Файл: Урок истории Мир художественной культуры Возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок истории «Мир художественной культуры Возрождения» 7 класс

(УМК А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина История 7 класс)

Цели: Определить основные черты Высокого Возрождения; охарактеризовать направление развития искусства в Европе в XVI – XVII веках; формировать и развивать умение работать с различными историческими источниками.

Оборудование: мультимедийное оборудование, распечатанные тексты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания по теме «Великие гуманисты Европы».

-Найдите в тексте ошибки.

«Главной темой для гуманистов эпохи Возрождения оставалась религия. Человека они отводили на второй план. Эразм Ротердамский в своей «Похвале глупости» рассказывает о грехах человека, наставляет читателя на праведную жизнь. Произведение немецкого гуманиста Томаса Мора «Гаргантюа и Пантагрюэль» становится первой утопией. Книга повествует о двух друзьях королях, которые мечтают создать идеальное государство. Эта книга оказала большое влияние на развитие утопической мысли во всем мире.»

Ученики читают текст и подчеркивают ошибки.

  1. Мотивационно-целевой этап.

На прошлом уроке мы с вами изучили философию гуманизма. Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в художественной культуре эпохи Возрождения. Какой вклад внесли в мировую художественную культуру представители данных направлений? Это мы попытаемся выяснить в ходе урока. (СЛАЙД 1-3).

-Продолжим заполнять таблицу, начатую на прошлом уроке.

IV. Работа по теме урока.

1.Какое чудо природы человек.

- В туманной Англии гуманистические традиции Возрождения особенно ярко выразились в творчестве Уильяма Шекспира. (СЛАЙД 4) Самыми известными его произведениями являются: «Ромео и Джульетта», где против юных влюбленных - весь свет(СЛАЙД 5), «Отелло», где муж поверив клевете убивает свою жену Дездемону,(СЛАЙД 6) «Король Лир» ,которого лишают крова собственные дочери,(СЛАЙД 7) «Гамлет», где главного героя поражает отравленный клинок(СЛАЙД 8)

Работая с параграфом 8-9 и слушая учителя, ученики заполняют таблицу.

Текст № 1.

«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу- разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего!» («Гамлет» У. Шекспир)


- Укажите черты, которыми по мнению гуманистов были наделены люди. (Умный, рассудительный, хорошо слажен, порядочный, добрый и т.д.)

-Что можно сказать о мировоззрении автора? (Автора можно отнести к гуманистам, он считает, что человек подобен Богу)

2.Эпоха титанов.

-Одним из гениев, оставившим след не только в мировом искусстве, но и в науке был Леонардо да Винчи. Он был художником, скульптором, поэтом, музыкантом, занимался математикой, физикой, историей и другими науками. СЛАЙД 9. «Джоконда» и «Мадонна Литта» – всем известные картины художника. СЛАЙД 10.

Учитель показывает видео со слайда 11 и задает вопросы.(СЛАЙД 11)

-Как называется одна из самых знаменитых фресок Леонардо да Винчи?(«Тайная вечеря»)

- Где она находится? В каком помещении?(В Милане, в монастыре Святого Марка,в трапезной.)

-Что на ней изображено? (Последняя трапеза Иисуса,12 апостолов)

-Какие эмоции испытывают апостолы и почему? (Удивление, потому что Иисус сказал, что один из них его предаст).

-Кто собирается предать Иисуса?(Иуда)

-Что получил Иуда за предательство и как это видно на фреске?(30 серебряников, он сжимает мешок с деньгами)

Текст № 2. «И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке, - и лишь это нам

Рука, послушная рассудку, явит.» (М.Буонарроти)

-Прочитайте сонет Микеланджело и ответьте на вопрос «Какое из видов искусства предпочитал другим автор»? (Скульптура)

-Микеланджело Буонарроти занимался живописью, скульптурой, архитектурой и поэзией. (СЛАЙД 12). Но сам себя считал только мастером скульптуры. Обнаженная фигура Давида - творение Микеланджело. (СЛАЙД 13). По библейской легенде, юный пастух Давид решился пойти на бой с ужасным великаном Голиафом и поразил его камнем, выпущенным из пращи. Микеланджело изобразил Давида перед поединком.

