Файл: Метрические единицы длины Цель урока Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач. Задачи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метрические единицы длины
Цель урока: Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач.
Задачи: Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.
Воспитывать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: линейка, доска, компьютер, фрагмент мультфильма, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Определим тему нашего урока самостоятельно, слушаем внимательно весь разговор.
3. Актуализация опорных знаний.
- точка, прямая, луч, отрезок ?
- измерительные приборы ? единичный отрезок ? единицы измерения ?
- смотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев».
(используют в математике такие ед. длины ? а какие используют ?
Базовая единица - МЕТР, остальное – приставки. )
Итак, какая тема урока ?
4. Новый материал.
-
Историческая справка. (метр появился во Франции в 1791 г.,
г.Севр - Палата мер и весов)
-
Форзац учебника – метрические единицы длины. -
Учебник, стр.84 - читаем 2 абзаца внизу об измерении очень малых и очень больших величин. -
№ 384 (1 ст.) -
№ 386 (1 ст.).
5. Закрепление.
Метр довольно молодая единица измерения длины, а что же было до метра?!
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
-
«Человек - мера всех вещей» - древнегреч. учёный Протагор.
Измерительные инструменты – рука, нога, шаг - всегда были при себе.
Пользуясь рисунком (человека), соедините старинные меры длины с современными.
Рассмотрим таблицу старорусских мер длины.
-
Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки. Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев -
Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба. -
Дюйм - палец (от голландского - большой). Он равен длине фаланги большого пальца. -
Шаг – одна из древнейших мер длины. Средняя длина шага человека. -
Са́жень, или саже́нь - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Саженей было больше десяти. «Маховая сажень» «Косая сажень» «Великая сажень» «Малая сажень » «Морская сажень» «Народная сажень» «Простая сажень»
Физминутка.
6. Диагностика усвоения темы. Самостоятельная работа.
-
Ответим на вопросы, пользуясь этой таблицей.
1. Отрывок из сказки о Царе Салтане А.С.Пушкина:
В те поры война была
Царь Салтан, с женой простяся
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин.
- Какого роста родился будущий князь Гвидон? (71 см)
2. Еще один отрывок из сказки Конек-горбунок П.П.Ершова:
Что ж он видит? -- Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька? (13 см, 71 см)
3. Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).
4. Начертите отрезки: АВ = 1 см 8 мм, КМ = 4 см 2 мм, ХУ = 3 см 5 мм.
Запишите приближённое значение длин этих отрезков.
5. (доп.) Назовите по рисунку прямые, лучи, отрезки.
7. Итог урока.
Можете верить или не верить,
Но все на свете можно измерить:
Время помогут измерить часы,
Размеры – линейка, тяжесть весы.
Есть масса приборов- для измеренья
Скорости, шума, объема, давленья.
Море измерит до дна эхолот,
Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдет
Величину своей радости…
Урок понравился ? Что нового вы узнали ?
8. Домашнее задание. Параграф 2.3 - читать, № 382, 386 (2,3 ст.).
Доп. стр. 130 – читать «Исторические сведения».
1 верста = 500 саженей = 1 500 аршин | 3 500 футов = 1 066м 80 см |
1 сажень = 3 аршина = 48 вершков | 7 футов = 84 дюйма = 213см 36 мм |
1 аршин = 16 вершков | 71см |
1 вершок | 4см 5 мм |
1 фут | 12 дюймов = 30см 48 мм |
1 дюйм | 2см 5 мм |
1пядь | 18-23см |