Файл: Урок истории Мир художественной культуры Возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок истории «Мир художественной культуры Возрождения» 7 класс
(УМК А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина История 7 класс)
Цели: Определить основные черты Высокого Возрождения; охарактеризовать направление развития искусства в Европе в XVI – XVII веках; формировать и развивать умение работать с различными историческими источниками.
Оборудование: мультимедийное оборудование, распечатанные тексты.
Ход урока:
-
Организационный момент. -
Проверка домашнего задания по теме «Великие гуманисты Европы».
-Найдите в тексте ошибки.
«Главной темой для гуманистов эпохи Возрождения оставалась религия. Человека они отводили на второй план. Эразм Ротердамский в своей «Похвале глупости» рассказывает о грехах человека, наставляет читателя на праведную жизнь. Произведение немецкого гуманиста Томаса Мора «Гаргантюа и Пантагрюэль» становится первой утопией. Книга повествует о двух друзьях королях, которые мечтают создать идеальное государство. Эта книга оказала большое влияние на развитие утопической мысли во всем мире.»
Ученики читают текст и подчеркивают ошибки.
-
Мотивационно-целевой этап.
На прошлом уроке мы с вами изучили философию гуманизма. Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в художественной культуре эпохи Возрождения. Какой вклад внесли в мировую художественную культуру представители данных направлений? Это мы попытаемся выяснить в ходе урока. (СЛАЙД 1-3).
-Продолжим заполнять таблицу, начатую на прошлом уроке.
IV. Работа по теме урока.
1.Какое чудо природы человек.
- В туманной Англии гуманистические традиции Возрождения особенно ярко выразились в творчестве Уильяма Шекспира. (СЛАЙД 4) Самыми известными его произведениями являются: «Ромео и Джульетта», где против юных влюбленных - весь свет(СЛАЙД 5), «Отелло», где муж поверив клевете убивает свою жену Дездемону,(СЛАЙД 6) «Король Лир» ,которого лишают крова собственные дочери,(СЛАЙД 7) «Гамлет», где главного героя поражает отравленный клинок(СЛАЙД 8)
Работая с параграфом 8-9 и слушая учителя, ученики заполняют таблицу.
Текст № 1.
«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу- разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего!» («Гамлет» У. Шекспир)
- Укажите черты, которыми по мнению гуманистов были наделены люди. (Умный, рассудительный, хорошо слажен, порядочный, добрый и т.д.)
-Что можно сказать о мировоззрении автора? (Автора можно отнести к гуманистам, он считает, что человек подобен Богу)
2.Эпоха титанов.
-Одним из гениев, оставившим след не только в мировом искусстве, но и в науке был Леонардо да Винчи. Он был художником, скульптором, поэтом, музыкантом, занимался математикой, физикой, историей и другими науками. СЛАЙД 9. «Джоконда» и «Мадонна Литта» – всем известные картины художника. СЛАЙД 10.
Учитель показывает видео со слайда 11 и задает вопросы.(СЛАЙД 11)
-Как называется одна из самых знаменитых фресок Леонардо да Винчи?(«Тайная вечеря»)
- Где она находится? В каком помещении?(В Милане, в монастыре Святого Марка,в трапезной.)
-Что на ней изображено? (Последняя трапеза Иисуса,12 апостолов)
-Какие эмоции испытывают апостолы и почему? (Удивление, потому что Иисус сказал, что один из них его предаст).
-Кто собирается предать Иисуса?(Иуда)
-Что получил Иуда за предательство и как это видно на фреске?(30 серебряников, он сжимает мешок с деньгами)
Текст № 2. «И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.» (М.Буонарроти)
-Прочитайте сонет Микеланджело и ответьте на вопрос «Какое из видов искусства предпочитал другим автор»? (Скульптура)
-Микеланджело Буонарроти занимался живописью, скульптурой, архитектурой и поэзией. (СЛАЙД 12). Но сам себя считал только мастером скульптуры. Обнаженная фигура Давида - творение Микеланджело. (СЛАЙД 13). По библейской легенде, юный пастух Давид решился пойти на бой с ужасным великаном Голиафом и поразил его камнем, выпущенным из пращи. Микеланджело изобразил Давида перед поединком.
