продолжает примитивизироваться. Это связано, прежде всего, с тем, что биологию нещадно урезают. Любой предмет, который преподается час в неделю, изучается детьми с большим трудом, и неважно, биология это или что-то еще. Должно быть минимум два часа — хотя бы для того, чтобы ученики не забывали предмет за неделю».


Мне понятно и близко это утверждение. Для меня заболеть, уехать с детьми на олимпиаду или конкурс – это трагедия в прямом смысле слова. А ребёнок? Кто о нём подумал? ВПР, ОГЭ, ЕГЭ... Мне она девочка в 9 классе сказала: «Вы знаете, Мария Леонидовна, если я вдруг заболею, то многого не узнаю». Она права, каждый урок новая тема. На одном из уроков в 10 профильном классе по теме «Прокариоты и эукариоты» в рамках педагогического марафона учитель русского языка высказалась: «Я побывала на уроке итальянского языка, ничего не поняла!». На это обращает и автор интервью: «Но и это еще полбеды, а настоящая беда в том, что биологию сместили в восьмой-девятый классы с десятого-одиннадцатого. И теперь вся программа по общей биологии, куда входит цитология, генетика, основы биохимии и молекулярной биологии, то есть современные разделы, проходится к концу девятого класса целиком. В девятом классе они в общей биологии абсолютно ничего не понимают!». И самое удивительное в том, что мои учащиеся 9-х классов на 70-90% сдают ОГЭ по биологии, а материал 9 класса в заданиях на экзамене только менее 1%. Зачем? Почему? Вот и получается, как сказал автор: «У нас все может быть «потемкинской деревней», в том числе и образование».

В заключении хочется привести слова римского философа Л. А. Сенека «Мы учимся для школы, а не для жизни».