Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московский государственный заочный педагогический институт

К. В. КОМАРОВ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Учебное пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов педагогических институтов

МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 1982
Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения РСФСР

Рецензенты:

Чевелева Н. А., кандидат педагогических наук, доцент МГЗПИ;

Ковшиков В. А., кандидат педагогических наук, доцент ЛГПИ им. А. И. Герцена;

Шаховская С. Н., кандидат педагогических наук, доцент МГПИ им. В. И. Ленина;

Зикеев А. Г., доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР.

Предисловие

XXVI съезд КПСС указал на необходимость повышения эф­фективности работы всех звеньев и форм образования и подго­товки кадров, в том числе поставил задачу: развивать и улуч­шать вечернее и заочное обучение. Решение этой задачи приме­нительно к заочному педагогическому образованию предполага­ет повышение уровня методической вооруженности учителя, что в свою очередь вызывает необходимость разработки новых учебных пособий для студентов-заочников по частным дидак­тикам.

Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нару­шениями речи как наука только начинает формироваться. Пока еще нет методических руководств для учителя, охватывающих все разделы работы по формированию речи и изучению русско­го языка как предмета в данном типе специальной школы. Нет и учебных пособий для студентов. Естественно, эти обстоя­тельства вызывают трудности при изучении соответствующего вузовского курса, особенно студентами-заочниками, так как в заочном обучении удельный вес самостоятельной работы, как известно, особенно велик.

Данное учебное пособие составлено с целью оказания по­мощи студентам-заочникам в проведении самостоятельных за­
нятий при изучении специальной методики русского языка. Оно разработано в соответствии с вузовской программой курса (1) и программой по русскому языку школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (2).

В настоящее время не представляется возможным дать пол­ное и систематическое изложение курса специальной методики. В предлагаемом учебном пособии нашла отражение лишь часть материалов курса, читаемого автором на протяжении ряда лет в МГЗПИ. В пособии излагается методика начального этапа формирования и коррекции речи детей с грубо выраженным общим речевым недоразвитием, которые составляют контингент учащихся I отделения специальной школы. В нем рассмотре­ны наиболее важные и наименее освещенные в специальной ли­тературе аспекты методики обучения языку.

Пособие состоит из четырех разделов. Первые два раздела «Специальная методика русского языка как наука» и «Общая характеристика системы работы по формированию речи и изу­чению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи» вводят студента в проблематику курса, дают направление са­мостоятельным занятиям. Они посвящены наиболее общим, ключевым вопросам курса.

В первом разделе дано описание сущности предмета, задач и методов исследования специальной методики русского языка, ее связей со смежными науками. При изложении предмета и задач специальной методики намечается круг вопросов, пробле­матика этой дисциплины. Второй раздел содержит материал, раскрывающий задачи, содержание, принципы, организацию ра­боты по обучению языку, ее планирование. В нем дается также характеристика методов и приемов работы по формированию речи и изучению языка как предмета в специальной школе.

Разделы третий и четвертый освещают методику развития диалогической и монологической (устной и письменной) речи на начальном, наиболее сложном и специфичном этапе обуче­ния (подготовительный — 5-й классы).

К каждому из разделов пособия указаны литература для са­мостоятельного изучения и контрольные вопросы.

Пособие имеет «Приложение», в котором представлена тема­тика рефератов, докладов, сообщений, которые могут быть под­готовлены студентами в ходе изучения специальной методики русского языка. Темы носят преимущественно практический ха­рактер.



В разработке лекционного курса и настоящего пособия ав­тор опирался на материалы исследований по вопросам форми­рования речи у детей с ее общим недоразвитием. В частности, были использованы труды сектора логопедии НИИД АПН СССР, послужившие базой для обоснования принципов соответствующей методической системы обучения языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (работы Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, А. В. Яст­ребовой, Н. А. Чевелевой, И. К. Колповской и др.).

Общие и частные положения, определяющие систему форми­рования речи и методику обучения языку как предмету, нашли отражение в ряде исследований названных авторов, в методи­ческой литературе, а также в программе по русскому языку для подготовительных IV классов I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

При подготовке пособия были использованы также матери­алы, опубликованные кафедрой логопедии МГПИ им. В. И. Ле­нина (В. И. Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская, С. И. Маевская, Л. А. Кроткова и др.).

В разработке пособия большую помощь оказали и другие публикации, в частности статьи учителей специальных школ, отражающие и обобщающие опыт обучения языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В освещении вопросов специальной методики русского язы­ка в школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями мы опирались также на данные современной дидактики, методики обучения русскому языку в начальных классах средней общеоб­разовательной школы, лингвистики, психологии речи, методики формирования речи у разных категорий аномальных детей.

