Файл: Практикум по психокоррекции Группа Студент Вл20П172 Д. А. Шокенова москва 2023 Практическое занятие 1 по темам 26.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практикум по психокоррекции
Группа
Студент
Вл20П172
Д.А. Шокенова
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков,
направленная на изменение их «образа Я».
Пояснительная записка
Отклоняющееся поведение у подростков – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению. Потребность осознать свое собственное «Я», понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают, как бы, в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй атрофированы или разрушены.
Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. С целью профилактики девиантного поведения, развития рефлексии, коммуникативных и поведенческих навыков, а также формирования устойчивой положительной самооценки, позитивного образа, разработана коррекционная программа. Данная программа является инструментом для формирования психологической компетентности подростков, и предоставления возможности «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем. Тематическая программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики заболеваний. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Тематическая программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Цель: Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации.
Задачи программы:
1.Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.
2.Обучение саморегуляции эмоционального состояния.
3.Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии.
Сроки реализации и возраст детей:
Программа рассчитана на 3 месяца и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30-40 минут.
Условия проведения занятий:
1. Принятие ребёнка таким, какой он есть.
2. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс.
3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.
4. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия.
5. В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
В программу включает в себя 2 этапа:
1 этап – диагностический.
Цель: изучение особенностей психоэмоциональных состояний
подростков. Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.
2 этап – Арт-терапия.
Цель: обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.
3 этап - практический.
Цель: 1) расширение знаний участника о самом себе, осознание своих внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе.
2) обучение отдельным техникам самоконтроля, обучение эффективному общению, умению избегать ошибок в общении.
3) формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
4 этап - заключительный.
Цель: определение эффективности работы.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Арттерапия.
Выброс эмоциональных образов, переформирование, насыщение творческого полушария.
2. Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых, вкусовых, телесных и других ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей и образах, которые возникают в сознании.
3. Игротерапия.
Используется для снижения напряжённости, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе.
4. Самовнушение.
Утверждение, что успех возможен. Способность создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращённых к себе.
4. Аутогенная тренировка.
Вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.
Позволяет нормализовать функциональное состояние. Её цель – психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации.
9. Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности, напряжения.
Структура занятия.
Ритуал приветствия – 3 минуты.
Коррекционно-развивающий этап- 30 минут
Подведение итогов - 4 минуты.
Ритуал прощания – 3 минуты.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- начальный контроль;
- итоговый контроль.
Средства оценки программы:
-
Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера. -
Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению).
Ожидаемые результаты:
Прекращение проявлений девиантного поведения. Обращение ребенка с проблемами к психологу, педагогам. Умение сдерживать свои эмоции в критических ситуациях. Использование изученных способов для снятия напряжения.
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование разделов и тем | количество часов | ||
теоретические | практические | всего часов | ||
1 | Вводное занятие | 0,5(1) | 0,5(1) | 1 |
2 | Ответственность за поведение | 0,5(1) | 0,5(1) | 1 |
3 | Контроль негативных эмоций | 0,5(1) | 0,5(1) | 1 |
4 | Социально приемлемые способы снятия гнева | 0,5(1) | 0,5(1) | 1 |
5 | Формирование уверенности в себе | 1(2) | 1(2) | 2 |
6 | Решаем проблемы сами | 1(2) | 1(2) | 2 |
7 | Самопознание | 1(2) | 1(2) | 2 |
8 | Заключительное | 0,5(1) | 0,5(1) | 1 |
| Итого | 5,5(11) | 5,5(11) | 11(22) |
Содержание
№ п/п | тема | Содержание | Используемые упражнения, игры и т.п. |
1 | Вводное занятие. Понятие об этике, культуре поведения. | Первичная диагностика Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». | Ритуал приветствия Установление и принятие правил работы в группе Беседа об этике, культуре поведения Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера Игра «Молекулы» Ритуал прощания |
2 | Ответственность за поведение. | Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». | Ритуал приветствия Беседа об ответственности за поведение Обсуждениенегативных последствий наступавших в жизни ребенка, когда он не брал на себя ответственность за собственное поведение. Обсуждение чувств. Игра «два подсказчика» Упражнение «Скала» Ритуал прощания |
3 | Контроль негативных эмоций. | Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». Актуализация положительного опыта ребенка, повышение уверенности в себе. Повышение мотивации на работу с чувствами. | Ритуал приветствия Беседа о контроле негативных эмоций Обсуждение удачных случаев из жизни ребенка, когда у него получалось контролировать собственные негативные эмоции. Обсуждение чувств. Обсуждение негативных последствий неудачных случаев. Обсуждение чувств. Игра «Датский бокс» Упражнение «Агрессивное поведение» Ритуал прощания |
4 | Социально приемлемые способы снятия гнева. | Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Знакомство с социально приемлемыми способами выражения гнева и негативных эмоций. Создание «Банка проблемных ситуаций». | Ритуал приветствия Беседа о социально приемлемых способах снятия гнева Обсуждение способов снятия негативных эмоций наиболее приемлемых для данного ребенка. Игра «Спусти пар» Упражнение «Безмолвный крик» Ритуал прощания |
5 | Формирование уверенности в себе | Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование себя таким, каким тебя видят люди; и таким, какой ты есть. Повышение уверенности в себе. | Ритуал приветствия Рисование двух автопортретов цветными карандашами. Обсуждение чувств. Игра «Перейди через минное поле» Ритуал прощания |
6 | Решаем проблемы сами | Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование различных ситуаций и сценария их решения Формирование навыков принятия правильного решения. Формирование критического мышления. Формирование умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций. | Ритуал приветствия Рисование ситуаций из «Банка проблемных ситуаций». Обсуждение чувств Игра «Ворвись в круг» Упражнение «Достижение цели» Ритуал прощания |
7 | Самопознание | Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование настроения, своих чувств. | Ритуал приветствия Рисование настроения на момент занятия. Обсуждение чувств. Упражнение «Растянись!» Упражнение «Стряхни» Ритуал прощания |
8 | Заключительное | Контрольная диагностика | Ритуал приветствия Упражнение «Взгляд в будущее» Упражнение «Копилка хороших поступков» Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера Ритуал прощания |