Файл: Методические рекомендации по организации работы с государственной символикой.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по организации работы с государственной символикой
Методика работы с государственной символикой может быть ориентирована на достижение следующих целей:
• Формирование представлений учащихся об особенностях становления и эволюции российской государственной символики
• Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, нравственного сознания
• Формирование способов познавательной деятельности:
• объяснять и использовать в историческом контексте понятия;
• выделять существенные признаки исторических событий (явлений, процессов), общие свойства рассматриваемых объектов материальной и духовной культуры;
• устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации/исторической информации;
• самостоятельно извлекать историческую информацию из изобразительного и текстового источника; определять информационную ценность исторического источника;
• сравнивать положения, представленные в форме учебного текста, иллюстративной наглядности
• Развитие умений участвовать в диалогическом и полилогическом общении.
Методика работы с
Государственным гербом
Российской Федерации
Становление герба
Российской империи
Алгоритм анализа вещественного источника, представляющего
одно из первых изображений двуглавого орла как символа
великокняжеской власти:
Из какого материала выполнена печать (воск)
Какого цвета печать (оттиск из красного, а не черного или светлого
воска как у предшествующих княжеских печатей)
Каково качество оттиска (хорошо видны
детали изображения)
Символы Московского княжества.
Печать Ивана III (1497 г.)
Становление герба
Российской империи
Алгоритм анализа вещественного источника (продолжение):
Что содержит титульная надпись («Иоанъ Б(о)жию милостию господарь
всея Руси и велики кн(я)зь»)
Что изображено на оборотной стороне печати (изображение двуглавого
орла с коронами на головах и с распростертыми крыльями)
Что содержит круговая легенда на оборотной стороне печати
(продолжение титула Ивана III)
Символы Московского княжества.
Печать Ивана III (1497 г.)
Российский герб в конце XVII-XVIII вв.
Познакомиться с дальнейшей эволюцией российского герба учащиеся могут на основе работы с текстом Указа «О титуле царском и
государственной печати от 14 декабря 1667 года» (Вилинбахов
Г.В., Дрык С.В, Калашников Г.В. Государственные символы
Российской Федерации. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2019. С. 59) с помощью стратегий развития критического мышления, например, ИНСЕРТ или
«Обзор».
Применяя к тесту стратегию ИНСЕРТ, учащимся необходимо промаркировать текст следующими значками:
«V» – уже знал, «+» – новое, «-» - думал иначе,
«?» – не понял, есть вопросы.
Российский герб в конце XVII-XVIII вв.
Важно обратить внимание учащихся на выделенные слова
в тексте:
«Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и
Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя, и Белыя России
Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором
три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское,
Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому
и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и
повелению… на персях изображение наследника; в пазноктах скипетр и
яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества
Самодержца и Обладателя».
Российский герб в конце XVII-XVIII вв.
Анализ текста позволит подвести учащихся к важному выводу - герб был истолкован как знак, равно принадлежащий двум нераздельным в понимании составителей описания ипостасям: самому царю и
«Его Царского Величества Российского
Царствия», то есть стране.
Рисунок печати Алексея
Михайловича, 1667.
Советский герб
Познакомьтесь с текстом Декларации об образовании СССР.
Ответьте на следующие вопросы и выполните задание:
• Какие идеи представлены в тексте Декларации?
• Каким видится авторам Декларации новое пролетарское государство? На каких основах оно создается?
• Какими понятиями описываются в тексте «лагерь социализма» и «мир капитализма»? Как представлены условия их взаимодействия?
• Что свидетельствует о международной, «интернациональной» составляющей нового государства? В чем его миссия?
• Опираясь на текст Декларации и изученные до этого материалы курса истории России, сделайте вывод о том, каким по содержанию и форме должен был стать герб Советского государства.
Рассмотрите изображение советского герба. Укажите, как идеологические
установки нового Советского государства отразились на главном
государственном символе страны.
Государственный герб
Российской Федерации
Познакомьтесь с Указом и Положением «О государственном
гербе Российской Федерации» от 30 ноября 1993 г. и
ответьте на следующие вопросы:
Как объясняет документ появление нового герба РФ?
Что он из себя представляет согласно описанию?
В каких условиях и кем он может официально использоваться?
Как вы думаете, почему новым гербом нашей страны после 70 лет советской власти становится двуглавый орел? С чем это связано?
Что значило для нашей страны обретение новых «старых» символов и с чем это было связано?
Методика работы с
Государственным флагом
Российской Федерации
«Государственный флаг Российской Федерации
является официальным государственным
символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета»
Источник: ФЗ РФ «О Государственном флаге
Российской Федерации» (ст. 1)
Государственный флаг
Российской Федерации
Методические приемы работы с флагом
Вводная беседа: функции государственного флага
В качестве наглядности используются в рамках одного слайда:
дореволюционный триколор; Государственный флаг СССР; Государственный флаг РФ
Вопросы к беседе:
1. Что объединяет исторические флаги, представленные на изображениях? К какому времени они относятся?
2. Как относятся граждане нашей страны к этим государственным символам и почему?
3. Где их можно увидеть, когда и в каком качестве?
4. Как вы думаете, в чем их назначение (функции)?
Функции:
•
Символ государственной принадлежности
•
Историческая реликвия, напоминающая о важнейших событиях истории страны
•
Символ объединения и самоидентификации
Методические приемы работы с флагом
Работа с текстом источника:
Из указа «О флагах на торговых речных судах» от 20 января 1705 г.
