Файл: Межличностные отношения Межличностные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностные отношения

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.


2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Психология малых групп

Малая группа – это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Классификация малых групп. В социальной психологии малых групп существуют различные классификации. Выделяют формальные и неформальные группы. Формальными являются первичные объединения, существующие в социальных организациях и институтах. Отношения в этих группах официально предписаны. В состав неформальной малой группы входят люди, имеющие внутренние потребности в общении. Между собой эти два вида групп различаются механизмами своего образования и характером отношений, но границы между ними очень размыты.



По временному фактору можно назвать временные и постоянно действующие группы.

К характеристикам качества малой группы относятся композиция и структура.

Композиция группы – это совокупность индивидуальных свойств участников группы, которые определяют группу как целостную. Композиция зависит от целей и задач создания группы, обычно выделяются пол, возраст, образование, национальную принадлежность, социальное положение, профессиональную принадлежность.

Структура группы – это внутренние связи между отдельными людьми, взаимодействие микрогрупп. При исследованиях психологии малых социальных групп выделяются также социометрическую и коммуникативную структуры, структуру власти и влияния.

Социометрической называется структура группы, которая имеет связи между ее участниками на основе взаимных предпочтений и отвержений. Дж. Морено разработал социометрический тест, отталкиваясь от отношений эмоционального плана: симпатии и антипатии. Коммуникативная структура имеет связи, выстроенные на приеме и передаче циркулирующей в группе информации. Главные характеристики: положение члена группы в системе коммуникаций (доступ, получение, передача информации), частота коммуникативных контактов, тип коммуникативных связей. Структура социальной власти и влияние в малой группе – это связи, на основе направленности и интенсивности их взаимовлияния. Главные характеристики: структура руководящего аппарата и неформальное влияние в виде выявления неформального лидера.

Основные признаки группы


Для малой группы характерны устойчивость и наличие формы объединения, совместное участие в деятельности. Кроме этого человеческой общности, называемой социальной группой, присущи:

  • контакты прямого или косвенного характера между индивидами;

  • наличие общих целей, переживание общих чувств;

  • общие интересы, мотивы, установки;

  • выполнение функций и ролей в группе;

  • локализация в пространстве и устойчивость во времени.

В психологии существует понятие «референтная группа». Это группа, к которой человек относит себя сознательно. Выделяют четыре основных значения референтных групп, это:

  • группа, на которую человек ориентируется в своих действиях;

  • группа-образец для поведения и действий человека;

  • группа, куда стремится вступить человек;

  • группа-эталон для человека, который не является ее членом.