ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Межличностные отношения
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Психология малых групп
Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.
В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.
Классификация малых групп. В социальной психологии малых групп существуют различные классификации. Выделяют формальные и неформальные группы. Формальными являются первичные объединения, существующие в социальных организациях и институтах. Отношения в этих группах официально предписаны. В состав неформальной малой группы входят люди, имеющие внутренние потребности в общении. Между собой эти два вида групп различаются механизмами своего образования и характером отношений, но границы между ними очень размыты.
По временному фактору можно назвать временные и постоянно действующие группы.
К характеристикам качества малой группы относятся композиция и структура.
Композиция группы – это совокупность индивидуальных свойств участников группы, которые определяют группу как целостную. Композиция зависит от целей и задач создания группы, обычно выделяются пол, возраст, образование, национальную принадлежность, социальное положение, профессиональную принадлежность.
Структура группы – это внутренние связи между отдельными людьми, взаимодействие микрогрупп. При исследованиях психологии малых социальных групп выделяются также социометрическую и коммуникативную структуры, структуру власти и влияния.
Социометрической называется структура группы, которая имеет связи между ее участниками на основе взаимных предпочтений и отвержений. Дж. Морено разработал социометрический тест, отталкиваясь от отношений эмоционального плана: симпатии и антипатии. Коммуникативная структура имеет связи, выстроенные на приеме и передаче циркулирующей в группе информации. Главные характеристики: положение члена группы в системе коммуникаций (доступ, получение, передача информации), частота коммуникативных контактов, тип коммуникативных связей. Структура социальной власти и влияние в малой группе – это связи, на основе направленности и интенсивности их взаимовлияния. Главные характеристики: структура руководящего аппарата и неформальное влияние в виде выявления неформального лидера.
Основные признаки группы
Для малой группы характерны устойчивость и наличие формы объединения, совместное участие в деятельности. Кроме этого человеческой общности, называемой социальной группой, присущи:
-
контакты прямого или косвенного характера между индивидами; -
наличие общих целей, переживание общих чувств; -
общие интересы, мотивы, установки; -
выполнение функций и ролей в группе; -
локализация в пространстве и устойчивость во времени.
В психологии существует понятие «референтная группа». Это группа, к которой человек относит себя сознательно. Выделяют четыре основных значения референтных групп, это:
-
группа, на которую человек ориентируется в своих действиях; -
группа-образец для поведения и действий человека; -
группа, куда стремится вступить человек; -
группа-эталон для человека, который не является ее членом.