«На торговых всяких судах, которые ходят по Москве реке и по Волге и по Двине и по
иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу,
каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом…»
Вопросы к тексту:
1. Кто из русских государей был автором первого российского триколора?
2. Где и каким образом предполагалось использование этого флага? Почему?
3. Как вы думаете, какую из обозначенных выше функций флага он должен был выполнять в первую очередь?
Для закрепления можно использовать первые изображения петровских флагов конца
XVII-начала XVIII вв. Например, фотографии из фондов ЦВММ или РГАДА.
Методические приемы работы с флагом
Работа с исторической фотографией:
фотография красного знамени над Рейхстагом и Парада
Победы в Москве 1945 г.
Вопросы к фотографии:
1. Какие события истории нашей страны представлены на фотографиях? Определите время и место этих событий.
2. С каким периодом в истории СССР они связаны? Что значит этот период для нашей страны?
3. В чем назначение знамен, представленных на фотографиях (советских и трофейных немецких)?
Что они символизируют?
Методические приемы работы с флагом
Вопросы к фотографии (продолжение):
4. Почему советские знамена этого времени могут считаться историческими реликвиями? Что делает их такими?
5. Подумайте, является ли Государственный флаг
Российской империи, Государственный флаг
СССР, Государственный флаг РФ – исторической реликвией, выполняет ли он эту функцию и почему. Свой ответ обоснуйте.
В качестве закрепления материала можно использовать краткий видеофрагмент кинохроники Парада Победы.
Методические приемы работы с флагом
Работа с текстом источника:
из Федерального закона «О государственном флаге РФ» от 25 декабря 2000 г.
Вопросы к тексту:
1. Как выглядит государственный флаг России согласно описанию?
2. При каких условиях он может использоваться?
3. В каких формах он может использоваться?
4. Как вы думаете, почему флагом нашей страны после 70 лет советской власти снова стал дореволюционный российский триколор?
5. Какую функцию стал играть триколор для граждан России после развала СССР в
1991 г.? В чем его значение для развития современного общества?
6. Можем ли мы считать, что на настоящий момент он выполняет все три функции государственного флага? Поясните свой ответ и приведите примеры.
Методика работы с
Государственным гимном
Российской Федерации
Методические приемы работы с гимном
Работа с иллюстративным материалом и организация беседы с учащимися
(см. слайд 16 к лекции 1)
Пример методического приема:
Учащимся предлагается посмотреть на 3 фотографии:
1. Обращение Президента Российской Федерации к гражданам в
Новогоднюю ночь.
2. Награждение победителей Олимпиады в Сочи в 2014 году.
3. Парад Победы на Красной площади.
Далее им необходимо определить события, которым посвящены эти фотографии и определить роль гимна в ходе проведения этих мероприятий.
Методические приемы работы с гимном
Организация беседы с учащимися и их работы с текстом (комментированное, выборочное чтение)
Средство обучения: тексты гимнов с их названиями и описанием
(см. слайд 17 к лекции 1)
Пример методического приема:
Ученикам необходимо прочитать названия гимнов разных исторических эпох
(гимн Российской империи «Боже, царя храни!», «Интернационал», гимн
СССР и др.) и их описание. Далее школьники наносят на «Ленту времени» названия гимнов, годы их появления. При помощи цитат из текстов гимнов они могут определить историческую эпоху, в которой этот гимн появился и исполнялся.
Методические приемы работы с гимном
Организация беседы с учащимися и их работы с текстом (выборочное чтение текста гимна рабочих «Интернационал»)
Средство обучения: текст гимна рабочих «Интернационал»
(текст Интернационала можно посмотреть, например, на сайте http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=291)
Пример методического приема:
Учащимся можно предложить ответить на вопросы, при помощи которых они смогут обозначить вехи истории гимна «Интернационал»:
1. Что обозначает название гимна? С чем оно связано?
2. Когда и где появилась его мелодия? Кто ее автор?
3. Кем был написан первоначальный текст песни?
4. Когда она приобретает популярность, в какой социальной среде и в каком качестве?
5. Почему именно «Интернационал» стал новым гимном РСФСР?
Методические приемы работы с гимном
Организация беседы с учащимися и их работы с текстом (выборочное чтение текста гимна СССР)
Средство обучения: текст гимнов СССР (1944-1956, 1977-1991) (Тексты гимнов можно найти, например, на сайте https://www.culture.ru/s/gimn_rossii/)
Пример методического приема:
Учащимся можно предложить прочитать два текста гимна СССР разных периодов (1944-1956, 1977-1991), определить основную идею каждого гимна, выявить сходства и различия в тексте. В завершении школьники подтверждают свои предположения цитатами из текста гимна.
Методические приемы работы с гимном
Организация беседы с учащимися и их работы с текстом (комментированное чтение текста гимна Российской Федерации)
Средство обучения: текст гимна Российской Федерации
Пример методического приема:
После того, как учащиеся прослушают гимн Российской Федерации, они знакомятся с его текстом и историей появления. Им могут быть предложены следующие вопросы:
1. В каком году был утвержден гимн Российской Федерации?
2. Кто является автором слов гимна Российской Федерации?
3. Кто является автором музыки гимна Российской Федерации?
4. Какие эпитеты использовал автор текста гимна Российской Федерации?
(например, «могучая воля, великая слава» и др.)