Файл: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата______

Класс______

Тема: Ненасыщенные углеводороды. Этилен и его гомологи.
( Урок изучения и первичного закрепления нового материала).
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях их электронного строения и изомерии, физико-химических свойствах и способах получения.
Задачи

Обучающие: изучить олефины как самостоятельный класс непредельных углеводородов; дать знания о кратной двойной связи между атомами углерода; рассмотреть гомологию, изомерию и номенклатуру алкенов; изучить химические свойства алкенов.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи); совершенствовать умения работать с моделями углеводородов. 

Воспитательные: совершенствовать коммуникационные навыки: умения работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы. 

Методы обучения: наглядные (презентация), словесные (беседа, проблемное изложение); письменные и устные упражнения, работа с шаростержневой моделью.
Технологии: элементы педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (индивидуальный и дифференцированный подход, компетентностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативной технологии).
Ход урока.
1. Организационный этап: проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и настрой на урок.

Сообщение темы изучения нового материала; показ его практической значимости.
2.Актуализация знаний

.

2. 1. Беседа по вопросам.

а) какие углеводороды называются предельными?

в) что такое гомологический ряд?

2.2. Индивидуальный опрос.

Записать у доски уравнения реакций, подтверждающие химические свойства алканов.

2.3. Разминка

2.4. Моделирование изомеров алканов

II. Изучение нового материала:
Алкены, или олефины, этиленовые — непредельные углеводороды, в молекулах которых между углеродными атомами имеется одна двойная связь. Алкены содержат в своей молекуле меньшее число водородных атомов, чем соответствующие им алканы (с тем же числом углеродных атомов), поэтому такие углеводороды называют непредельными или ненасыщенными. Алкены образуют гомологический ряд с общей формулой C
nH2n.
Простейшим представителем этиленовых углеводородов, его родоначальником является этилен (этен) С2Н4. Строение его молекулы можно выразить такими формулами:

H H H H

| | : :

C==C C::C

| | : :

H H H H

По названию первого представителя этого ряда такие углеводороды называют этиленовыми.

В алкенах атомы углерода находятся во втором валентном состоянии (sр2-гибридизация). В этом случае между углеродными атомами возникает двойная связь, состоящая из одной s- и одной p-связи. Длина и энергия двойной связи равны соответственно 0,134 нм и 610 кДж/моль. Все валентные углы НСН близки к 120º.

Для алкенов характерны три вида изомерии: структурная и пространственная.

Виды структурной изомерии:

  • изомерия углеродного скелета

,

  • изомерия положения двойной связи

,

  • межклассовая изомерия

.

Геометрическая изомерия — один из видов пространственной изомерии. Изомеры, у которых одинаковые заместители (при разных углеродных атомах) расположены по одну сторону от двойной связи, называют цис-изомерами, а по разную — транс-изомерами:

.

По систематической номенклатуре названия алкенов производят заменой суффикса -ан в соответствующих алканах на суффикс -ен (алкан — алкен, этан — этен, пропан — пропен и т.д.). Выбор главной цепи и порядок названия тот же, что и для алканов. Однако в состав цепи должна обязательно входить двойная связь. Нумерацию цепи начинают с того конца, к которому ближе расположена эта связь. Например:

СH3

|

H3C—CH2—C—CH==CH2 H3C—C==CH—CH—CH2—CH3

| | |

CH3 CH3 CH3

3,3-диметилпентен-1 2,4-диметилгексен-2

Выполнение тестового задания № 1 для закрепления навыков составления структурных формул изомеров.
Этиленовые обладают большей химической активностью, чем предельные углеводороды.

(Проблема: От чего зависит химическая активность алкенов?)



Химические свойства алкенов определяются двойной углерод-углеродной связью.

Для алкенов характерны реакции присоединения, окисления, полимеризации. Реакции присоединения.

  1. Присоединение водорода (гидрирование): Н2С=СН2 + H2 → Н3С—СН3




  1. Присоединение галогенов (галогенирование) Н2С=СН2 + Cl2 → Cl−H2C—CH2−Cl




  1. Присоединение галогеноводородов: H2С=СН2 + НВr → Н3С—CH2Вr


Проблема: Как пойдёт присоединение бромоводорода к гомологам этилена несимметричного строения, например к пропилену?

