Файл: Метрические единицы длины Цель урока Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач. Задачи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метрические единицы длины

Цель урока: Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач.

Задачи: Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.

Воспитывать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: линейка, доска, компьютер, фрагмент мультфильма, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Определим тему нашего урока самостоятельно, слушаем внимательно весь разговор.

3. Актуализация опорных знаний.

- точка, прямая, луч, отрезок ?

- измерительные приборы ? единичный отрезок ? единицы измерения ?

- смотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев».

(используют в математике такие ед. длины ? а какие используют ?

Базовая единица - МЕТР, остальное – приставки. )

Итак, какая тема урока ?

4. Новый материал.

  • Историческая справка. (метр появился во Франции в 1791 г.,

г.Севр - Палата мер и весов)

  • Форзац учебника – метрические единицы длины.

  • Учебник, стр.84 - читаем 2 абзаца внизу об измерении очень малых и очень больших величин.

  • № 384 (1 ст.)

  • № 386 (1 ст.).

5. Закрепление.

Метр довольно молодая единица измерения длины, а что же было до метра?!

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –


Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!


  • «Человек - мера всех вещей» - древнегреч. учёный Протагор.

Измерительные инструменты – рука, нога, шаг - всегда были при себе.

Пользуясь рисунком (человека), соедините старинные меры длины с современными.



Рассмотрим таблицу старорусских мер длины.

  • Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки. Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев

  • Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.

  • Дюйм - палец (от голландского - большой). Он равен длине фаланги большого пальца.

  • Шаг – одна из древнейших мер длины. Средняя длина шага человека.

  • Са́жень, или саже́нь - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Саженей было больше десяти. «Маховая сажень» «Косая сажень» «Великая сажень» «Малая сажень » «Морская сажень» «Народная сажень» «Простая сажень»

Физминутка.

6. Диагностика усвоения темы. Самостоятельная работа.

  • Ответим на вопросы, пользуясь этой таблицей.

1. Отрывок из сказки о Царе Салтане А.С.Пушкина:

В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

- Какого роста родился будущий князь Гвидон? (71 см)
2. Еще один отрывок из сказки Конек-горбунок П.П.Ершова:

Что ж он видит? -- Прекрасивых


Двух коней золотогривых 
Да игрушечку-конька 

Ростом только в три вершка, 
 На спине с двумя горбами 
 Да с аршинными ушами. 
- Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька? (13 см, 71 см)
3. Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).
4. Начертите отрезки: АВ = 1 см 8 мм, КМ = 4 см 2 мм, ХУ = 3 см 5 мм.

Запишите приближённое значение длин этих отрезков.
5. (доп.) Назовите по рисунку прямые, лучи, отрезки.
7. Итог урока.

Можете верить или не верить,

Но все на свете можно измерить:

Время помогут измерить часы,

Размеры – линейка, тяжесть весы.

Есть масса приборов- для измеренья

Скорости, шума, объема, давленья.

Море измерит до дна эхолот,

Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдет

Величину своей радости…

Урок понравился ? Что нового вы узнали ?

8. Домашнее задание. Параграф 2.3 - читать, № 382, 386 (2,3 ст.).

Доп. стр. 130 – читать «Исторические сведения».



1 верста = 500 саженей = 1 500 аршин

3 500 футов = 1 066м 80 см

1 сажень = 3 аршина = 48 вершков

7 футов = 84 дюйма = 213см 36 мм

1 аршин = 16 вершков

71см

1 вершок

4см 5 мм

1 фут

12 дюймов = 30см 48 мм

1 дюйм

2см 5 мм

1пядь

18-23см