Файл: Практическая работа 3 Построение функциональных диаграмм idef0 и диаграмм потоков данных dfd.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При необходимости можно завершить работу мастера, нажав кнопку «Окончить».

После завершения работы мастера, откроется рабочее пространство «Диаграммы», в котором можно приступить к рисованию графической модели (рис. 6). В верхней части приводятся сведения о проекте, введенные пользователем посредством мастера диаграмм.

Программа Ramus Educational обладает гибким графическим интерфейсом, который можно настроить под нужды и предпочтения конкретного пользователя: ненужные окна можно закрыть/свернуть; можно менять их размеры и месторасположение; также можно группировать два и более окон в одном, при этом содержимое вложенных окон будет размещено на вкладках общего окна (данный функционал возможен не для всех комбинаций окон).

  1. Сохраните созданную модель, выбрав опцию меню «Файл» – «Сохранить как».


2 Создание контекстной диаграммы

  1. На панели инструментов выберите пиктограмму функции ( ) и мышью укажите месторасположение на рабочем пространстве.

  1. Дайте данному функциональному блоку имя «Выполнить курсовую работу». Для этого дважды щелкните внутри блока.

  2. Используя пиктограмму панели инструментов , создайте стрелки на контекстной диаграмме согласно Таблица 1.

Таблица 2 – Контекстная диаграмма

Имя стрелки (Arrow Name)

Определение стрелки (Arrow Definition)

Тип стрелки (Arrow Type)

График

График консультаций и сроки сдачи

Input

Список литературы

Источники информации для выполнения курсовой работы

Input

Варианты заданий

Список заданий на курсовую работу, подлежащий распределению между студентами

Input

Методические указания

Документ, содержащий указания по выполнению курсовой работы, описывающий содержание ее частей и основные требования

Control

Положение о курсовом проектировании

Документ, отражающий организационные требования по выполнению и сдаче курсовой работы

Control

Курсовая работа

Документ, являющийся основанием для получения оценки

Output

Оценка за курсовую работу

Результат выполнения курсовой работы

Output

Студент

Тот, кто выполняет курсовую работу

Mechanism





  1. В результате должна получиться контекстная диаграмма.


3 Создание диаграммы декомпозиции

  1. Выберите в палитре инструментов кнопку перехода на нижний уровень , в диалоговом окне «Создание новой диаграммы» установите количество функциональных блоков 7, укажите тип диаграммы (IDEF0) и нажмите кнопку ОК.




  1. Автоматически будет создана диаграмма первого уровня декомпозиции с перенесенными в нее потоками родительской диаграммы.





  1. Выделите первую работу (функциональный блок), затем двойным щелчком мыши или, выбрав в контекстном меню пункт «Редактировать активный элемент», откройте окно свойств и внесите имя работы. Повторите операцию для оставшихся работ.

  2. Выделив необходимый поток (стрелку) и, удерживая левую клавишу мыши, соедините его требуемым образом (через вход, управление, механизм или выход) с соответствующим функциональным блоком. В результате должна получиться детализирующая диаграмма.



Диаграмма потоков данных DFD

1 Начало работы

  1. Запустите программу Ramus Educational. В появившемся окне предлагается создать новый проект или открыть уже существующий.



  1. После нажатия на кнопку «ОК» осуществляется запуск мастера проекта.

  • На первом шаге в соответствующие поля необходимо внести сведения об авторе, названии проекта и модели, а также выбрать тип нотации модели (IDEF0 или DFD) – в данном случае – DFD.



  • На втором шаге вводится название организации, использующей данный проект.

  • На третьем – дается краткое описание будущего проекта.

  • Четвертый шаг позволяет создать несколько основных классификаторов.




  • На пятом, заключительном, предлагается выбрать те из созданных классификаторов, элементы которых будут содержаться в перечне собственников процессов.



При необходимости можно завершить работу мастера, нажав кнопку «Окончить».

После завершения работы мастера, откроется рабочее пространство «Диаграммы», в котором можно приступить к построению графической модели. На панели инструментов, в верхней части окна рабочего пространства программы, содержатся элементы диаграммы потоков данных в нотации Gane-Sarson.



  1. Сохраните созданную модель, выбрав опцию меню «Файл» – «Сохранить как».

2 Создание контекстной диаграммы

  1. На панели инструментов выберите инструмент создания процесса ( ) и мышью укажите месторасположение на рабочем пространстве нового процесса.

  2. Выделив процесс, выберите в контекстном меню опцию «Редактировать активный элемент». В появившемся диалоговом окне на вкладке «Название» присвойте процессу имя «Выполнить курсовую работу»; на вкладке «Тип функционального блока» укажите тип элемента – «Процесс».



  1. На панели инструментов выберите инструмент создания внешней сущности и мышью укажите произвольное ее месторасположение в области построения.

