Файл: Россия Родина моя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО студента













Раздел

Тема урока

«Россия — Родина моя»

«Мелодия»










Педагогические цели

Способствовать осознанию мелодии как основы музыкального произведения; содействовать систематизированию слухового опыта учащихся в умении определять песенное начало произведения; создать условия для развития умений осознанно и эмоционально вопринимать музыку, слышать и оценивать собственное исполнение; определять, на что похожа мелодия мелодия (песня), кем она написана (композиторская или народная), какие интонации помогают «увидеть» изображения в музыке.










Тип урока

Вводный урок, комбинированный.










Проблема урока

О чем рассказывает мелодия? Можно ли «увидеть» музыку?










Планируемые результаты (предметные)

Узнают: что такое мелодия, аккомпанемент, как «рисует» музыка.

Научатся: размышлять о музыке, какую она «рисует» картину (на примере музыки М. Мусоргского); слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении; исполнять хоровое произведение (петь хором); понимать, что мелодия — основа музыки; узнавать изученные музыкальные произведения, называть их авторов.

Получат возможность научиться: обогащать индивидуальный музыкальный опыт; понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью; расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума; вопринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, внимательно слушать учителя и одноклассников; выражать собственное мнение о прослушанной и исполненной музыке, уважать мнениеп других.










Личностные результаты

Проявляют эмоциональное отношениеп к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую принадлежность нра основеп изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.










Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: выполняют учебные действия в качествеп слушателя; планируют учебныеп действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: используют общие приемы решения познавательной задачи; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; умеют вести диалог, слушают и понимают собеседника.










Основное содержание темы, понятия и термины

Знакомство с учебником. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Инструментальная музыка. Музыкальныеп образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Композитор, мелодия, аккомпанемент, песня, слушатель.










Образовательные ресурсы

Учебник «Музыка» 2 класс, с. 6-7; портрет М.П. Мусоргского; фонохрестоматия музыкального материала 2 класс CD-диск (TR № 1), мультимедийная презентация «Рассвет на Москве-реке».










Музыкальный материал

Слушание: М. Мусоргский Вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».

Пение: популярные детские песни (по желанию учащихся), муз. Я, Дубравина сл. С. Суслова «Добрый день».










Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Совершаемые действия

Формируемые умения

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Музыкальное приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте (дневник, учебник, ручка).

Личностные: проверяют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу.

Фронтальная. Наблюдение.

2. Подготовка к основному этапу урока.

Организует ознакомление с учебником на основе проблемной ситуации: если бы не было надписи с названием учебника, как можно догадаться, что это учебник «Музыка»?

Знакомит с разделами учебника, значками-символами.

Предлагает вместе (или отдельных учеников) прочитать пожелание (вводную статью) на с. 3.

Слушают учителя. Строят и озвучивают свои предположения. Рассматривают учебник, знакомятся со значками-символами, читают названия разделов. Проявляют готовность к бережному отношению к учебнику как источнику знаний.

Читают вводную статью.

Регулятивные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно выстраивают свои ответы; овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других.

Фронтальная.

Слушание, устный опрос.

3. Постановка учебной задачи.

Предлагает прочитать название первого раздела учебника «Россия — Родина моя».

  • Подумайте, почему именно этот раздел открывает учебник?

  • На каких уроках в начальной школе вы знакомитесь с природой, историей, культурой России?

  • С чем мы познакомимся в этом разделе учебника?

  • Как музыка поможет нам лучше узнать свою страну?

  • Чему еще может научить нас музыка о России?

Предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 6-7 и объяснить, что каждый ученик понимает под понятием «Родина».

Слушают учителя. Читают название раздела, отвечают на вопросы учителя. Рассматривают иллюстрацию. Раскрывают значениеп понятия «Родина». Предлагают свои формулировки учебной задачи урока.

Регулятивные: формулируют учебную задачу под руководством учителя.

Личностные: проявляют чувство сопричастности к своей Родине, осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России.

Фронтальная.

Устный опрос.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует проблемную ситуацию и условия для ее решения. На доске ровные, извилистые, зигзагообразные линии.

  • Посмотрите на доску. Как вы думаете, что здесь изображено?

