Файл: Практикум по психокоррекции Группа Студент Вл20П172 Д. А. Шокенова москва 2023 Практическое занятие 1 по темам 26.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции



Группа

Студент

Вл20П172

Д.А. Шокенова

МОСКВА 2023

Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков,

направленная на изменение их «образа Я».

Пояснительная записка

Отклоняющееся поведение у подростков – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению. Потребность осознать свое собственное «Я», понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают, как бы, в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй атрофированы или разрушены.
Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. С целью профилактики девиантного поведения, развития рефлексии, коммуникативных и поведенческих навыков, а также формирования устойчивой положительной самооценки, позитивного образа, разработана коррекционная программа. Данная программа является инструментом для формирования психологической компетентности подростков, и предоставления возможности «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем. Тематическая программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики заболеваний. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Тематическая программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Цель: Коррекция девиантного поведения и предупреждение девиации.

Задачи программы:

1.Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.

2.Обучение саморегуляции эмоционального состояния.

3.Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии.

Сроки реализации и возраст детей:

Программа рассчитана на 3 месяца и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 30-40 минут.



Условия проведения занятий:

1. Принятие ребёнка таким, какой он есть.

2. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс.

3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

4. Начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия.

5. В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

В программу включает в себя 2 этапа:

1 этап – диагностический.

Цель: изучение особенностей психоэмоциональных состояний

подростков. Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.

2 этап – Арт-терапия.

Цель: обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах.

3 этап - практический.

Цель: 1) расширение знаний участника о самом себе, осознание своих внутренних ресурсов, повышение уверенности в себе.

2) обучение отдельным техникам самоконтроля, обучение эффективному общению, умению избегать ошибок в общении.

3) формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

4 этап - заключительный.

Цель: определение эффективности работы.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Арттерапия.

Выброс эмоциональных образов, переформирование, насыщение творческого полушария.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых, вкусовых, телесных и других ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей и образах, которые возникают в сознании.

3. Игротерапия.

Используется для снижения напряжённости, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе.

4. Самовнушение.

Утверждение, что успех возможен. Способность создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращённых к себе.

4. Аутогенная тренировка.

Вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.

Позволяет нормализовать функциональное состояние. Её цель – психическое и физическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации.

9. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности, напряжения.


Структура занятия.

Ритуал приветствия – 3 минуты.

Коррекционно-развивающий этап- 30 минут

Подведение итогов - 4 минуты.

Ритуал прощания – 3 минуты.

Для отслеживания результативности образовательного процесса

используются следующие виды контроля:

- начальный контроль;

- итоговый контроль.

Средства оценки программы:

  1. Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера.

  2. Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению).

Ожидаемые результаты:

Прекращение проявлений девиантного поведения. Обращение ребенка с проблемами к психологу, педагогам. Умение сдерживать свои эмоции в критических ситуациях. Использование изученных способов для снятия напряжения.

Учебно-тематический план



п/п

наименование разделов и тем

количество часов

теоретические

практические

всего часов

1

Вводное занятие

0,5(1)

0,5(1)

1

2

Ответственность за поведение

0,5(1)

0,5(1)

1

3

Контроль негативных эмоций

0,5(1)

0,5(1)

1

4

Социально приемлемые способы снятия гнева

0,5(1)

0,5(1)

1

5

Формирование уверенности в себе

1(2)

1(2)

2

6

Решаем проблемы сами

1(2)

1(2)

2

7

Самопознание

1(2)

1(2)

2

8

Заключительное

0,5(1)

0,5(1)

1




Итого

5,5(11)

5,5(11)

11(22)



Содержание



п/п

тема

Содержание

Используемые упражнения,

игры и т.п.

1

Вводное занятие. Понятие об этике, культуре поведения.

Первичная диагностика Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций».


Ритуал приветствия

Установление и принятие правил работы

в группе

Беседа об этике, культуре поведения

Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера

Игра «Молекулы»

Ритуал прощания

2

Ответственность за поведение.

Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций».


Ритуал приветствия Беседа об ответственности за поведение Обсуждениенегативных последствий наступавших в жизни ребенка, когда он не брал на себя ответственность за собственное поведение. Обсуждение чувств. Игра «два подсказчика» Упражнение «Скала» Ритуал прощания

3

Контроль негативных эмоций.

Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Создание «Банка проблемных ситуаций». Актуализация положительного опыта ребенка, повышение уверенности в себе. Повышение мотивации на работу с чувствами.


Ритуал приветствия Беседа о контроле негативных эмоций

Обсуждение удачных случаев из жизни ребенка, когда у него получалось контролировать собственные негативные эмоции.

Обсуждение чувств.

Обсуждение негативных последствий неудачных случаев.

Обсуждение чувств.

Игра «Датский бокс» Упражнение «Агрессивное поведение»

Ритуал прощания

4

Социально приемлемые способы снятия гнева.

Обучение ребенка открытому разговору о своих проблемах. Знакомство с социально приемлемыми способами выражения гнева и негативных эмоций. Создание «Банка проблемных ситуаций».

Ритуал приветствия Беседа о социально приемлемых способах снятия гнева

Обсуждение способов снятия негативных эмоций наиболее приемлемых для данного ребенка. Игра «Спусти пар» Упражнение «Безмолвный крик»

Ритуал прощания

5

Формирование уверенности в себе

Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование себя таким, каким тебя видят люди; и таким, какой ты есть. Повышение уверенности в себе.

Ритуал приветствия Рисование двух автопортретов цветными карандашами. Обсуждение чувств.

Игра «Перейди через минное поле»

Ритуал прощания

6

Решаем проблемы сами

Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование различных ситуаций и сценария их решения Формирование навыков принятия правильного решения. Формирование критического мышления. Формирование умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

Ритуал приветствия

Рисование ситуаций из «Банка проблемных ситуаций».

Обсуждение чувств

Игра «Ворвись в круг» Упражнение «Достижение цели»

Ритуал прощания

7

Самопознание


Снятие эмоционального напряжения методами Арт-терапии. Рисование настроения, своих чувств.

Ритуал приветствия Рисование настроения на момент занятия.

Обсуждение чувств. Упражнение «Растянись!» Упражнение «Стряхни»

Ритуал прощания

8

Заключительное

Контрольная диагностика

Ритуал приветствия Упражнение «Взгляд в будущее» Упражнение «Копилка хороших поступков» Методика «Оценка агрессивности», тест Люшера

Ритуал прощания