Файл: Заповеди педагогического общения (по В. А. КанКалику, 1987).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987)
Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии.
При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач... Такое замыкание педагогического общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, «от себя»: «Мне это нужно... Это связано с педагогическими целями...», а ребенок с его интересами и чаяниями незаметно ускользает из поля педагогического видения. Очень важно строить педагогическое общение с детьми не «от себя», а «от них».
Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Это значит, что надо учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. Помните - это так же важно, как и отобрав верные методы обучения и воспитания.
Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной фуксией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональна «репертуар» общения. т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания содействия.
Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей.
Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к лич
ности ребенка.
Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.
Доказывая неверность мнения ученика, не задевайте недостатки его характера.
Учитывайте большую эмоциональность и ранимость девушек. Они негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, поэтому необходимо выстраивать систему косвенного влияния.
Избегайте штампов в общении с детьми. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год.
Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам - это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно (зазывается на общей атмосфере в коллективе.
Чаще улыбайтесь детям. Это говорит о том,
что вам встреча с ними приятна.
Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучание, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания.
Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса.
Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстоящего разговора.
Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности: не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.