Файл: Классный час в 5 классе Травля или буллинг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час в 5 классе: «Травля или буллинг»

Классный руководитель: Кузеванова Н.В.

1. Оргмомент

Встать всем лицом друг к другу и попытаться сформулировать фразу: «Мне не нравится в школе….»

Сегодня мы с вами проведем беседу как раз о тех явлениях, которые многим не нравятся в школе.

2. Определение темы беседы

СЛАЙД №1

Послушайте отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили: — Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал! — Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»


Учитель
:

-Что происходило на птичьем дворе?

-Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей?

К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез,
согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”.

-Определите из всего сказанного тему нашей беседы. (дети высказывают свои предположения)

На доске записана тема: «Травля или буллинг»

3. Определение основных понятий

Учитель:

Понятие «травля» известно давно, потому как и само явление, когда один или несколько человек издеваются над другим человеком известно в педагогике с давних времен. Ни для кого не секрет, что нашему обществу остро не хватает доброты и милосердия. В последнее время появились новые понятия; буллинг, моббинг, кибербуллинг.О них заговорили вначале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детей дошкольного возраста. 
СЛАЙД №2

Определение буллинга вы видите на слайде.

СЛАЙД №3
Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.
Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.
СЛАЙД №4-7
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.

  • Выделяют несколько типов буллинга:

    Физический
    . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.

  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).


  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

СЛАЙД №8

Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить.

Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого.

СЛАЙД №9

Характеристика жертвы:



  • Беззащитность. Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих.

  • Неготовность биться «насмерть». Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.

  • Низкая самооценка. В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице.

  • Высокая агрессивность. Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.

  • Психологические и социальные проблемы. Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию — вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.



СЛАЙД №10

А вот буллеры обладают такими качествами:

Неуравновешенность, самовлюбленность. Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно задранной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них — это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.

Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки». Нападающий — всегда поклонник культа силы и насилия, закон джунглей для него свят. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев.

Возвышенное положение в обществе. Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям — потребительское. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий.
СЛАЙД №11

Последствия буллинга печальны, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:


  • Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям.

  • Сложности во взаимоотношениях. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.

  • Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии.


4. Выводы

Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями после услышанного. Сталкивались ли вы с описанными явлениями?

На какой стороне были?

Ваши ощущения?

СЛАЙД №12,13

Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

5. Итог

На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.

Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».