Файл: Подсказки к заданиям впр по русскому языку 5 класс задание Выполнить языковые разборы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОДСКАЗКИ К ЗАДАНИЯМ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Задание 2. Выполнить языковые разборы


(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный)

Звуки – то, что мы слышим и произносим

Буквы- то, что мы видим и пишем

Гласные буквы: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я

Гласные звуки: а, о, у, э, ы, и

Четыре буквы, которые обозначают два звука: е- йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа ехать — [j'э]хать, ёжик— [j'о]жик, юла — [j'у]ла, яма—[j'а]ма

Согласные звуки:

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие —
 п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Шипящие - ж, ч, ш, щ

Все согласные, кроме шипящих и Ц могут быть и твердыми, и мягкими. Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие' ч, щ — всегда мягкими.

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными — сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо
2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком — бил, бюро, дядя, реже, серый.

Пример оформления: 

Всюду, всю-ду,

в - [ф] - согласный, глухой, парный, твёрдый, парный

с - [с’] - согласный, глухой, парный, мягкий, парный

ю - [у] - гласный, ударный

д - [д] - согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный

у - [у] - гласный, безударный

 5 букв, 5 звуков, 2 слога


(2) - морфемный разбор (состав слова)

Алгоритм морфемного разбора слова

  1. Найди окончание слова. Для этого измени форму слова.

  2. Выдели основу.

  3. Подбери родственные (однокоренные) слова и выдели корень.

  4. Выдели приставку (приставки).

  5. Выдели суффикс (суффиксы).



(3) - морфологический разбор (слово как часть речи)

Имя существительное – сущ., обозначает предмет, начальная форма (И.п. ед.ч.),

одушевленное/ неодушевленное, собственное/ нарицательное, склонение,  род;

употреблено в форме .. падежа, …числа;

в предложении является …

Пример оформления: 

(рады) зиме – сущ., обозначает предмет,

  1. Н.Ф. зима

  2. неодуш., нариц., 1 скл., ж.р.;Д.п., ед.ч.;

  3. в предложении является дополнением

  • Одушевленное отвечает на вопрос КТО?

  • Неодушевленное отвечает на вопрос ЧТО?

  • Собственное – имена существительные, называют города, имена и т.д. (Маша, Москва). Такие существительные пишутся с большой буквы.

  • Нарицательное – все остальные имена существительные, пишутся с маленькой буквы (парта, стол, пенал, птица, жеребенок)





Имя прилагательное – прил., обозначает признак предмета, начальная форма (И.п. ед. ч. м.р.),

качест./относит./притяж;

употреблено в форме … рода, … падежа, … числа;

в предложении является …

Пример оформления: 

красивого (здания) – прил., обозначает признак предмета,

  1. Н.Ф. красивый,

  2. качест; употреблено в форме ср.р. Р.п., ед.ч.,

  3. в предложении является определением


Разряды прилагательных:

Относительное

Обозначает:

  • место или время

  • материал

  • назначение

  • весенние лужи (время), московский автобус (место)

  • Бархатное платье (материал)

  • Стиральная машина, спортивный костюм (назначение)

Притяжательное

Отвечает на вопрос ЧЬЕ?

Мамино платье. Бабушкин шарф

Качественное

Все остальные

Голубое небо, красивая девочка, умный пес


Глагол – глагол, обозначает действие предмета, начальная форма (инфинитив, т.е. неопределенная форма глагола),

несовершенный вид (что делать?) или совершенный вид (что сделать?)

спряжение (1 или 2)

употреблено в форме   … времени, … лица и числа (в настоящем и будущем времени), …рода (в прошедшем времени), .. числа (в прошедшем времени, множественном лице)  

в предложении является сказуемым.
Пример оформления:

Над цветком летает3 пёстрая бабочка.

Летает — гл. (что делает?), обозначает действие предмета,

  1. н.ф. — летать. (что делать?)

  2. несов. в.,  I спр., употреблено в форме н.в., 3-е л., ед. ч.,

  3. в предложении является сказуемое

Совершенный вид глагола – глагол отвечает на вопрос что Сделать?

Несовершенный вид – глагол отвечает на вопрос что делать?


Задание 3. Поставить ударение в словах


То́рты, облегчи́ть, кварта́л, воро́та, алфави́т, вы́здоровею, со́здал, докуме́нт, руководи́ть, каучу́к, на́чали, повтори́м, углуби́ть, столя́р, облегчи́ть, на́чал, повтори́т, киломе́тр, создала́, звони́шь, начался́, вы́здоровеешь, (они) на́чали, каучу́к, положи́ла, позвони́т, создала́, щаве́ль, звони́шь, досу́г, столя́р, нача́ться, углуби́т, цеме́нт, облегчи́ть, сантиме́тр, поняла́, упрости́т, создала́, вы́здоровею, начался́, повтори́м, звони́т, павильо́н, жюри́, блю́дце, скоси́ть, хаоти́чный, загото́вить, гарпу́н, похвала́, све́кла, парте́р, совреме́нный, углуби́т, ба́нты, краси́вее, катало́г, повтори́шь, столя́р, све́кла, со́здал, каучу́к, жа́воронки, краси́вее, повтори́м, ша́рфы, ба́нты, облегчи́т, звони́шь, на́чали, инжене́ров, позвоня́т, углуби́ть, то́рты, фарфо́р, дала́, звони́шь, упрости́т, звоня́т, кварта́л, создала́, щаве́ль, перезвони́т, докуме́нт, диало́г, краси́вее, положи́ла, ша́рфы, досу́г, поняла́, воро́та, ста́туя, алфави́тный, начался́, облегчи́ть, ку́хонный, цеме́нт.

Задание 4. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является. Записать, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении.



Задание 5. Выписать предложение с прямой речью. Расставить знаки препинания. Составить схему предложения.


Прямая речь — это слова другого лица, которые автор передаёт дословно, без изменения формы. Прямую речь обычно сопровождают слова автора, то есть рассказчика.

Схемы прямой речи:



Примеры:

А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».

А: «П?» Учитель спросил: «Помните правила?»

«П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.

«П?» — а. «Помните правила?» — спросил учитель

А: «П», - а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», - открыл книгу и начал диктовать.

Задание 6. Выписать предложение, в котором нужно поставить запятую (ые), расставить знаки препинания. Обосновать выбор.

В этом задании всегда ищем обращение!




Обоснование выбора: Обращение/ я выбрал это предложение, потому что в нем есть обращение

Задание 7. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятую. Обосновать выбор.

В этом задании всегда ищем ССП!


Сложносочиненное предложение (ССП) — это предложение с двумя и более грамматическими основами. Между основами ВСЕГДА ставится запятая ПЕРЕД союзом.

Пример: Осень наступила, и листья опали.

Первая основа - осень наступила, вторая основа – листья опали. Между основами перед союзом поставили запятую.

Обоснование выбора: ССП/ сложносочиненное предложение

Задание 8. Определить основную мысль текста.


Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Что автор хотел сказать? Чему научить?

Задание 10. Определить функционально-смысловой тип речи.