Файл: Компьютерная и интернет зависимости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта занятия профилактического занятия
педагога-психолога с подростками
Составитель: классный руководитель 8 класса ТМК ОУ «Потаповская СШ №12» Сарыг Руслан Сергеевич
Тема: «Компьютерная и интернет зависимости».
Возрастная группа: учащиеся 8 класса
Форма организации: групповая, индивидуальная
Средства: видеоролик, проектор, ноутбук, цветные карандаши, рабочие карточки.
Цель занятия:
Профилактика компьютерной и интернет зависимости
Задачи занятия:
1. Метопредметные повышение осведомленности, развитие умения видеть метапредметные связи (информатика) формировать положительное отношение к живому общению
2. Обучающие: профилактика развития зависимости от компьютера/гаджета; ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости
3. Развивающие: повышение уровня самосознания и рефлексии обучающихся, побуждать детей к самовыражению, саморазвитию;
Организационная структура занятия:
Этапы(последовательность)
деятельности
Содержание деятельности
Этап 1
Приветствие (8 мин)
Мотивация на совместную деятельность
(Звучит спокойная мелодия)
Формулирование цели
-Добрый день, я очень рад видеть вас сегодня нашем занятии.
Давайте мы свами познакомимся, но знакомство наше будет в необычной форме, перед вами лежат карточки, на нем необходимо написать свое имя и положительные качества своего характера с тремя буквами своего имени, (карточки, цветные карандаши)
Добрый день дорогие ребята!
Р- радостный

С-серезный
Н-надежный
-Я очень рад что вы такие веселые, умные и дружные ребята.
Смотря на вас я вспоминаю строки
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
А что же такое дружба, (услышать ответы учащихся).
А что означает дружба например в словаре Ожегова
Этап 2
-Много ли вас друзей, в классе, в вашем районе, городе, соцсетях ?
-С кем вы больше общаетесь?
Тема сегодняшнего нашего занятия «Компьютерная и интернет зависимости»
«Ребята, поднимите руки те, кто любит проводить время с компьютером, планшетом и другими гаджетами? (обсуждение)
А что конкретно вам нравится делать, какие положительные стороны использования компьютера/гаджета существуют? (предложения школьников выписываются на доске, например, веселье, учеба, общение, саморазвитие и др.)
(обсуждение)
А какие отрицательные стороны увлечения компьютером вы можете назвать?
(предложения школьников выписываются на доске, например, мало общения с реальными людьми, уход в виртуальный мир, ухудшение зрения и др.)
(обсуждение)
Выполнение задания


1. Учитель: «Как выдумаете, что можно порекомендовать школьнику, который сидит за компьютером/проводит время с гаджетом слишком много времени?
Выполним это упражнение в командах.
Ребята, вам нужно объединиться по два человека и составить такие рекомендации.
Надо суметь договориться между собой, чтобы они были общими. На выполнение задания дается 8 минут.»
После выполнения обучающиеся делают презентацию результата, выходя к доске
(либо один человек от группы, либо вся команда), дети оценивают, справились, как они с заданием и оценивают работы других команд. Далее происходит обсуждение.
2. Психолог: «Ребята, вы справились с заданием, молодцы! А теперь сделаем специальную гимнастику для глаз, которая помогает глазам меньше уставать при работе за компьютером.
Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо:
 каждые 45 минут переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут
 закрывать глаза для отдыха на 1-2 минуты
 проделывать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц:
Комплекс упражнений для улучшения зрения
Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.


Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко соединятся".

Частое моргание глазами.
Причины возникновения компьютерной зависимости (Слайд 3)
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.
Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Развитие заболевания (слайд 4)
Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни.
Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность. Тут-то человека и подстерегает Интернет-зависимость.
На первой стадии это более-менее легкообратимое расстройство. Идет увлечение
«новой игрушкой» в ущерб занятиям, домашним делам. Постепенно человек отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной

паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных (или сотрудников в офисе), сколько времени он проводит на сайтах.
На второй стадии симптомы нарастают как снежный ком. Если человека насильственно отлучить от сети, он будет испытывать чувство, похожее на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляется бессонница. К психическим расстройствам добавляются головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
Третья стадия – социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствия от общения через Интернет, все же постоянно «висит» на сайтах.
Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам на работе и в семье.
Сильные, волевые личности еще могут попытаться переключить свое внимание на что-то иное, например, влюбиться, найти другую работу. Более слабым ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к специалистам. В США, к слову сказать, Интернет-зависимость считается официальным диагнозом и лечится психологами и психиатрами. В России же подобные программы помощи Интернет- зависимым людям еще только разрабатываются
Симптомы психологической зависимости от компьютера (слайд 5)
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр); забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
человек предпочитает есть перед монитором; обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Группа риска (слайд 6)
Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.
— Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.
Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты.
Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.
— Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, — утверждают психологи. — И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.
К сожалению, отмечают психологи, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.
Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.


Анкета (слайд 6)
1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?
2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?
3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?
4. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?
5. Вам легче общаться с людьми через интернет, нежели лицом к лицу?
6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?
7. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?
8. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
9. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?
10. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?
Заключение/ рефлексия
«Итак, ребята, как вы считаете, что важно для того, чтобы рационально (не нанося вред здоровью) работать за компьютером? (обсуждение) Что полезного и интересного мы узнали на сегодняшнем занятии? (обсуждение)»
Рекомендации
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Источники информации
1. http://www.flogiston.ru
2. www.newizv.ru
3. www.biofizteh.ru
4. www.myarh.ru
5. medecinform.net
6. www.gradusnik.ru
7. www.erudition.ru
8. www.portalus.ru
9. www.narod.ru
10. www.youtube.ru
11. Методические рекомендации по обеспечению кибербезопасности в образовательной среде – Кызыл: ГОУ РЦПМСС «Сайзырал»