Файл: Проблема реабилитации детей с аутизмом очень актуальна в настоящее время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Проблема реабилитации  детей с аутизмом  очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность, то  это положение не требует особых доказательств.

        У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе Здравоохранения). Однако, по мнению ведущих специалистов в этом вопросе для целей реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы, прежде всего, базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит нарушениям аутистического спектра: поведения, речи, моторики, задержкам психического развития.

        Учитывая актуальные проблемы реабилитации аутичных детей, в настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма в России не существует, следует пользоваться действующим законодательством и существующими нормативными актами, принимая во внимание положительные стороны наработанных методик, возможности их комбинирования и совмещения. Пока мало кто в государственной системе образования берется за обучение ребенка с серьезным нарушением развития, с РДА. Из-за ограниченной государственной реабилитационно - образовательной инфраструктуры для ребенка с РДА выбор возможных способов и форм обучения весьма ограничен.

     Эти дети имеют право на получение  образования в условиях спец. учреждения в соответствии : с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. за № 288 и от 10.03.2000 г. За  № 212, а также на основании  письма  Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 г. № 27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».   Данная категория детей поступает в школу на основании заключения гор. ПМПК, обл. ПМПК и направления Управления образования.


        Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
     При условии правильно организованной работы, ребенок-аутист может адаптироваться в классе-группе детей с умственной отсталостью. Пребывание в подобной группе позволяет ребёнку с РДА развивать навыки коммуникации, бытовые навыки, продвинуться в развитии речи, что со временем может позволить ему быть интегрированным в класс ( группу) детей, соответствующих его возросшим возможностям. Дети с РДА представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У части этих детей превалируют эмоциональные нарушения, у других на первый план выступают нарушения поведения и, наконец, состояние ребенка может характеризоваться сочетанием этих нарушений. Во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.

     Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие люди.

Попасть в мир «другой стороны» (аутичного ребёнка) – важное условие для установления продуктивного контакта. Важное, но недостаточное. 
Чтобы общение стало действительно ценным и для педагога, и для аутиста, учитель должен одновременно находиться в двух мирах – «аутичном» и «обычном». Если он будет только в «обычном» мире, то не сможет  понять ребёнка, и он откажется с ним взаимодействовать.
А если застрянет  в «аутичном» мире, то не сможет  проводить клиента в «обычный» мир. 
Вопрос – как этого достичь?

  • А вот это очень сложно. Работа с аутичными детьми – это искусство чувствовать и реагировать.
    Очень тонко чувствовать и очень гибко реагировать. Причем чувствовать с опережением, иначе можно не успеть отреагировать. 
    Суть этого процесса – как я его понимаю – в том, чтобы улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает вам ребёнок из своего «аутичного» мира, и посылать в ответ сигналы из своего мира, «обычного». А форма сигнала может быть какая угодно, например, словесная. Или поведенческая. Любая. Это похоже на игру в настольный теннис, когда вы играете с новичком. Вы во что бы то ни стало пытаетесь отбить его подачи «в стенку» или слишком слабые, чтобы перелететь на вашу сторону. И отбить эти подачи вы стараетесь несильно, чтобы партнёр, в свою очередь, смог их отбить. 
    Для того, чтобы игра состоялась, вам нужно: 1. достаточно хорошо играть в настольный теннис. 2. уметь войти в положение партнёра, понять его трудности. 3. и хотеть играть, конечно. 
    Это возможно только если вы научились находиться в двух мирах одновременно, и еще немножко над.
    Именно на этом уровне возможен «такой терапевтический альянс, когда возникает «бытие с клиентом» и «поле «мы».
    И. Карвасарская пишет, что поле «мы» должно создаться при первичном контакте аутичного ребёнка и психолога.



  • В  основе  современных  концепций  коррекции  и  развития  детей  с  аутизмом  лежит  идея,  чтобы  не  больной  адаптировался  к  своему  окружению,  а  наоборот,  здоровые  приспосабливались  к  нему.

