Файл: Читательская грамотность (9 класс) Характеристики заданий и система оценивания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 540
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Читательская грамотность (9 класс) стр. 1 из 6
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (9 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (1 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_01_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: низкий
•
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
•
Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
•
Максимальный балл: 1
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
1
Выбран ответ 3 (Рекомендованы оба варианта произношения).
0
Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 2. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (2 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_02_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: низкий
•
Формат ответа: задание с развернутым ответом
•
Объект оценки понимать значение слова или выражения на основе контекста
•
Максимальный балл: 1
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
1
Дан ответ, в котором есть указание, что аккумулятивная функция – это способность языка накапливать информацию. Может быть выписано из текста слово «накопительная» или часть фразы «Язык хранит и преобразует информацию».
0
Другой ответ или ответ отсутствует.
Читательская грамотность (9 класс) стр. 2 из 6
ЗАДАНИЕ 3. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (3 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_03_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: средний
•
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
•
Объект оценки: понимать значение слова или выражения на основе контекста
•
Максимальный балл: 2
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
2
В ответе указывается на то, что слово «булочная» открывает информацию о родной истории, культуре, об эволюции человеческих отношений.
Примеры ответов:
•
В судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция.
•
Слово «булочная» открывает информацию об изменениях в языке.
1
Приведены конкретные примеры того, как отражается в произношении слова було[шн]ая история, время и т.п.:
1) «Ещё в XIX веке в русском языке главенствовало старомосковское произношение, тяготевшее, кроме всего прочего, к смягчению звука «ж»
(дожжь), звука «р» (перьвый), к произношению «кий» как «кой» в окончаниях прилагательных (Мусоргской, чуткой), к фонетическому истолкованию «чн» как «шн» (што, конешно). И вариант «булошная» — как раз из этого ряда».
2) «Ещё в XIX веке в русском языке главенствовало старомосковское произношение, тяготевшее… к фонетическому истолкованию «чн» как «шн»
(што, конешно). И вариант «булошная» – как раз из этого ряда».
0
Другой ответ или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 4. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (4 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_04_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: средний
•
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
•
Объект оценки: оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
•
Максимальный балл: 2
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
2
Дан ответ, в котором есть указание на то, что и картина В. Д. Поленова, и стихи А. С. Пушкина позволяют читателю представить характер, атмосферу, образ, уклад жизни Москвы и Петербурга, нашедшие отражение в говорах.
Примеры ответов:
•
Автор упоминает картину В. Поленова и стихи А.С. Пушкина с целью
показать разницу в говоре, стиле жизни Москвы (неторопливый ритм
Читательская грамотность (9 класс) стр. 3 из 6
жизни, говор мягче, неторопливее) и Санкт-Петербурга (говор
динамичен).
•
Приводит примеры того, как в говорах отражается характер
определённого города.
•
Автор упоминает картину Поленова для того, чтобы показать Москву в
былые времена, что там всё очень просто: простые дома, простой двор и
даже говор (говорят более мягко). Стихи Пушкина, напротив,
показывают Санкт-Петербург, где строгая застройка на манер Европы,
даже люди говорят более строго.
•
Автор упоминает картину В. Поленова и стихи А. С. Пушкина для того,
чтобы представить образы жизни в Москве и Петербурге. В первом
случае ритм жизни нетороплив, а во втором – европейский, строгий. От
этого и менялся язык жителей городов.
1
Дан ответ, в котором есть указание на то, что и картина В. Д. Поленова, и стихи А. С. Пушкина позволяют читателю представить характер, атмосферу, образ, уклад жизни Москвы и/или Петербурга (без указания на то, что это отражается в говорах), ИЛИ показать различия между городами, ИЛИ приведена только цитата из текста: «В былые времена Москву любили за то,
что она была уютная, домашняя. По картине В. Д. Поленова «Московский
дворик» нетрудно представить, насколько неторопливый ритм жизни
столицы отличался от нынешнего, что накладывало отпечаток на весь
стиль жизни города. Московский говор мягче, протяжнее, он более
нетороплив. Петербургский говор более динамичен, чем московский, он
стремится поспеть за временем и даже опередить его, показывает
открытость к переменам».
Примеры ответов:
•
С целью показать различия между Санкт-Петербургом и Москвой.
•
Это сделано для того, чтобы погрузить в атмосферу городов.
•
Стих и картина дают возможность представить ритм и стиль жизни в
городах. Две столицы – два мировоззрения.
•
Картина упоминается с целью представления нынешнему читателю
образа неспешной жизни в Москве. А в стихотворениях А.С. Пушкина
описывается Санкт-Петербург.
0
Другой ответ или ответ отсутствует.
Примеры ответов:
•
Для того, чтобы показать, что в двух культурных столицах разное
произношение.