  • Сопоставьте изображение с темой урока. Как они между собой связаны?

Обобщает ответы детей и формулирует тему урока «Мелодия».

  • Вы обращали внимание на то, что иногда, занимаясь каким-нибудь делом, или просто находясь в хорошем расположении духа, мы напеваем. Иногда даже без слов. Мы напеваем мелодию. Слово «мелодия» в переводе с греческого языка означает «петь песню». Давайте пропоем мелодии любимых ваших песен.

Организует исполнение детьми мелодий популярных детских песен (по выбору учащихся) или использовует игру «Угадай мелодию».

Предлагает прослушать незнакомую мелодию (Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке) и подумать, о чем она может рассказать.

  • Какую картину рисует музыка?

  • Какое название подошло бы к этой мелодии?

  • Какими чувствами наполнена эта мелодия? Подберите подходящие слова-характеристики.

  • Как вы считаете, это мелодия народной песни или мелодия, написанная композитором?

  • Какое отношение имеет к прослушаннной музыке иллюстрация в учебнике? Что на ней изображено?

  • Произведение, которое мы послушали, называется «Рассвет на Москве-реке». Написал эту красивую, душевную мелодию русский композитор Модест Петрович Мусоргский, живший в 19 веке.

Обращает внимание учащихся на портрет композитора в учебнике и на доске.

Предлагает пропеть главную тему, ориентируясь на нотную запись в учебнике в сопровождении фортепиано.

  • К чему близка эта мелодия — к маршу, песне или танцу?

  • Какие интонации и изобразительные моменты помогают нам понять время суток, изображенное в музыке?

Предлагает учащимся представить себя в роли дирижера и продирижировать музыкальный фрагмент.

  • Как двигается мелодия? Изобразите рукой движение мелодии и ее характер.

Рассматривают изображение на доске, высказывают и аргументируют свои предположения.

Исполняют мелодии любтмых песен сольно и хором.
Слушают новое музыкальное произведение, проводят интонационно-образный анализ, подбирают выразительные характеристики. Сопоставляют звучание музыки и изображение, сравнивают.

Запоминают название музыкального произведения, его автора.

Осознают значение понятия «мелодия» через слушание, собственное пение.

Участвуют в пластическом интонировании в роли дирижера.

Регулятивные: выполняют учебныеп действия в громкоречевой и умственной форме; оценивают совместно с учителем илиодноклассниками результат своих действий, вносят соответтсвующие коррективы; в сотрудничестве с учителем, классом находят решениеп учебной задачи.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений различных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости.

Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; проявляют эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизинр человека и общества.

Фронтальная. Устный опрос, слушание, сольное и хоровое пение, работа с иллюстрациями, нотным текстом.

5. Вокально-хоровая работа

Проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику для подготовки голосового аппарата к пению.

Исполняет песню самостоятельно в сопровождении инструмента или под фонограмму.

Организует разучивание песни Я. Дубравина на сл. С. Суслова «Добрый день».

  • Охарактеризуйте мелодию песни.

  • Как движется мелодия?

  • Как нужно исполнять мелодию песни, чтобы слова сочетались с мелодией?

Разучивание мелодии по фразам с соблюдением динамических оттенков. Работа над дикцией, фразировкой, выразительностью исполнения.

Выполняют дыхательные упражнения, участвуют в артикуляционной разминке.

Проводят интонационно-образный анализ мелодии песни.

Предлагают свои варианты исполнения песни в опоре на текст.

Исполняют разученную песню выразительно хором, с солистом (по желанию).

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

Фронтальная.

Слушание, хоровое и сольное пение.

6. Закрепление знаний и способов действий

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Фронтальная. Устный опрос.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке.

  • Какая задача стояла перед нами? Удалось ее решить?

  • Кто справился с задачей?

  • Кто испытал затруднения? Какие? Почему?

  • Кто из учащихся заслужил аплодисменты за работу на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная. Устный опрос.

Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике с. 6-7, ответить на вопросы.

Придумать задания для игры «Угадай мелодию» для одноклассников или родственников.

Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания.

Делают записи в дневнике, слушают объяснение учителя.

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Индивидуальная.