Файл: Уроках географии Учитель географии Средней школы 1 Кириллова А. В. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IХ Ярмарка педагогических идей
«Формирование навыков и компетенций XXI века»
«Формирование 4К на уроках географии»
Учитель географии «Средней школы № 1»
Кириллова А.В.
«В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».
Л.С. Выготский
Анализ исследования показывает, что
трудно:
- свободно говорить перед классом – 51%,
- делать сообщение по ключевым словам и опорному конспекту -33%,
- увлечь одноклассников своим ответом – 72%,
- внимательно слушать своих одноклассников – 66%,
- ждать возможности высказать свое мнение – 71%,
- считаться с мнением своих одноклассников – 48%.
Правила ведения диалога:
- Любое мнение ценно.
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
- Хочешь говорить – подними руку.
- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.
- Обращение начинается с имени.
- Критика должна быть тактичной.
- Отсутствие результата – тоже результат.
- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Приём | Формируемые умения | Применение на уроках географии |
«Дискуссия» (Дебаты, Верные-неверные утверждения). | - Умение аргументировать свою точку зрения. - Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению. - Умение высказывать своё мнение. - Умение строить полный ответ. | 11 класс: Тема урока: «Глобальные проблемы человечества» Проблемы для дискуссии: (Вопросы для обсуждения) 1) Сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы возможные пути их решения? 2) Используя материалы учебника и ваши знания по географии, сформулируйте вашу точку зрения на тему «проблемы здоровья и долголетия человека». 3) Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека. Информатизация и глобализация – благо для современного мира. Проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками. |
Приём | Формируемые умения | Применение на уроках географии |
«Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: - явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний; - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки. | - Умение осознанно читать. - Умение выделять в тексте понятное, непонятное. - Умение высказывать своё мнение. - Умение аргументировать свою точку зрения. | Использую при описании географического положения объекта. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность. 5 класс. Градусная сеть. «Градусная сетка на карте и глобусе состоит из параллелей и меридианов. Меридианы – это горизонтальные линии, а параллели – вертикальные. Параллели соединяют северный и южный полюса. А меридианы показывают направления на запад и восток. По параллелям и меридианам можно определить географические координаты сравнительно небольшого географического объекта на карте. Эти координаты называются шириной и высотой. Самый длинный меридиан на карте – это экватор.» Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками». Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. |
Приём | Формируемые умения | Применение на уроках географии |
«Инсерт». Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее. В таблицы выписываются основные положения из текста. Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться своими мнениями, сделать определённые выводы. Осуществляется поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. | - Умение осознанно читать. - Ставить цель чтения. - Выделять в тексте понятное, непонятное. - Выделять главную мысль текста, частей текста. - Извлекать из текста информацию. - Формулировать выводы. - Умение слушать. | Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше. |
Приём | Формируемые умения |
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов». Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с путешественниками дальше? Почему так думаете? Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?) | - Умение отвечать на вопросы по содержанию. - Умение отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста. - Умение находить в тексте подтверждение предложенного суждения. - Умение извлекать из текста информацию, данную в явном виде. - Умение извлекать из текста информацию, данную в неявном виде. - Умение высказывать своё мнение. Пример: Урок « История исследования Африки». В начале урока на магнитной доске к портретам исследователей Африки, учащиеся предположительно прикрепляют данные – даты, открытия, объекты и др.,без комментариев учителя. |
Тонкие | Толстые |
Кто? что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..? | Дайте 3 объяснения: почему…? Объясните, почему..? Почему вы думаете..? Почему вы считаете..? В чём различие..? Предположите, что будет, если..? Что, если..? |
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое океан? Что связывает все океаны? Когда они образовались? Как называли океаны в древности? Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации? | Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном? Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях? Почему нельзя пить воду из океана? В чём различие Тихого и Индийского океанов? Предположите, что будет, если океаны высохнут? Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты? |
«Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.
Работа может быть организована как в паре, так и в группе.
- Умение задавать вопрос.
- Умение излагать ответ на вопрос.
- Умение подбирать соответствующие примеры, факты, аргументы при ответе.
- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.
- Умение работать в паре, приходить к единому мнению.
- Умение слушать других.
- умение обобщать пройденный материал;
- умение сравнивать и анализировать;
- умение выделять главное и проводить аналогии;
- умение создавать целостное представления об изучаемых объектах.
Пример: Урок « Северо-запад России»
Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Используйте прием «Концептуальная таблица».
Концептуальная таблица
Москва | Линии сравнения | Санкт-Петербург |
1.В какой части страны расположен город? | ||
2.Выход к морю | ||
3.Транспортное положение | ||
4.Положение на реке | ||
5.Планировка города А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная) Б) явный центр города В) год основания Г) достопримечательности |
Коммуникативная компетентность:
- качество, необходимое человеку в любых ситуациях;
- характеристика личности, его способность, которая проявляется в поведении человека, его деятельности, позволяя разрешать жизненные, практические ситуации;
- в современном обществе особое значение приобретает субъект-субъектная модель коммуникации – умение слышать друг друга и договариваться (разные группы со своими интересами, языками, культурой и традициями, моделью поведения);
- коммуникация всегда «встроена» в какую-либо деятельность и обусловлена ею;
- логика деятельностного подхода требует создания в образовательном процессе условий для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретает опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения.
В это весеннее утро хочется пожелать вам маленьких радостей! Чашку ароматного кофе, сваренного не вами, но для вас. Неожиданного телефонного звонка от старого, доброго друга… Самой короткой очереди в магазине. Новой книги, которую вы так искали! Ее хрустящие страницы еще пахнут бумагой и типографской краской, и вам никак не надышаться ими. Счастливого дня вам! Превосходных, маленьких моментов счастья, которые подарят удивительное ощущение того, что вам везёт, что мир улыбается вам, подсказывая верную дорогу.