Файл: Педагогпсихолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагог-психолог: Дорогие коллеги! Уже скоро первый весенний месяц, время пробуждения, нежности и первых цветов. Несмотря на то что весну считают началом новой жизни, многие в этот период чувствуют усталость и эмоциональное опустошение. Это происходит по разным причинам, но чаще становится следствием не очень бережного отношения к себе и своим внутренним ресурсам.

1. Упражнение «Приветствие по кругу». Прилагательное на первую букву имени.

2.Упражнения быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

1. Дыхание Это режимы: «квадрат», «4-7-8» и «6-3-9».

Упражнение «Муха»

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.

3. Упражнение «Баланс реальный и желаемый».

Ведущий: Следующее упражнение заставит нас задуматься вот над чем, - какое место в вашей жизни занимают работа, дом и личная жизнь.

Участникам раздаются листы, на которых нарисованы два круга. В первом - предлагается, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге - их желаемое соотношение.


Вопросы: Есть ли различия? В чем они заключаются? Довольны ли вы положением дел? «Напрягает» ли вас это? Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

4. Игра-картинки Педагог-психолог: работа с самооценкой. У меня в руках волшебный мешочек. В нем – изобржаения с простыми, но знакомыми всем предметами. Но сегодня они помогут нам узнать что-то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и (название предмета)».

3. Работа с симптомами эмоционального выгорания.

Ведущий: Нарушение пропорций между секторами может повлечь развитие симптомов профессионального выгорания, с которыми мы с вами знакомились и сейчас я предлагаю вам актуализировать эти знания и распределить симптомы на 4 сферы их проявления.

Сейчас мы проверим, как вы умеете различать симптомы.

Названия симптомов (отпечатанные на листочках) раздаются участникам, и они должны определить к какой из четырёх сфер относится каждый из симптомов. (Приложение 1).

Проверка задания и обсуждение.

Вопросы:Все ли согласны? Давайте зачитаем.

Ведущий: Систематизировав, таким образом, проявления выгорания, нам будет проще анализировать свое состояние в напряженной ситуации, различать симптомы какой сферы сигнализируют нам о том, что нужно остановиться на какое – то время, отдохнуть и соответственно симптомам подбирать способы само - регуляции своего состояния.

4. Упражнение «Дерево качеств».

Ведущий: Все мы знаем, что рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессионального выгорания, выделяют следующие. Для знакомства с ними обратимся к презентации. (

Приложение 2)

Ведущий: В свою очередь, вы из набора качеств в виде листочков (Приложение 3) будете выбирать те качества, которые появляться на экране и выкладывать перед собой.

Участники работают индивидуально.

Ведущий: Конечно, что учитель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней (Приложение 4). Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов.

Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор.

По завершении этой работы психолог предлагает сверить свой вариант с «ключом» (продолжение презентации, начиная с 12 слайда).

Ведущий: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас. Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни».

Ведущий: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас. Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни».

Ведущий: Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).

Ведущий: Теперь давайте усилим дерево. Добавьте те качества, которыми вы бы хотели обладать.

6. Упражнение Игра со словами глаголами

Инструкция:


Определитесь с запросом. Мысленно задайте вопрос: «Какое действие мне нужно совершить, чтобы решить мою проблему / задачу?». В закрытую вытащите из колоды с глаголами 1 карту. Положите их перед собой, не открывая.

  • Человек выбирает форму без частицы «ся», считая ее более правильной для себя и произносит фразу: «Чтобы решить проблему, мне нужно развивать». Пример: «Чтобы решить проблему, мне нужно развивать уверенность в себе при общении с начальником».

7. Метафорические карты. Вытащите 1 карту. Какие сильные стороны изображены на ней? О каких ваших сильных сторонах говорит карта? К каким действиям с вашей стороны она призывает?


8. Демонстрация практических навыков.

Ведущий: Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к нашим навыкам саморегуляции.

Участникам предлагается в течение 1 минуты обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций (Участники делятся на тройки и каждая группа предлагает свое упражнение – все остальные повторяют).

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

«Корзина Советов»[слайд-3]

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.


6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Рекомендации по профилактике

«Эмоционального выгорания педагогов. Что делать?»

Алгоритм индивидуальной работы

  • Взаимоподдержка.

  • Доброжелательность друг к другу.

  • Не бояться хвалить друг друга.

  • Прощать промахи другим. Критиковать не при на­роде, а лично.

  • Не поднимать планку требований бесконечно. У лю­дей есть предел!

  • Свободное общение педагогов. Сбегать от реаль­ности. Менять обстановку.

  • Выезжать всем педагогам на природу, экскурсии.

  • Шопинг. «Если горит на работе – набросьте тряпку. Желательно от кутюр».

  • Не забывать о любви.

  • Иметь хобби, увлечение.

Алгоритм организации рабочего пространства

  • В конце недели после занятий показывать в актовом зале новые художественные фильмы (ходить в кино некогда).

  • Открыть стоматологический кабинет в школе (желательно все медицинские кабинеты).

  • Обустроить косметический салон: космето­лог, парикмахер, маникюр, педикюр, массаж (или приглашать специалистов по определённым дням).

  • Комната отдыха и релаксации в школе. Гипнотический сон.


Алгоритм работы коллектива

  • Устроить психологический тренинг для учителей. Кричать долго и громко.

  • Организовать динамические паузы для педагогов (2 раза в день).

  • Дополнительный отпуск в середине учебного года (в обязательном порядке). Отправлять педагогов на ку­рорты во время всех каникул.

  • Уменьшить нагрузку, а зарплату увеличить.

  • Больше педагогов – мужчин в школу.

  • Отменить заполнение всех бумажек, журналов и от­чётов.