  2. В контекстном меню созданной внешней сущности выберите опцию «Редактировать активный элемент», на вкладке «Объект» нажмите «Задать DFD объект», после чего, в появившемся окне выделите классификатор «Преподаватель» и нажмите «ОК».

  3. Повторяя действия предыдущего шага, добавьте внешнюю сущность «Студенты».







  1. Выбра на панели инструментов элемент , создайте стрелки на контекстной диаграмме. В результате должна получиться контекстная диаграмма.



3 Создание диаграммы декомпозиции

  1. Выберите в палитре инструментов кнопку перехода на нижний уровень , в диалоговом окне «Создание новой диаграммы» установите количество функциональных блоков 3, укажите тип диаграммы (DFD) и нажмите кнопку ОК.

  2. Автоматически будет создана диаграмма первого уровня декомпозиции с перенесенными в нее потоками родительской диаграммы.



  1. Двойным щелчком мыши на одном из процессов, или, выбрав в контекстном меню процесса пункт «Редактировать активный элемент», откройте окно редактирования свойств и задайте процессу имя. Повторите операцию для оставшихся процессов.

  2. Добавьте недостающие классификаторы для задания DFD объектов хранилищам данным. Для этого в меню выберите Окна -> Показать окно -> Классификаторы.

После этого нажмите на кнопку . Название классификатора можно ввести в созданную строку, дважды, медленно кликнув мышью по строке, или же нажав клавишу F2, предварительно выделив нужную строку мышью.

  1. Добавьте хранилища данных, воспользовавшись кнопкой палитры инструментов.

  2. Выделив необходимый поток (стрелку) и, удерживая левую клавишу мыши, соедините его требуемым образом с соответствующим процессом. В результате должна получиться детализирующая диаграмма.



  1. На основе описанных выше действий постройте диаграмму декомпозиций второго уровня для процесса «Оформить ПЗ».



Задание практической работы

По образцу построить диаграммы IDEF0 и DFD.
Задание самостоятельной работы

В соответствии с индивидуальным вариантом, построить диаграммы IDEF0 и DFD.

Перечень индивидуальных вариантов приведен в приложении А.

Отчет по практическому занятию выполняется в формате MS Word, который содержит экранные формы моделей согласно заданию.
Требования к построению модели

  1. На контекстной диаграмме необходимо указать точку зрения и цель моделирования.

  2. Количество блоков любой декомпозиции не менее 3-х и не более 9.

  3. Количество декомпозиций – 3 уровня декомпозиции.


Контрольные вопросы

  1. Каковы цели функционального моделирования?

  2. Назовите основные компоненты функциональной модели.

  3. Какие виды интерфейсных дуг различают в IDEF0?

  4. Для чего нужна цель и точка зрения?

  5. Что такое функциональный блок?

  6. Какие виды диаграмм может содержать функциональная модель?

  7. Каково назначение стандарта DFD?

  8. В чем основные отличия стандартов IDEF0 и DFD?

  9. Каким образом в MS Visio создается схема DFD? Какие для этого используются нотации?

  10. Какова роль основных элементов в стандарте DFD?

Приложение А


Перечень вариантов к практическим работам № 1-6


  1. Создание экспертной информационной системы

  2. Разработка системы электронного документооборота

  3. Разработка электронного магазина для предприятия

  4. Разработка корпоративной сети предприятия

  5. Разработка информационной подсистемы учета выпуска продукции фермерского хозяйства

  6. Разработка информационной подсистемы автоматизированной обработки документов коммерческого предприятия

  7. Разработка подсистемы управления кадрами предприятия

  8. Разработка подсистемы учета операций по импорту товаров

  9. Разработка системы автоматизации учета расчетов за проживание в общежитии

  10. Разработка системы автоматизации учета реализации и затрат на доставку мебели

  11. Разработка подсистемы учета дебиторов банка

  12. Разработка информационной подсистемы интернет-магазина

  13. Разработка информационной подсистемы банкомата

  14. Разработка информационной системы по организации учебного процесса

  15. Разработка подсистемы регистрации командировочных удостоверений в информационной системе

  16. Разработка ИС автотранспортного предприятия

  17. Разработка ИС учета договоров и контроля за их исполнением

  18. Разработка ИС учета и оптимизации транспортных расходов на предприятии

  19. Разработка информационной подсистемы страховой фирмы

  20. Разработка ИС учета материальных ресурсов предприятия

  21. Разработка подсистемы автоматизации складского учета

  22. Разработка подсистемы автоматизации учета платежей по договорам

  23. Разработка подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле

  24. Разработка системы регистрации и обработки медицинской информации на примере тестов на артериальное давление и анализы крови

  25. Разработка ИС учета обмена валют

  26. Разработка информационной системы склада косметики и парфюмерии

  27. Разработка ИС учета запасов предприятия

  28. Разработка ИС ведения реестра акционеров в банке

  29. Разработка ИС кинотеатра

  30. Разработка ИС библиотеки

  31. Разработка ИС аэропорта

  32. Разработка ИС автовокзала