Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена п риказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проект «Города России». Города России. Поиск информации в цифровых справочниках, контролируемом Интернете. Создание презентации в формате PowerPoint. Составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Проект «Страны мира». Поиск информации в цифровых справочниках, контролируемом Интернете. Создание презентации в формате PowerPoint. Составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Формирование УУД | |||||
По плану | Факт | |||||||||
Раздел «Где мы живём?» (4ч) | ||||||||||
1 | | | Родная страна | К | Понимают учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различают государственные символы России (герб, флаг, гимн). Отличают герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполняют гимн Российской Федерации. Анализируют информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны. Приводят примеры народов России; различают национальные языки и государственный язык России. Обсуждают, почему народы России называют братскими. Работают с взрослыми: извлекают из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Личностные УУД Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, основы гражданской идентичности личности в формате осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Задавать вопросы. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач. Управление действиями партнера (оценка, коррекция) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||||
2 | | | Город и село. Проект «Родной город (село)». | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работают в паре: находят изображения города и села, обозначают их цветными фишками, осуществляют контроль и коррекцию; рассказывают о своём городе (селе) по плану. Работают в паре: сравнивают городской и сельский дома; описывают интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивают преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывают о своём доме по плану. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети распределяют обязанности по выполнению проекта; подбирают фотографии (открытки, слайды) или фотографируют достопримечательности своей малой родины; собирают информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. Оформляют стенд, мультимедийную презентацию; проводят презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Ухаживают за памятниками; помогают взрослым в благоустройстве; проводят экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. Оценивают свои достижения в реализации проекта. | |||||
3 | | | Природа и рукотворный мир. | К | Понимают учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различают объекты природы и предметы рукотворного мира. Работают в паре: классифицируют объекты окружающего мира, обозначают их цветными фишками, осуществляют контроль и коррекцию. Приводят примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполняют таблицу в рабочей тетради. Работают в группе: обсуждают и оценивают отношение людей к окружающему миру, отбирают из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывают о своём отношении к окружающему. Обсуждают название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||||
4 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | КОКЗ | Выполняют тестовые задания учебника; оценивают свои достижения и достижения других учащихся. | |||||
Раздел «Природа» (20ч) | ||||||||||
5 | | | Неживая и живая природа. | К | Понимают учебные задачи раздела и данного урока и стремятся их выполнить. Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты неживой и живой природы; обозначают объекты природы цветными фишками; осуществляют контроль и коррекцию. Приводят примеры объектов живой и неживой природы; заполняют таблицу в рабочих тетрадях. Работают в паре: анализируют существенные признаки живых существ, обсуждают свои выводы, осуществляют самопроверку. Устанавливают связи между живой и неживой природой. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Личностные УУД Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, основы гражданской идентичности личности в формате осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину. Установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Задавать вопросы. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач. Управление действиями партнера (оценка, коррекция) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||||
6 | | | Явления природы. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: различают объекты и явления природы, рассказывают об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводят примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Анализируют иллюстрации учебника, определяют сезон по характерным природным явлениям. Рассказывают (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. Практическая работа: знакомятся с устройством термометра, проводят опыты с термометром, измеряют температуру воздуха, воды, тела человека и фиксируют результаты измерений. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
7 | | | Что такое погода. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса. Характеризуют погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводят примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.). Работают в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому плану. Сопоставляют научные и народные предсказания погоды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Работают с взрослыми: ведут наблюдения за погодой, фиксируют результаты в «Научном дневнике»; используют для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составляют сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи. | |||||
8 | | | В гости к осени. | К | Понимают учебные задачи экскурсии и стремятся их выполнить. Наблюдают изменения в неживой и живой природе, устанавливают взаимозависимость между ними. Определяют природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе). Оценивают результаты своих достижений на экскурсии. | |||||
9 | | | В гости к осени. | К | Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Работают в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступают с сообщениями по изученному материалу. Рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставляют картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека. Работают со взрослыми: ведут наблюдения в природе, готовят фото-рассказ или серию рисунков на тему «Красота осени». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
10 | | | Звёздное небо. | К | Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Находят на рисунке знакомые созвездия. Сопоставляют иллюстрацию учебника с описанием созвездий Моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Знакомятся по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществляют самопроверку. Работают со взрослыми: наблюдают звёздное небо, находят на нём изученные созвездия; пользуются для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находят информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
11 | | | Заглянем в кладовые земли. | К | Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Практическая работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, рассматривают образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различают горные породы и минералы. Работают в паре: с помощью атласа-определителя приводят примеры горных пород и минералов, готовят краткие сообщения о них. Читают и обсуждают отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»). Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
12 | | | Про воздух и про воду. | ИНиПЗ | Понимают учебную задачу урока и стараются её выполнить. Рассказывают о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Описывают эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности. Работают со взрослыми: находят информацию об охране воздуха и воды в родном крае. Наблюдают небо, водные пейзажи, описывают свои впечатления, готовят фото - рассказы о красоте неба и воды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
