Файл: Практическая работа по модулю Государственная символика Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завьялова Мария Леонидовна, учитель химии. Ишимский район, филиал МАОУ Тоболовская СОШ-Карасульская СОШ.
Практическая работа по модулю «Государственная символика Российской Федерации»

Классный час в 8 классе

«История создания герба России»

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать понятия «герб», «символ» как основы государственности в Российской Федерации;

  • познакомить учащихся с историей создания герба.

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

  • воспитывать чувство патриотизма, уважительному отношению к государственному гербу России и ответственности за свою страну;

Развивающие

  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Форма проведения: воспитательный классный час – конференция читателей.

Вступительная беседа учителя:

Ребята, мы живем в Российской Федерации. Как и все государства в мире Россия имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн.

Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей.

Сегодня поговорим о гербе России и истории его возникновения. Герб – это символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства.

История создания герба.

Выступление первого ученика.

Герб Российской Федерации (герб России) был принят 8 декабря 2000 года. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом - три короны (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающим копьём дракона. 5



На доске размещён герб Росси

Слайд № 1


Интерпретация значений символических изображений на гербе России: Орел символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад и на Восток. Над орлом три короны. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законной чести. Его короны символы республик, краёв и областей. В лапах у орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы, скипетр и держава означают силу и могущество единого государства.

Выступление второго ученика.

Слайд № 2,3,4.

Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел.

Появился орел после заключения брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

Выступление третьего ученика.

Слайд № 5.

В те времена, когда Иван III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иван III захотел объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем «Всея Руси». При нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.

Выступление четвёртого ученика.

Слайд № 6.

Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.



Слайд № 7.

Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иван Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иван Грозный, а дракон - это все его враги.

Выступление пятого ученика.

Слайд № 8.

После смерти Иван Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны - со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.

Выступление шестого ученика.

Слайд № 9.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр, жезл, знак закона, а держава - символ власти и порядка.

Выступление седьмого ученика.

Слайд № 10

Петр I (1682-1725) многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.


За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.

Золотой двуглавый орёл на красном поле сегодня сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV-XVII века. Над головами орла изображены три короны, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьём дракона, как символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Заключительное слово учителя:

Итак, вы узнали историю нашего государственного герба. Но герб не только символ государства, он есть и у регионов, городов и даже семей. А теперь попробуйте создать герб своей семьи.
Рефлексия (Предлагаю «Рефлексивный ряд):

  1. из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о…

  2. я думаю, что двуглавый орёл отражает особый путь развития нашей страны, так как…

  3. когда я вижу герб нашего России, меня переполняет чувство гордости, потому что…