Файл: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5 класс

Урок №

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

  1. Мотивация

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

  • Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

(ученики высказывают свои предположения)

IV. Изучение нового материала

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Знать и демос в Афинском полисе

На доске тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

  1. Древнегреческие полисы

  • Работа над понятием:

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика».

Акрополь – (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.

Агора - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний


(ученики записывают в тетради определения)

Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.

  • Работа с к/к. Обозначить части Греции.

В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

  • Работа с учебником. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника. При прочтении данного пункта ученики должны выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? Как происходило управление властью в Афинах?

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

(ученики выполняют задание)

В VIII-VII вв. до н.э. в Афинах появилось много ремесленных мастерских. Требуется больше хлеба, однако почвы для выращивания пшеницы непригодны.

  • Работа над понятиями:

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.

(учащиеся записывают в тетрадь)


  • Работа с историческим документом (стр. 141 «Законы Драконта»)

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…



...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.—С. 129.

  • Беседа по вопросам к документу.

  • Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

  • Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

  • Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

  • За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

  • Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

  • Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

  • К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление.

  • Беседа.

  • Повторим, что мы изучили на уроке нового?

  • Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

  • Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

  • Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

§ 29, подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в 7 в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи? Где оно было хуже? Чем хуже?