13 | | | Про воздух и про воду. | К |
35 | | | Строение тела человека. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в группе: называют и показывают внешние части тела человека; определяют на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделируют внутреннее строение тела человека. Работа в паре: извлекают из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагают вопросы по содержанию текста, оценивают ответы одноклассников. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Установка на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Задавать вопросы. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||||
36 | | | Если хочешь быть здоров. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждают сбалансированное питание школьника. Работают в паре: различают продукты растительного и животного происхождения, осуществляют самопроверку. Формулируют правила личной гигиены; характеризуют назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными. Демонстрируют умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополняют правила ухода за зубами. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
37 | | | Берегись автомобиля! | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Моделируют сигналы светофоров; характеризуют свои действия как пешехода при различных сигналах. Работают в паре: соотносят изображения и названия дорожных знаков, обозначают соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществляют контроль и коррекцию. Выбирают и отмечают фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу. Формулируют, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществляют самопроверку. Оценивают свои достижения на уроке. | |||||
38 | | | Школа пешехода. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в группе: формулируют правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Практическая работа: учатся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
39 | | | Домашние опасности. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Объясняют с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Работают в группе: на основе текста учебника формулируют правила безопасного поведения в быту, моделируют их с помощью условных знаков, узнают («расшифровывают») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивают свои знаки с представленными в учебнике. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
40 | | | Пожар. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь). Запоминают правила предупреждения пожара. Моделируют вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. Работают в паре: рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности; читают и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне». Работают с взрослыми: находят в Интернете информацию о работе пожарных, готовят сообщение. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
41 | | | На воде и в лесу. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запоминают правила поведения во время купания. Работают в паре: различают съедобные и ядовитые грибы, обозначают их на рисунке фишками разного цвета, осуществляют контроль и коррекцию. Находят нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»). Определяют с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществляют самопроверку. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
42 | | | Опасные незнакомцы. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных ситуациях, запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами. Моделируют звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС. Работают в группе: по материалам учебника осваивают правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделируют их в ходе ролевых игр. Работают со взрослыми: обсуждают другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочиняют об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
43 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | КОКЗ | Выполняют тестовые задания учебника. Оценивают правильность/неправильность предложенных ответов. Формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | |||||
Раздел «Общение» (7ч) | ||||||||||
44 | | | Наша дружная семья. | К | Понимают учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремятся её выполнить. Рассказывают по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулируют понятие «культура общения». Обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Личностные УУД Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания. Установка на здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Задавать вопросы. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач. Управление действиями партнера (оценка, коррекция) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||||
45 | | | Проект «Родословная». | К | В ходе выполнения проекта дети интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирают фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); составляют родословное древо семьи; презентуют свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивают свои достижения. | |||||
46 | | | В школе. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждают вопрос о культуре общения в школе. Формулируют правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивают с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
47 | | | Правила вежливости. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулируют правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделируют ситуации общения в различных ситуациях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
48 | | | Ты и твои друзья. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждают проблему подарка в день рождения друга. Обсуждают правила поведения за столом. Моделируют правила поведения за столом (практическая работа). Формулируют правила этикета в гостях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
49 | | | Мы — зрители и пассажиры. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулируют их, возражая Советам Попугая. Обсуждают правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулируют их на основе иллюстраций учебника. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |||||
50 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | КОКЗ | Выполняют тестовые задания учебника. Оценивают правильность/неправильность предложенных ответов. Формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
Раздел «Путешествия» (18ч) | ||||||
51 | | | Посмотри вокруг. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта. Различают стороны горизонта, обозначать их на схеме. Работают в паре: находят на схеме и называют указанные стороны горизонта, моделируют стороны горизонта. Анализируют текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставляют вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулируют вывод о форме Земли. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | Личностные УУД Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания. Основы экологической культуры. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Задавать вопросы. Адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
52 | | | Ориентирование на местности. | ИНиПЗ | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе). Практическая работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу. Знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
53 | | | Ориентирование на местности. | К | ||
54 | | | Формы земной поверхности. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работают в паре: сравнивают по схеме холм и гору, осуществляют самопроверку с помощью текста учебника; характеризуют (на основе наблюдений) поверхность своего края. Описывают красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений). Работают с взрослыми: составляют фото-рассказ на тему «Красота гор». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
55 | | | Водные богатства. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию. Работают в паре: анализируют схему частей реки, рассказывают о частях реки по схеме, осуществляют самопроверку; на основе наблюдений рассказывают о водных богатствах своего края. Обсуждают эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям). Работают со взрослыми: составляют фото-рассказ на тему «Красота моря». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
