Файл: Реферат по дисциплине Культурология на тему Мода, как явление массовой культуры.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный технический университет»
Факультет (институт) гуманитарного образования
Кафедра
«Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
РЕФЕРАТ по дисциплине
Культурология на тему
«Мода, как явление массовой культуры»
Студента
Бутаков Александр Алексеевич фамилия, имя, отчество полностью
Курс
1
Группа ТД-224
Проверила доцент ученая степень, звание
Владимирова Наталья Васильевна фамилия, имя, отчество полностью
Омск 2023
2
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3 1. Основные теории массовой культуры .............................................................. 3 2. Мода как искусство и массовая культура ......................................................... 8 3. Современная интерпретация моды как явление массовой культуры ............ 9
Заключение ............................................................................................................ 11
Список использованных источников .................................................................. 12
3
Введение
Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них.
Актуальностью работы стало то, что массовый характер процессов материального и духовного производства, их результатов, распространения и усвоения обусловил не только необходимость, но и возможность возникновения, развития и функционирования моды в качестве реального регулятора поведения широких социальных слоев. Именно в следствии массовости существует определенная избыточность культурных образцов, без которой невозможны изменения в сфере модных стандартов и объектов.
Целью работы является изучить сущность моды как явление массовой культуры. Исходя из цели, можно выявить следующие задачи:
1. Исследовать разные теории о массовой культуре.
2. Рассмотреть моду как искусство и массовую культуру.
3. Ознакомиться с современной интерпретацией моды как явление массовой культуры.
1. Основные теории массовой культуры
Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций
«массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития. Вспомним наиболее влиятельные из этих теорий.
Теория массовой культуры как культуры «массового общества».
Центральное место в исследованиях данного направления отводится
4
массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф.
Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д.
Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.
Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа
Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.
Теории Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма.
Общий вывод, к которому пришли представители Школы, заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживает реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее
5
видных представителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно,
М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.
Теория феминизма. Исследователи данного направления делают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры тоже однозначно отрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер).
Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т.е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е.П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.
Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX – начало XX века. Пологая, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», это существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально- коммерческий тип производства и распределение стандартизированных
6
духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.
К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые спустя время получили название
«сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в
Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века.
С этого момента она становится тотальной и экспансивной.
Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория,
«массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых,
«культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность.
Можно посмотреть теперь как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.
Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гoфман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функциониpуя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.
В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют
7
все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.
Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиеpом. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
- индустрия «субкультуры детства»;
- массовая общеобразовательная школа;
- система национальной (государственной) идеологии;
- массовые политические движения;
- массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
- индустpия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно- зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
- индустрия оздоровительного досуга;
- система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология);
- разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности [4, с.
9].
Таким образом, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни.
8 2. Мода как искусство и массовая культура
Мода - по сути дела часть искусства. И развивается она по законам искусства, а ее творцы - это художники. Мода же - это часть массовой культуры. Потребителями оригинальных произведений искусства всегда были самые богатые люди, считающие себя элитой общества. Они находятся и в первых рядах потребителей произведений высокой моды.
Это чистое искусство для искусства. Многие модели предназначены лишь для показа, даже не предполагается, что их будут носить в массовом количестве или вообще кто-то выйдет в таких платьях на улицу. Потребление части этих моделей богатыми слоями демонострирует лишь возможность утилитарного искусства. Аналогичные процессы мы наблюдаем в живописи, скульптуре: есть произведения, которые интересны только для посмотра на выставках, а есть те, которые используются для украшения домов и офисов.
Однако высокая мода - это и лабораторные экземпляры, которые при наличии благоприятных условий могут пойти с определенными коррективами в серию, это источники вдохновения и толчок для размышления массе модельеров, работающих на поток, производящих модели класса pret-a-porter, то есть уже предназначенные для ношения в реальной жизни, а не только на подиуме.
