Файл: Уроках географии Учитель географии Средней школы 1 Кириллова А. В. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IХ Ярмарка педагогических идей

«Формирование навыков и компетенций XXI века»

«Формирование 4К на уроках географии»

Учитель географии «Средней школы № 1»

Кириллова А.В.

«В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».

Л.С. Выготский

Анализ исследования показывает, что

трудно:
  • свободно говорить перед классом – 51%,
  • делать сообщение по ключевым словам и опорному конспекту -33%,
  • увлечь одноклассников своим ответом – 72%,
  • внимательно слушать своих одноклассников – 66%,
  • ждать возможности высказать свое мнение – 71%,

  • - считаться с мнением своих одноклассников – 48%.

Правила ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Приём

Формируемые умения

Применение на уроках географии

«Дискуссия»

(Дебаты, Верные-неверные утверждения).



- Умение аргументировать свою точку зрения.

- Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение строить полный ответ.

11 класс: Тема урока: «Глобальные проблемы человечества»

Проблемы для дискуссии: (Вопросы для обсуждения)

1) Сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы возможные пути их решения?

2) Используя материалы учебника и ваши знания по географии, сформулируйте вашу точку зрения на тему «проблемы здоровья и долголетия человека».

3) Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека. Информатизация и глобализация – благо для современного мира.

Проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.




Приём

Формируемые умения

Применение на уроках географии

«Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки.

- Умение осознанно читать.

- Умение выделять в тексте понятное, непонятное.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение аргументировать свою точку зрения.



Использую при описании географического положения объекта. Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность.



5 класс. Градусная сеть.

«Градусная сетка на карте и глобусе состоит из параллелей и меридианов. Меридианы – это горизонтальные линии, а параллели – вертикальные. Параллели соединяют северный и южный полюса. А меридианы показывают направления на запад и восток. По параллелям и меридианам можно определить географические координаты сравнительно небольшого географического объекта на карте. Эти координаты называются шириной и высотой. Самый длинный меридиан на карте – это экватор.»

Обратное задание: «Составь рассказ с географическими ошибками». Данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.



Приём

Формируемые умения

Применение на уроках географии

«Инсерт».

Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее. В таблицы выписываются основные положения из текста. Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться своими мнениями, сделать определённые выводы. Осуществляется поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

- Умение осознанно читать.

- Ставить цель чтения.

- Выделять в тексте понятное, непонятное.

- Выделять главную мысль текста, частей текста.

- Извлекать из текста информацию.

- Формулировать выводы.

- Умение слушать.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.




Приём

Формируемые умения

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов».

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с путешественниками дальше? Почему так думаете? Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?)

- Умение отвечать на вопросы по содержанию.

- Умение отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста.

- Умение находить в тексте подтверждение предложенного суждения.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в явном виде.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.

- Умение высказывать своё мнение.



Пример: Урок « История исследования Африки». В начале урока на магнитной доске к портретам исследователей Африки, учащиеся предположительно прикрепляют данные – даты, открытия, объекты и др.,без комментариев учителя.

Тонкие

Толстые

Кто? что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..?

Дайте 3 объяснения: почему…?

Объясните, почему..?

Почему вы думаете..?

Почему вы считаете..?

В чём различие..?

Предположите, что будет, если..? Что, если..?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что такое океан?

Что связывает все океаны?

Когда они образовались?

Как называли океаны в древности?

Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации?

Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном?

Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

Почему нельзя пить воду из океана?

В чём различие Тихого и Индийского океанов?

Предположите, что будет, если океаны высохнут?

Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты?

«Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе.

- Умение задавать вопрос.

- Умение излагать ответ на вопрос.


- Умение подбирать соответствующие примеры, факты, аргументы при ответе.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

- Умение работать в паре, приходить к единому мнению.

- Умение слушать других.

- умение обобщать пройденный материал;

- умение сравнивать и анализировать;

- умение выделять главное и проводить аналогии;

- умение создавать целостное представления об изучаемых объектах.

Пример: Урок « Северо-запад России»

Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Используйте прием «Концептуальная таблица».

Концептуальная таблица

Москва

Линии сравнения

Санкт-Петербург

1.В какой части страны расположен город?

2.Выход к морю        

3.Транспортное положение        

4.Положение на реке

5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая,

дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности

Коммуникативная компетентность:

- качество, необходимое человеку в любых ситуациях;

- характеристика личности, его способность, которая проявляется в поведении человека, его деятельности, позволяя разрешать жизненные, практические ситуации;

- в современном обществе особое значение приобретает субъект-субъектная модель коммуникации – умение слышать друг друга и договариваться (разные группы со своими интересами, языками, культурой и традициями, моделью поведения);

- коммуникация всегда «встроена» в какую-либо деятельность и обусловлена ею;

- логика деятельностного подхода требует создания в образовательном процессе условий для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретает опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения.

В это весеннее утро хочется пожелать вам маленьких радостей!  Чашку ароматного кофе, сваренного не вами, но для вас.  Неожиданного телефонного звонка от старого, доброго друга…  Самой короткой очереди в магазине. Новой книги, которую вы так искали! Ее хрустящие страницы еще пахнут бумагой и типографской краской, и вам никак не надышаться ими.  Счастливого дня вам! Превосходных, маленьких моментов счастья, которые подарят удивительное ощущение того, что вам везёт, что мир улыбается вам, подсказывая верную дорогу.