56 | | | В гости к весне. | К | Понимают учебную задачу экскурсии и стремятся её выполнить. Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба». Формулируют выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. Оценивают свои достижения на экскурсии. | |
57 | | | В гости к весне. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Работают в группе: знакомятся по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находят в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различают известную и новую для себя информацию; узнают перелётных птиц на рисунке, осуществляют самопроверку, выступают с сообщениями в классе. Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. Работают со взрослыми: наблюдают весенние явления в природе, фиксируют результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составляют фото-рассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
58 | | | Россия на карте. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают изображение России на глобусе и карте. Работают в паре: соотносят пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначают их фишками с соответствующими номерами; осваивают приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков). Правильно показывают объекты на настенной карте (по инструкции учебника). Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
59 | | | Проект «Города России». | К | В ходе работы над проектом дети распределяют обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находят сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составляют презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); презентуют свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); оценивают достижения свои и товарищей; оформляют стенд «Города России». | |
60 | | | Путешествие по Москве. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Москву на карте России; знакомятся с планом Москвы, находят на нём достопримечательности столицы. Работают в паре: соотносят фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечают фишками знакомые объекты, описывают достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям. Отличают герб Москвы от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
61 | | | Московский Кремль. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя России. Работают в паре: находят на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывают о них по фотографии; извлекают из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовят сообщения по предложенному плану. Читают текст учебника, находят в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставляют современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова. Рассказывают о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывают достопримечательности Красной площади по фотографиям. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
62 | | | Город на Неве. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят Санкт-Петербург на карте России; знакомятся с планом Санкт-Петербурга, находят на нём достопримечательности города. Работают в паре: соотносят фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечают фишками знакомые объекты, описывают достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывают по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы. Отличают герб Санкт-Петербурга от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. Читают рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагают вопросы к рассказу, оценивают ответы одноклассников. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
63 | | | Путешествие по планете. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают глобус и карту мира; находить, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки. Работают в паре: соотносят фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначают их фишками с соответствующими номерами. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
64 | | | Путешествие по материкам. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Находят материки на карте мира. Работают в группе: знакомятся с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовят сообщения и выступают с ними перед классом. Предлагают вопросы по содержанию сообщений, оценивают ответы одноклассников. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
65 | | | Страны мира. Проект «Страны мира». | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Сравнивают физическую и политическую карты мира. Находят и показывают на политической карте мира территорию России, других стран. Работают в паре: соотносят фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначают эти страны соответствующими фишками; рассказывают по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводят примеры стран, расположенных на разных материках. Пользуясь дополнительной литературой, определяют, каким странам принадлежат представленные флаги. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети распределяют обязанности по выполнению проекта; готовят сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; подбирают фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); презентуют свои исследования с демонстрацией иллюстраций; оценивают свои достижения в выполнении проект. | |
66 | | | Впереди лето. | К | Понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить. Определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществляют самопроверку. Читают и обсуждают рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывают сценку по этому рассказу. Приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывают о красоте животных по своим наблюдениям. Работают со взрослыми: за лето готовят фото-рассказы или выполняют рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. | |
67 | | | Промежуточная аттестация по окружающему миру за курс 2 класса. | КОКЗ | Выполняют тестовые задания. | |
68 | | | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | КПЗУ | Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся. Оценивают свои достижения и достижения других учащихся. |
Контрольно-измерительные материалы
для оценки освоения обучающимися предмета за курс 2 класса
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Демонстрационный материал текста промежуточной аттестации.
А1. Что относится к неживой природе?
1) сосна 2) ромашка
3) воздух 4) воробей
А2. Что относится к природным явлениям?
1) чтение газеты 2) строительство дома
3) снегопад 4) встреча с другом
А3. Какое явление относится к осадкам?
1) гром 2) дождь
3) гололёд 4) ветер
А4. К какой группе животных относятся лягушки?
1) к земноводным 2) к зверям
3) к насекомым 4) к рыбам
А5. Что производит сельское хозяйство?
1) станки 2) одежду
3) молоко 4) кино
А6. К какому виду транспорта относится вертолёт?
1) к воздушному 2) к наземному
3) к водному 4) к подземному
А7. Как называется орган дыхания человека?
1) лёгкие 2) желудок
3) сердце 4) грудь
А8. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя?
1) горизонт 2) линия горизонта
3) Земля 4) открытая местность
А9. Как называется углубления с крутыми склонами на равнинах?
1) горы 2) холмы
3) овраги 4) балки
А10. Что растёт в водоёмах?
1) ландыш 2) кувшинка
3) лютик 4) вороний глаз
В1. Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу?
1) быстро перебежать
2) встать на специальном белом островке посередине дороги
3) вернуться обратно
4) аккуратно пройти между машинами
В2. Как ты можешь помочь родителям по дому?
1) починить розетку 2) отремонтировать утюг
3) потравить насекомых 4) сходить за хлебом
В3. Как нужно вести себя в автобусе?
1) громко смеяться 2) толкать пассажиров, если мало места
3) ехать на подножке 4) уступать места пожилым людям
С1. Найди русские города.
1) Париж 2) Москва
3) Новгород 4) Лондон
С2. Какие утверждения верны?
1) Москва – столица России
2) В Москве находится Эрмитаж
3) Основатель Москвы – Юрий Долгорукий
4) Русский флот был создан Петром Первым в Москве