•
Чтобы показать то, как жили люди раньше.
•
Автор упоминает картину В. Поленова и стихи А. С. Пушкина с целью
показать разность положения народа в российской глубинке и в столице
России.
•
Автор упомянул картину Поленова и стих Пушкина, чтобы показать
различия в языке Москвы и Санкт-Петербурга. (показать различия именно в языке с помощью картины невозможно).
Читательская грамотность (9 класс) стр. 4 из 6
ЗАДАНИЕ 5. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (5 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_05_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: низкий
•
Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами
•
Объект оценки: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
•
Максимальный балл: 2
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
2
Дан ответ, в котором для каждого говора выписано не менее двух прилагательных из следующих (в любом порядке):
1) старомосковский говор: мягкий, протяжный, неторопливый;
2) петербургский говор: динамичный, чёткий, строгий, определённый.
Старомосковский
Петербургский
Мягкий, протяжный;
ИЛИ протяжный, неторопливый;
ИЛИ мягкий, неторопливый.
Динамичный, чёткий;
ИЛИ строгий, определённый;
ИЛИ динамичный, строгий;
ИЛИ динамичный, определённый;
ИЛИ чёткий, строгий;
ИЛИ чёткий, определённый.
Примеры ответов:
•
Мягче, протяжнее, он более нетороплив/ строгий, четкий, определенный
•
Мягкий, протяжный, неторопливый/ строгий, четкий, определенный
1
Дан ответ, в котором верно выписано не менее двух прилагательных из следующих (в любом порядке) только для одного говора – старомосковского
ИЛИ петербургского:
1) старомосковский говор: мягкий, протяжный, неторопливый;
2) петербургский говор: динамичный, чёткий, строгий, определённый.
Старомосковский
Петербургский
Мягкий, протяжный;
ИЛИ протяжный неторопливый;
ИЛИ мягкий, неторопливый.
Старомосковский
Петербургский
Динамичный, чёткий;
ИЛИ строгий, определённый;
ИЛИ динамичный, строгий;
ИЛИ динамичный, определённый;
ИЛИ чёткий, строгий;
ИЛИ чёткий, определённый.
Примеры ответов:
•
Уютная, домашняя, неторопливый/динамичный, строгий, четкий
(прилагательные уютная, домашняя относятся к самой Москве, не к говору).
•
Мягкий, протяжный, неторопливый /строгий, стройный, быстрый
(говор не может быть стройным, прилагательного «быстрый» в тексте нет).
Читательская грамотность (9 класс) стр. 5 из 6
0
Другой ответ или ответ отсутствует.
Примеры ответов:
•
Уютная, домашняя, неторопливая/
булочная, строгий, стройный
•
Смягчающий, перекидывающий/
бурный, стремительный, красивый
ЗАДАНИЕ 6. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (6 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_06_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: средний
•
Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
•
Объект оценки: понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором приёма
•
Максимальный балл: 1
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
1
Выбраны ответы 1 (Приводит примеры того, как в говорах отражается характер определённого города) и 3 (Включает слово «булочная» в ряд слов, произносительная норма которых была характерной приметой другого времени) и никакие другие.
0
Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 7. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (7 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_07_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: средний
•
Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
•
Объект оценки: оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
•
Максимальный балл: 1
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
1
Выбран ответ 4 (Имитирует разговор: задаёт вопросы и даёт ответы на них).
0
Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.
Читательская грамотность (9 класс) стр. 6 из 6
ЗАДАНИЕ 8. «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА». (8 ИЗ 8) МФГ_ЧТ_9_014_08_А10
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
•
Содержательная область оценки: культура
•
Компетентностная область оценки: использовать информацию из текста
•
Контекст: образовательный
•
Тип текста: сплошной
•
Уровень сложности задания: высокий
•
Формат ответа: комплексное задание с выбором ответа и объяснением
•
Объект оценки: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
•
Максимальный балл: 1
Система оценивания:
Балл
Содержание критерия
1
Выбран ответ «Старомосковского» и приведено объяснение, в котором говорится о том, что в четверостишии рифмуются слова «одинокий» и
«недалёкой», следовательно, в слове «одинокий» «кий» произносилось как
«кой», что характерно для старомосковского произношения.
Примеры ответов:
•
Старомосковский. Об этом свидетельствует слово «одинокий», ведь в
Москве, как пишет журналист, было принято вместо «кий» произносить
«кой». В таком случае, слово «одинокий» в Москве произнесли бы как
«одинокОЙ». Оно рифмуется со словом «недалёкой».
0
Другой ответ или ответ отсутствует.
Примеры ответов:
•
Петербургский. Так как в этом стихотворении используются строгие,
чёткие рифмы.
•
Старомосковский говор, так как в стихе А.С. Пушкина используются
мягкие, протяжные слова.