Совершенно иной характер имеет мода. Это процесс массового потребления и массового конструирования границы между «модными» и
«немодными». В физическом пространстве высокая мода концентрируется на подиуме, а мода – на улице, в разных общественных местах – театрах, фирмах, университетах и т.д. Это то, что порою называют «уличной модой».
Высокая мода и мода соотносятся как искусство и утилитарная массовая культура. Мода начинается там, где появляется массовость моделей. Высокая мода, как и любое искусство, стремится к свободе творчества как отвласти, так и от толпы. Мода наоборот является частью массовой культуры, основа которой – массовый вкус. Сила высокой моды в том, чтобы как можно дальше
9
вырваться вперед, обозначить тенденции будущего с риском быть не понятым сегодня. У Кутюрье те же амбиции, что и у художника. Сила тех, кто делает бизнес на моде - в способности уловить и оседлать поворот во вкусах масс, что дает шанс на большое количество продаж и, следовательно, на высокие прибыли – главный критерий успеха.
Мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:
• выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;
• дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;
• облегчение поиска себе подобных среди масс людей;
• привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;
• повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;
• обновление и развитие культуры [2, с. 277].
Таким образом, массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.
3. Современная интерпретация моды как явление массовой культуры
Молодежь является практически идеальной аудиторией для проецирования продуктов массовой культуры через моду. Сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей. Черты массовой культуры
- эскейпизм, занимательность, доступность, быстрозабываемость - выражены в масскультурных продуктах, имеющих статус «модных» в среде молодежи. Но явление молодежной моды все сильнее
10
охватывает все культурные слои общества, т.к. «молодость» сейчас - модна по определению.
Потребители быстро устают от неудобной, искусственной и вычурной одежды. Всё это заменят комфортные вещи с гармонией цвета, форм и линий.
Если говорить о внешнем виде, то, скорее всего, в ближайшее время он кардинально не изменится, но акцент так или иначе будет направлен на детали и материалы. Современный мир диктует правила и определённые рамки каждому живущему на земле человеку. Именно к избавлению от этого и стремится мода будущего. Она даст возможность уйти от жестких социальных рамок и ярлыков. Гендерные границы в моде перестанут иметь какую-либо значимость, произойдёт отказ от традиционных канонов красоты в пользу комфорта [3, с. 77].
Все большее влияние на моду оказывают глобализация и новые медиа.
Интернет и социальные сети начинают влиять на массовую моду больше, чем глянцевые журналы. Люди начинают активно общаться в социальных сетях, находить единомышленников и информацию, в том числе и в сфере моды.
Локальные модные явления, благодаря Интернету, становятся общим достоянием. Одежда субкультур. этнические творческие источники, традиционные ремесла. инновационные технологии и новые виды коммуникаций порождают длительные тренды и сиюминутные модные увлечения. Модные блогеры становятся более влиятельными, чем модные критики. Если в 90-х на вкус среднестатистического человека чаще всего влияла реклама или поп-культура, то в 2000-х начинается период личного позиционирования по отношению к моде, и потребитель может сам определить свою роль в модной игре по сей день [1, с. 138].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что есть возможность ошибиться, делая предположения о будущей моде, основываясь на сегодняшние потребности общества. Мода рождается из определённых процессов, которые происходят в обществе. Нам остаётся наблюдать за ними и стараться рассчитать путь, по которому она может пойти.
11
Заключение
То, что мы привыкли называть модой в повседневной жизни, безусловно является частью массовой культуры.
На практике, если рассматривать моду с позиций культурологического подхода, становится видно, что мода - отражение ценностей, актуальных для культуры, поэтому в ней, как и в культуре в целом, сочетаются и параллельно сосуществуют такие разнохарактерные процессы, как стремление к унификации и поиски индивидуального, диктат и свобода. Доступность моды
- это не только признак расширения властного проникновения в индивидуальное пространство личности, но и демократизации общества, а демократизация по своей сути связана с увеличением ответственности каждой личности за собственный выбор.