Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена п риказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  2. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль



в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.




  1. Предметные результаты освоения программы

Человек и природа

Выпускник научится:

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;


-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество

Выпускник научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву;

-различать прошлое, настоящее, будущее;

-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;



-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; -договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета


Раздел 1. «Где мы живём?» (4ч)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России; Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.Россия — многонациональная страна. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Особенности труда людей родного края, их профессии. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Проект «Родной город (село)» Родной город посёлок, регион (область): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Святыни родного края. Поиск информации в контролируемом Интернете. Описание по определённому алгоритму родного посёлка с использованием средств ИКТ.
Раздел 2. «Природа» (20ч)

Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Температура воздуха, воды. Измерение температуры тела человека. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Звёзды и планеты. Горные породы и минералы. Воздух – смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Распределение воды в природе. Значение воды для живых организмов. Охрана природных богатств: воды, воздуха. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие.Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).Связи в природе, между природой и человеком. Дикорастущие и культурные растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Дикие и домашние животные. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.


Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Поиск информации в базах данных, контролируемом Интернете. Набор текста по теме «Красная книга» на родном языке.
Раздел 3. «Жизнь города и села» (10ч)

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.Профессии людей. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества.Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Проект «Профессии». Профессии людей. Поиск информации в контролируемом Интернете. Набор текста по теме «Профессии» на родном языке.
Раздел 4. «Здоровье и безопасность» (9ч)

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения в природе.
Раздел 5. «Общение» (7ч)

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Духовно – нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Проект «Родословная». Составление схемы родословного дерева, истории семьи.
Раздел 6. «Путешествия» (18ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Ориентирование на местности. Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Географическая карта и план. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля). Герб Москвы. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с Францией, США, Японией: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.