  • Людей  с  нарушениями  в  развитии  следует  воспринимать  такими,  какие  они  есть,  а,   не  исходя  из  желания  узкого  круга  людей (Т.Питерс).


  • Специфика  построения  коррекционной  работы

  • Важна  гибкость  педагога,  который  может  по  ходу  перестраивать занятие   с  учетом  пристрастий  и  настроений  ребенка.  Можно  заранее  составить  план  занятия,  но  действовать  придется  в  зависимости  от  ситуации  и  желания  ребенка.  Надо  быть чутким  к  ребенку  и  можно  увидеть,  что  он  сам  подсказывает  форму  взаимодействия  с  педагогом.

  • На  начальных  этапах  обучения  важно  подкреплять  желаемое  поведение  ребенка, а  также  использовать  его  интересы  для  удержания  его  внимания.

  • В  начале  следует  подбирать доступные  ребенку  задания,  создавая  ситуацию  успеха.  Сложность  увеличивается  постепенно,  после  того  как у ребенка  появилась  установка  на  выполнение  задание,  причем  взрослый  на  первых  порах  действует  за  ребенка,  управляя  его  руками.

  • Важна  совместная  деятельность: педагог   рисует  одно,  ребенок  заканчивает,  или  наоборот.  Также  в  аппликации,  в    лепке,  в  конструировании, в игре.

          Совместные коррекционные усилия родителей, медиков, педагогов и психологов основываются на принципах безусловно положительного отношения к ребенку, а также адаптации окружения, пространства и видов совместной деятельности к его особенностям. В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, характера его пристрастий и интересов для него создается индивидуальная программа.
     Специальные методы обучения и воспитания позволяют преодолеть или ослабить порог эмоционального отчуждения ребенка и строить совместную деятельность в русле трех основных направлений:

  1. установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия;

  2. построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями, обучение их эффективному лечебно-педагогическому поведению в домашних условиях;

  3. подготовка к школе, включающая освоение им новой социальной роли ученика, элементарных навыков письма, счета, чтения, работу по развитию внимания, памяти, воображения, общей и тонкой моторики, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков.


     Комплексная коррекционно-развивающая программа и психологическое сопровождение личности выступает как продуктивное условие развития личности аутичного ребенка, если осуществляется:

  1. работа с культурными посредниками, т.е. педагогами, психологами и родителями, с целью понимания и принятия ими особенностей ребенка;

  2. создание блоков упражнений, развивающих произвольные стороны психических функций, а также рефлексивные способности, самоконтроль и самосознание;

  3. создание символических опор для осуществления детьми самоконтроля и освоения ими социально-бытовых навыков.

Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися характеризуют такие черты, как: - целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом);

 - системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время);

- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом);

- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

В основу коррекционной работы с детьми-аутистами положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:

- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);

- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);


 - принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

 Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными принципами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка-аутиста.


Арттерапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми
В работе с аутичными детьми арттерапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом  (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы. Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность.

Куклотерапия в работе с аутичными детьми

Положительную динамику в работе с особыми детьми дает куклотерапия.  Лучше, чем обычные куклы,   используются  на занятиях с  аутичными  детьми  мягкие  куклы – рукавички.  

Эти  куклы  помогают  детям  приобретать  важные  социальные  навыки:  здороваться  и  прощаться,  оказывать  помощь  и  поддержку. Общение  с  такой  куклой  расширяет  возможности  ребенка во  взаимодействии  с  окружающим  миром.

От  имени   куклы   ребенок  учится  задавать  вопрос  и  отвечать  на  него.  Это  особенно  важно  для аутичных  детей.

Взрослый  с помощью куклы решает множество задач:

Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении.

 Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности.

Активизирует безынициативных детей.

Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность  у детей.

Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей.

Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

Музыкальная и танцевальная терапия

Любому специалисту, работающему  с аутичным   ребенком музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления  контакта.