-Итальянское Возрождение нельзя представить без живописных картин Рафаэля Санти. (СЛАЙД 14)Рафаэль занимался разными работами. Он расписывал по приказу пап покои и залы для церемониальных торжеств в Ватикане; занимался проектированием римского собора Святого Петра; украшал церковные интерьеры и дворцы вельмож. Видное место в своих работах Рафаэль уделял женским образам. «Мадонна Конестабиле» - творенье мастера, в которой слились воедино женственность и материнская любовь. «Сикстинская Мадонна» написана Рафаэлем для алтаря монастыря Святого Сикста. (СЛАЙД 15).
Слушая учителя и работая с учебником, ученики заполняют таблицу.
3.Северное возрождение. «Мужицкий живописец».
Северное Возрождение появилось в Нидерландах в XVI в. У него не было культурных корней итальянского Возрождения, поэтому оно было куда более архаичным и связанным с традициями искусства Средневековья. Наряду с этим, оно было более демократичным. Художники Северного Возрождения рисовали не для пап, кардиналов или патрицианских семей Флоренции и Венеции. Их заказчиками были зажиточные бюргеры и рыцари. В рамках Северного Возрождения возникла уникальная живопись. Ее представители: Босх, Гольбейн, Ван дер Гус и др. Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, где герои были простолюдины, занимающиеся повседневной работой - торговцы в лавках, крестьяне. Одним из таких живописцев был Питер Брейгель Старший.(СЛАЙД 16). «Крестьянский танец», серия картин «Двенадцать месяцев», в которую входят «Охотники на снегу», «Жатва», «Сумеречный день», «Возвращение стада» - все эти полотна принадлежат руке Брейгеля.(СЛАЙД 17).
-Брейгеля прозвали «мужицким живописцем». Как вы думаете почему? (Он изображал простолюдинов).
4.Альбрехт Дюрер – второй Леонардо.
Итальянское искусство повлияло и на культуру Германии. Гравер и ученый Альбрехт Дюрер занимался математикой, механикой, интересовался архитектурой, писал стихи и рисовал. (СЛАЙД 18). С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Евангелия «Апокалипсису», в которой рассказывает я о грядущей гибели мира. (СЛАЙД 19).
- Предположите, почему Дюрера называют вторым Леонардо? (Он занимался многими науками, как и Леонардо да Винчи)
Текст № 3. «Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля... Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии, Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, сделался как бы данником (должником) Рафаэля, посылая ему свои вещи и в том числе головной портрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон…Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему
много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил.»( «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи возрождения»Д.Вазари).
Учитель предлагает ученикам прочитать текст и ответить на вопросы.
-Какие выводы можно сделать из данного текста о Северном Возрождении? (Оно пришло в Германию из Италии)
-Предположите, почему Альбрехт считал себя должником Рафаэля? ( Дюрер восхищался Работами Рафаэля)
-Каким образом Дюрер отдавал «долг» Рафаэлю? (Он посылал ему свои вещи.)
5.На пути к бессмертию.
Музыкальное искусство
| XV век | XVI век |
Социальный состав | (Придворные) | (Горожане) |
Сюжет | (Произведения имеют религиозный сюжет) | (Произведения обращаются к человеческим чувствам, появляются светские произведения). |
Учитель предлагает ученикам начертить таблицу «Музыкальное искусство» и заполнить ее, пользуясь материалом параграфа 8-9. (СЛАЙД 20)
V. Подведение итогов урока
Учитель предлагает записать вывод к таблицам, ответив при этом на вопросы:
-Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? (Культура распространилась на другие страны. Работы мастеров эпохи Возрождения являются одними из самых популярных работ в художественной культуре мира, они стали источником вдохновения для других мастеров)
-Что нового появилось в художественной культуре? (Музыка стала светской, в художественной культуре в связи с философией гуманизма начал появятся идеал человека.)
-Что общего в образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. (Многие творцы обращались к Античности и к библейским сюжетам: «Давид» , «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна» и т.д.)
Ученики записывают в тетради вывод.
VI. Закрепление изученного материала.
-Проверим, как вы усвоили новый материал. (Тест в презентации СЛАЙДЫ 20-27))
Домашнее задание параграф 8-9.Составить кроссворд не менее 10 слов (клеточки оставить пустыми); по желанию – подготовить презентацию про одно из изобретений Леонардо да Винчи.
(СЛАЙД 28)