Раздел I

СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

§ 1. Причины возникновения новой отрасли педагогических знаний

В процессе развития теории и практики дефектологии посте­пенно создаются возможности для все большей дифференциа­ции аномальных детей. Успехи, достигнутые за последние годы в изучении разных категорий аномалий, способствовали созда­нию новых типов специальных учебно-воспитательных учрежде­ний, педагогическое воздействие в которых отвечало бы особен­
ностям развития определенного контингента детей. Так, благо­даря научным исследованиям в области логопедии из общей категории детей с речевыми нарушениями были выделены дети с так называемым общим недоразвитием речи в тяжелой сте­пени, нуждающиеся в специально организованном обучении и воспитании (в условиях особого типа школы).

Однако выделение этой группы детей и решение вопроса об организационной форме их обучения произошло не одновремен­но. Вообще, практика обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, которые имеют нормальный физический слух и первично сохранный интеллект, существует уже в течение десятилетий. Организационно она оформлялась по-разному. У многих детей речевая недостаточность обнаруживалась в массовой школе, часто на фоне неуспеваемости. Если при легких дефектах речи (например, наличие недостатков произношения отдельных зву­ков) обучение таких детей в массовой школе все же оказывалось возможным, то в случаях тяжелой речевой недостаточности, при общем недоразвитии речи учителю приходилось по прошествии некоторого времени с начала обучения констатировать его не­возможность. Впрочем, и «легкие» случаи нередко оказывались обманчивыми. Так ставился вопрос о поисках других организа­ционных форм обучения этих детей. Одной из них были занятия с логопедом в том случае, когда ученик не справлялся со школьной программой, причем он продолжал посещать уроки в школе. Однако такая организация обучения не всегда решала проблему, так как в ряде случаев оказывалось, что школьник нуждается прежде всего не в индивидуальных занятиях, а в принципиально иной системе начального образования, чего он, естественно, не мог получить, занимаясь (в дополнение к обыч­ной школе) с логопедом.

В других случаях ребенка с тяжелым недоразвитием речи выводили из массовой школы в школу для умственно отсталых или слабослышащих и даже в школу глухих. Но из-за несоот­ветствия сущности дефекта характеру построения педагогиче­ского процесса в названных типах школ обучение такого ребен­ка не могло быть эффективным. Указанный отрицательный опыт обучения детей с тяжелым недоразвитием речи подводил к мыс­ли о необходимости выделения их в особую категорию и созда­ния школы специального типа. Сначала по организационным при­чинам создавались не школы, а классы для детей с тяжелыми
нарушениями речи при массовой или вспомогательной школах.

В настоящее время в нашей стране имеется несколько де­сятков школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сеть школ данного типа продолжает расти, так как еще далеко не всегда дети с этим дефектом охвачены специальным обучением.

Статус и структура нового типа специальной школы в соста­ве двух отделений были зафиксированы соответствующими официальными документами (6,7). В I отделение школы данного типа, согласно типовому положению о специальной общеобразо­вательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (в первую очередь, дети с дизартрией, ринолалией, алалией, афазией), препятствующее их обучению в об­щеобразовательной школе, а также дети, у которых общее не­доразвитие речи осложнено заиканием.

Возникновение нового типа школ, практика обучения и вос­питания в них детей с тяжелым недоразвитием речи привели к необходимости разработки специальных разделов педагогики и соответствующих частных методик (8), которые обеспечили бы на­учную основу содержания, оснащения, построения педагогиче­ского процесса.

Естественно, наиболее актуальные проблемы, нуждающие­ся в теоретическом и практическом разрешении,— это формиро­вание полноценной речи у учащихся и реализация требований, относящихся к освоению программы по русскому языку снача­ла в пределах начального, а затем и восьмилетнего звена школьного образования (9). Нарождающаяся отрасль педагогиче­ских знаний как один из разделов дефектологии (или специальной педагогики) получила название «Методика русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи». Примем это название как условное, помня при этом, что отсутствие в нем слова «речь» может быть оправдано лишь в результате осознанной трудности совмещения в одной формуле слова «речь» со словом «язык».

Потребности совершенствования всей учебно-воспитатель­ной работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи диктуют необходимость разработки теоретических основ спе­циальной методики русского языка, что в первую очередь свя­зано с выяснением ее предмета, задач, методов исследования. Рассмотрение этих вопросов и составляет содержание данного