-Итальянское Возрождение нельзя представить без живописных картин Рафаэля Санти. (СЛАЙД 14)Рафаэль занимался разными работами. Он расписывал по приказу пап покои и залы для церемониальных торжеств в Ватикане; занимался проектированием римского собора Святого Петра; украшал церковные интерьеры и дворцы вельмож. Видное место в своих работах Рафаэль уделял женским образам. «Мадонна Конестабиле» - творенье мастера, в которой слились воедино женственность и материнская любовь. «Сикстинская Мадонна» написана Рафаэлем для алтаря монастыря Святого Сикста. (СЛАЙД 15).



Слушая учителя и работая с учебником, ученики заполняют таблицу.

3.Северное возрождение. «Мужицкий живописец».

Северное Возрождение появилось в Нидерландах в XVI в. У него не было культурных корней итальянского Возрождения, поэтому оно было куда более архаичным и связанным с традициями искусства Средневековья. Наряду с этим, оно было более демократичным. Художники Северного Возрождения рисовали не для пап, кардиналов или патрицианских семей Флоренции и Венеции. Их заказчиками были зажиточные бюргеры и рыцари. В рамках Северного Возрождения возникла уникальная живопись. Ее представители: Босх, Гольбейн, Ван дер Гус и др. Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, где герои были простолюдины, занимающиеся повседневной работой - торговцы в лавках, крестьяне. Одним из таких живописцев был Питер Брейгель Старший.(СЛАЙД 16). «Крестьянский танец», серия картин «Двенадцать месяцев», в которую входят «Охотники на снегу», «Жатва», «Сумеречный день», «Возвращение стада» - все эти полотна принадлежат руке Брейгеля.(СЛАЙД 17).

-Брейгеля прозвали «мужицким живописцем». Как вы думаете почему? (Он изображал простолюдинов).

4.Альбрехт Дюрер – второй Леонардо.

Итальянское искусство повлияло и на культуру Германии. Гравер и ученый Альбрехт Дюрер занимался математикой, механикой, интересовался архитектурой, писал стихи и рисовал. (СЛАЙД 18). С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Евангелия «Апокалипсису», в которой рассказывает я о грядущей гибели мира. (СЛАЙД 19).

- Предположите, почему Дюрера называют вторым Леонардо? (Он занимался многими науками, как и Леонардо да Винчи)

Текст № 3. «Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля... Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии, Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, сделался как бы данником (должником) Рафаэля, посылая ему свои вещи и в том числе головной портрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон…Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему
много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил.»( «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи возрождения»Д.Вазари).

Учитель предлагает ученикам прочитать текст и ответить на вопросы.

-Какие выводы можно сделать из данного текста о Северном Возрождении? (Оно пришло в Германию из Италии)

-Предположите, почему Альбрехт считал себя должником Рафаэля? ( Дюрер восхищался Работами Рафаэля)

-Каким образом Дюрер отдавал «долг» Рафаэлю? (Он посылал ему свои вещи.)

5.На пути к бессмертию.

Музыкальное искусство




XV век

XVI век

Социальный состав

(Придворные)

(Горожане)

Сюжет

(Произведения имеют религиозный сюжет)

(Произведения обращаются к человеческим чувствам, появляются светские произведения).

Учитель предлагает ученикам начертить таблицу «Музыкальное искусство» и заполнить ее, пользуясь материалом параграфа 8-9. (СЛАЙД 20)

V. Подведение итогов урока

Учитель предлагает записать вывод к таблицам, ответив при этом на вопросы:

-Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? (Культура распространилась на другие страны. Работы мастеров эпохи Возрождения являются одними из самых популярных работ в художественной культуре мира, они стали источником вдохновения для других мастеров)

-Что нового появилось в художественной культуре? (Музыка стала светской, в художественной культуре в связи с философией гуманизма начал появятся идеал человека.)

-Что общего в образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. (Многие творцы обращались к Античности и к библейским сюжетам: «Давид» , «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна» и т.д.)

Ученики записывают в тетради вывод.

VI. Закрепление изученного материала.

-Проверим, как вы усвоили новый материал. (Тест в презентации СЛАЙДЫ 20-27))

Домашнее задание параграф 8-9.Составить кроссворд не менее 10 слов (клеточки оставить пустыми); по желанию – подготовить презентацию про одно из изобретений Леонардо да Винчи.
(СЛАЙД 28)