Файл: Задача культуры речи контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
1. Какова основная задача культуры речи?
Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение.
2. Что понимается под кодификацией языка?
Кодификация языка - это эксплицитное (зафиксированное
в словарях, грамматиках и т. п.) признание нормативности языкового явления или факта, целенаправленная разработка правил и предписаний, призванная способствовать сохранению литературных норм и их научно обоснованному обновлению.
3. Что такое языковая норма?
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора
и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными
в конкретный исторический период.
4. Как вы определите функции языковой нормы?
Языковые нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.
5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Язык существует лишь в головах людей, а поскольку мировоззрения людей со временем изменяются, изменяется и язык. Так что устанавливать жесткие нормы для языка - все равно, что пытаться установить жесткие нормы человеческого восприятия мира, что невозможно. Так что опасности никакой нет, люди все равно будут думать говорить по-своему. Другое дело, что необходимо учить правильно, пользоваться языком: соблюдать грамматику, знать нормативную сочетаемость слов и т. п., что и составляет суть культуры речи. Но только учить культуре речи - бесперспективно
и даже безнадежно. Нужно еще, чтобы учащиеся читали классику 19-20 века и чем больше, тем лучше. Это самое эффективное средство правильного пользования языком.
6. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры?
Правила | Нормы акцентологические |
постановки ударения | фонетическая |
произношения | фонетическая |
употребления слов | лексическая |
образования слов | морфологическая |
образования грамматических форм слова | морфологическая |
объединения слов в словосочетания и предложения | лексическая |
написания слов постановки знаков препинания | синтаксическая |
7. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки?
1. Устойчивость и стабильность;
2.Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил;
3.Литературная традиция и авторитет источников;
4.Культурно-эстетическое восприятие или оценка языка и его фактор;
5. Динамический характер, изменяемость;
6.Возможность языкового плюрализма – существования нескольких вариантов нормы.
8. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности?
Есть различные нормы. Нормы-принципы - руководящие начала, некоторые рассматривают их как обычаи. Такие нормы не прописаны
в законе, их соблюдают как традиции. Есть так же иные нормы, которые содержат в себе общеобязательные правила поведения, которые выполнять обязаны все неукоснительно, иначе понесут наказание
в соответствии с Законодательством. Поэтому важным вопросом должно быть не владение нормами, а их соблюдение! Культурный, интеллигентный человек этими правилами пропитан и следует Он им для того, чтобы перед собой совестно не было.
9. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средстваА. -
На решение этой задачи необходимы дополнительные срЕдства.
2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. - Не могу согласиться
с тем, что говорил докладчик.
3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. - Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно она занимает большинство времени.
4. В современных переводах много языковых погрешностей. - В современном переводе много языковых погрешностей.
5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. - Такого разностороннего органа, как конференцию по разоружению, можно было бы использовать
по назначению.
6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. - Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно.
7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону - Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону…
8. Многие приняли участие в крёстном ходе. - Многие приняли участие
в крестном ходе.
2