Файл: Обучающийся Горбовская Ольга Николаевна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна Задание На основе изучения материалов лекции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Горбовская Ольга Николаевна
Преподаватель:
Портнова Татьяна Васильевна
Задание 1. На основе изучения материалов лекции и учебной литературы составьте характеристику основных образовательных технологий (развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии, игровая технология, коммуникативно-диалоговые технологии, технология проблемного обучения и др.), имеющих потенциал для формирования мотивации учащихся системы дополнительного образования.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Динамические игры и паузы
Кинезиологические упражнения
Упражнения для глаз
Мимические упражнения.
Релаксация
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле
Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.
Идея портфеля индивидуальных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации.
Проанализируем педагогический опыт учителя начальных классов Осетинской О.В. из города Волгоград. В своей работе над портфолио она выделяет в два этапа.
Первый этап - начальный.
Основная задача в первый школьный год - приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. Потребность в создании такого «дневника» возникает уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в школе. При совместном обсуждении на уроке возникает идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым договорились жить. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах. В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.
Второй этап - организационный.
Задача - совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать. Основные задачи первоклассников:
1. Выяснить, на какие группы можно разделить все материалы дневника, как эти группы назвать.
2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.
После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть отданы учителю. Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей. В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут меняться.
Возможные разделы в портфолио:
1. Раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе.
«Мой класс» - фото класса, несколько слов об одноклассниках.
2. Раздел «Моя учеба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами.
3. Раздел «Моя общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
4. Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
5. Раздел «Мои впечатления». В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
6. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.
Задание 4. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Реализация программы обеспечена педагогическими работниками, имеющими профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечена
освоением дополнительных образовательных программ, не реже, чем раз в три года.
Периодичность осуществления преподавателями самообразования и прохождения курсов
повышения квалификации фиксируется внутренним мониторингом ОУ.
Учебное заведение создает условия для реализации творческого потенциала педагогических
работников – осуществления творческой и методической деятельности: участия
преподавателей в профессиональных конкурсах, предоставления им площадки для обмена
опытом как внутри коллектива, так и на более высоком уровнях.
Материально-техническая база полностью соответствует санитарным и противопожарным нормам. Регулярно осуществляется текущий ремонт, позволяющий переоборудовать учебные кабинеты в соответствии с современными подходами в обучении.
Реализация программы обеспечена доступом обучающихся к библиотечным фондам. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и видеоматериалами по учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, справочной литературой.
Задание 5. Составьте сравнительную характеристикутрех форм, в которых могут проходить занятия по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для обучающихся дошкольного или младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:
Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
Декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;