ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Категория состояния как часть речи.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер, синквейн)
Задачи:
1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.
2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной компетентностной основе:
- коммуникативный;
- метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание синквейнов на этапе рефлексии);
- исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния);
- проектная деятельность (презентация, домашнее задание – создание дидактического материала).
Оборудование:
а) Литература:
-
Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: К учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»/ Е. А. Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. -
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов.
б) Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
в) Раздаточный материал: таблицы для заполнения по ходу урока, план работы по категории состояния
Структура урока:
-
Организационный момент. -
Подведение к теме урока (проблемная ситуация). Работа со стихотворением К.Р. «Растворил я окно – стало скучно невмочь…» -
Определение темы и цели урока. -
Составление сравнительной таблицы разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния. -
Составление кластера (приём метода критического мышления) -
Лингвистическая разминка (толкование слова категория) -
Работа по теме урока
- Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».
- Работа учащихся с предложениями.
- Самостоятельная работа на карточках
- Творческое задание (составление синквейна)
-
Итоги. Рефлексия. Оценки. -
Домашнее задание (на выбор).
Ход урока:
-
Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята!
-
Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
1. Учитель читает стихотворение (Слайд 2)
Растворил я окно – стало грустно невмочь –
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
К.Р.
-
Беседа.
- Кто автор этих строк? (Константин Константинович Романов (1858 – 1915) – великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург. Второй сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I. Печатал свои стихотворения под инициалами К.Р., так как выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».) (Слайд 3)
- Какое настроение оно вызывает? (Грусти, раздумий об одиночестве…)
Учитель: Мы на уроке грустить не будем. Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения отнесённости его к части речи. К какой части речи относится это слово? (Это наречие или может быть краткое прилагательное).
Наречие отвечает на вопрос как? обозначают признак действия, в предложении является обстоятельством.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении являются сказуемым.
- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)
- Какой план работы для решения этого вопроса вы предлагаете?
План:
1.Повторить признаки наречий: семантические, морфологические, синтаксические
2.Повторить признаки кратких прилагательных: семантические, морфологические, синтаксические
3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных
(Слайд 4)
Класс делится на 3 подгруппы для решения данной задачи; в 3 группу входят учащиеся, имеющие хорошую подготовку по русскому языку – эксперты.
- Группам раздаётся дидактический материал для наблюдений и анализа, план работы.
Её лицо было грустно.
Она смотрела грустно.
Ей было грустно.
(Слайд 5)
-
Определение темы и цели урока
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. На работу отводится 5 – 6 минут.
- Рассмотрим первое предложение.
- Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (впредложении является сказуемым).
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо.
Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
-
Это неизменяемая часть речи -
Употребляется в предложении без подлежащего -
Является сказуемым
- Что обозначает это слово; выделенное слово в стихотворении К.Р.? (Состояние человека)
- Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние?
Это слова категории состояния. Поэтому тема нашего урока: «Слова категории состояния».
- Ребята, это новая часть речи или мы встречались с такими словами?
(Это новая часть речи)
- Докажите это.
IV. Учащимся предлагается составить сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признакпредмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется | Не изменяется |
Результатом работы является таблица, правильность которой проверяют учащиеся – эксперты.
Сделаем выводы.
- Что называется словами категории состояния?
-
Составление кластера. (Слайд 6)
Слова категории состояния:
-
Это неизменяемая часть речи -
Обозначает состояние человека, природы, оценку действия -
Отвечают на вопросы как? каково? -
Не зависит от других слов -
Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
VI. Лингвистическая разминка
- Найдите в толковом словаре толкование слова категория и выделите то значение, которое соответствует нашему понятию (задание даётся наиболее слабому ученику).
Категория (с греч. – высказывание, суждение):
1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени);
2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории);
3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория).
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
-
Работа по теме урока.
1. Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова
а) Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
б) Беседа
- Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов) (Слайд 8)
- Задание: найдите в данном тексте слова категории состояния. Докажите.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
- Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния отличаются от наречия тем, что, во-первых, употребляются только в безличном предложении (в предложении без подлежащего); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством.
2. Работа учащихся с предложениями.
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу.
Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием)
Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным)
Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния)
3.Самостоятельная работа на карточках.
Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу.
В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.
Душевное и физическое состояние человека | Состояние природы и окружающей среды | Оценка действий |
больно, скучно, холодно, досадно | тепло, сухо, темно, спокойно | лень, можно, нельзя, трудно, стыдно |
Проверка работы.
4. Творческое задание.
Учащимся предлагается сочинить синквейн на тему: «Слова категории состояния». На работу отводится 5 минут.
VIII. Итоги. Рефлексия. Оценки.
- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока)
1. Что узнали?
2. Чему научились?
3. Что сумели сделать?
Рефлексия.
- Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
- Как себя чувствовали на уроке? Нарисуйте на полях в тетрадке смайлик, отражающий ваше состояние. (ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК)
- Что было интересным для вас? Что было неинтересным?
Оценки за урок.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор):
1. Подберите цитаты, в которых бы слова пора, жаль, охота, неохота, выступали в роли категории состояния.
2. Составьте дидактический материал к уроку «Слова категории состояния», используя произведения русской классики.
- Спасибо за урок. Мне хотелось, чтобы вам было интересно. Если у вас возникли вопросы, я попытаюсь на них ответить.