  1. Присоединение воды (реакция гидратации):

H3C—CH=CH2 + H—OH → H3C—CH—CH3

|

OH

Реакции окисления. Алкены окисляются легче, чем алканы. Продукты, образованные при окислении алкенов, и их строение зависят от строения алкенов и от условий проведения реакции.

  1. Горение: Н2С=СН2 + 3O2 → 2СO2 + 2Н2O




  1. При действии на этилен водного раствора КМnO4 (при нормальных условиях) происходит образование двухатомного спирта — этиленгликоля:

3H2C=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3HOCH2—CH2OH + 2MnO2 + KOH
Эта реакция является качественной: фиолетовая окраска раствора перманганата калия изменяется при добавлении к нему непредельного соединения.

Этиленгликоль используется в качестве антифриза, из него получают волокно лавсан, взрывчатые вещества.

Проблема: Могут ли молекулы этилена и его гомологи взаимодействовать друг с другом?

Реакция полимеризации.



Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные называется реакцией полимеризации.


Алкены широко используются в качестве мономеров для получения многих высокомолекулярных соединений (полимеров). (Демонстрация коллекций).
Выполнение тестового задания № 2 для отработки умений в написании уравнений химических реакций.

В природе алкены встречаются редко. Алкены – этен, пропен и бутен – при обычных условиях (20 °С, 1 атм) – газы, от С5Н10 до С18Н36 – жидкости, высшие алкены – твердые вещества. Алкены нерастворимы в воде, хорошо растворимы в органических растворителях.

На доске изображена новая формула. Чем отличаются?

Второй представитель-это алкин.

Если в молекуле непредельного углеворода имеется тройная связь, то такие углевороды называются непредельными или по другому называют алкинами. Первый представитель ацителен(алкин). Общая формула CnH2n-2.

Ацителен в чистом виде без запаха, в присутствии примесей приобретает неприятный запах.

Для ацителена также характерна реакция присоединения. Продукт этан или в остальных случаях алканы.

Как и алкены, ацителен горит с образованием углекислого газа и воды.

III. Выводы по уроку:

Какие можно сделать выводы?

  • Алкены – непредельные углеводороды, в молекулах которых имеется одна двойная связь. Общая формула – СnH2n. В названии алкенов используется суффикс –ен.

  • Для алкенов характерны: изомерия углеродной цепи, изомерия положения двойной связи, пространственная (геометрическая) и изомерия между классами.

  • Алкены обладают большой химической активностью. За счёт наличия кратной связи алкены вступают в реакции присоединения, окисления, полимеризации.

Ⅲ. Закрепление

  1. С5Н10- это:

А) метан. Б) этен. В) гептен. Г) пентен

  1. Гомологи - это…

А) вещества имеющие одинаковый количественный и качественный состав, но разное строение, следовательно разные свойства,

Б) вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающие друг от друга количеством групп - СН2

  1. Вещество с химической формулой СН3- С = СН –СНназывается:



СН3

А) 4- метилгексан; Б) 2- метилгексен; В) 2- метилпентен-2; Г) 2- метилбутен-2

  1. При реакции горения бутена образуется:

А) угарный газ и вода; Б) углекислый газ и вода; В) углерод и вода ; г) водород и углерод.

  1. Назовите вещества:                                                     СН3


                                                                                                                                                       |

      а) СН3 − СН − СН2 − СН − СН3            б) СН− СН2 – СН2  − СН  

                       |                               |                                                                                         |

                     СН3              СН                                                            СН3 

     

в) СН3 − СН2 − СН − СН − СН2 − СН3 

                                      |            |

                          С2Н5  СН3

                                                                                                                 СН3

                                                                                                                  |

       а) СН3 − СН2 − СН − СН2 − СН − СН −  СН               б) СН3 − СН − СН − СН2 

                                   |                           |              |                                                                               |             |

                                  С2Н5            СН3    СН3                                                   СН3   СН3

                       СН3

                                 |

       в) СН3 − СН − СН2 − СН − СН3       

                                            |

                                           СН3

                                               

IV. Рефлексия

На слайде.

Ⅴ Домашнее задание: § 53 упр 1,4

.