Файл: Задача культуры речи контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2

1. Какова основная задача культуры речи?

Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.
2. Что понимается под кодификацией языка?

Кодификация языка - это эксплицитное (зафиксированное
в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта, целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.


3. Что такое языковая норма?

Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора
и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными
в конкретный исторический период.


4. Как вы определите функции языковой нормы?

Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?

Язык существует лишь в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Так что устанавливать жесткие нормы для языка - все равно, что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно. Так что опасности никакой нет, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно, пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи. Но только учить культуре речи - бесперспективно
и даже безнадежно. Нужно еще, чтобы учащиеся читали классику 19-20 века и чем больше, тем лучше. Это самое эффективное средство правильного пользования языком.



6. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры?




Правила


Нормы

акцентологические


постановки ударения


фонетическая


произношения


фонетическая


употребления слов


лексическая


образования слов


морфологическая


образования грамматических форм слова


морфологическая


объединения слов в словосочетания и предложения


лексическая


написания слов постановки знаков препинания


синтаксическая


7. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки?

1. Устойчивость и стабильность;

2.Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил;

3.Литературная традиция и авторитет источников;

4.Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор;

5. Динамический характер, изменяемость;

6.Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы.

8. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности?

Есть различные нормы. Нормы-принципы - руководящие начала, некоторые рассматривают их как обычаи. Такие нормы не прописаны
в законе, их соблюдают как традиции. Есть так же иные нормы, которые содержат в себе общеобязательные правила поведения, которые выполнять обязаны все неукоснительно, иначе понесут наказание
в соответствии с Законодательством. Поэтому важным вопросом должно быть не владение нормами, а их соблюдение! Культурный, интеллигентный человек этими правилами пропитан и следует Он им для того, чтобы перед собой совестно не было.

9. Найдите ошибки в следующих высказываниях:



1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средстваА. -
На решение этой задачи необходимы дополнительные срЕдства.

2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. - Не могу согласиться
с тем, что говорил докладчик.

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. - Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно она занимает большинство времени.

4. В современных переводах много языковых погрешностей. - В современном переводе много языковых погрешностей.

5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. - Такого разностороннего органа, как конференцию по разоружению, можно было бы использовать
по назначению.

6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. - Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно.

7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону - Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону…

8. Многие приняли участие в крёстном ходе. - Многие приняли участие
в крестном ходе.

2