Файл: Организация деятельности с неуспевающими и слабоуспевающими детьми. Увидеть и понять проблему наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация деятельности
с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Особенности неуспевающих учащихся:
-
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития; -
отсутствие познавательного интереса; -
не сформированы элементарные организационные навыки; -
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; -
нет опоры на родителей как союзников учителя; -
дети, в основном, из асоциальных семей; -
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; -
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
-
Педагогическая запущенность. -
Частые заболевания. -
Пропуски занятий. -
Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
-
Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. -
Учитывать все признаки предмета или явления. -
Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться:
-
работать с текстом; -
выделять главное, существенное; -
не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
-
отвлекаемостью; -
подвижностью; -
неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
-
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; -
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
-
со сверстниками; -
учителями; -
отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Ребенок нуждается в поддержке, показе того, что он состоятелен в других видах деятельности.
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Как помочь слабоуспевающему ученику:
1. Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
2. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
-
Разнообразить виды деятельности. -
Проветривать кабинет. -
Проводить физминутки. -
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
-
Карточки для индивидуальной работы. -
Задания с выбором ответа. -
Деформированные задания. -
“Разрезные” теоремы. -
Перфокарты. -
Карточки - тренажеры. -
Творческие задания. -
“карточки-информаторы”, -
“карточки-с образцами решения”, -
“карточки-конспекты”.
Учитель должен:
-
Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
-
Стремиться понять и принять каждого ребёнка -
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке -
Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика -
Уметь встать на позиции ученика -
НЕТ насмешливому тону! -
Уметь вести непринуждённый диалог -
Стремиться к внешней занимательности -
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) -
Учить работать со словарями и другим справочным материалом -
В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы. взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения -
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) -
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) -
Применять частую смену видов деятельности на уроке -
Многократно проговаривать и закреплять материал урока -
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Десять правил работы с неуспевающими учениками:
-
Верить в способность любого ученика, стараться передать и ему эту веру. -
Помнить о том, что для ученика необходим период “вживания” в материал. -
Не нужно торопить его, надо учиться ждать. -
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему. -
Вселять слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагать им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально. -
Не воспринимать работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению. -
Не гнаться за обилием новой информации. Уметь из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить. -
Обобщение – главная составляющая любой методики. -
Научиться управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной. -
Помнить, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся. | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала. | Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке. | Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
При организации самостоятельной работы. | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | |
Отношение к содержанию учебного материала. | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости. | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. | Существенный, важный, но непривлекательный материал. | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний). | Действует учитель, ученик только воспринимает. | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса. | Ученик действует самостоятельно. |
Отношение к себе, своим силам. | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий. | Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий. | Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий. | |
Отношение к учителю (коллективу). | Подчеркнутая объективность, нейтралитет. | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. | |
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
-
анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся); -
беседу с психологом; -
беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
Вести контроль за:
-
посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима); -
успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий -
Уведомлять еженедельно родителей о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. | Создание микроклимата в классе. | Вести карту наблюдения. |
Алгоритмизация действий. | Работа в группах, парах. | |||
Удержание интереса. | Индивидуальные консультации. | |||
Формирование мотивации к обучению. | Уроки коррекции знаний. | |||
Стимулирование оценкой, похвалой. | Опорные конспекты, памятки. | |||
Дидактические игры. | ||||
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: | Для: предупреждения неуспеваемости; | Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися | Индивидуальные и групповые консультации. |
в изучении нового материала; | ликвидации выявленных пробелов в знаниях; | Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). | ||
выявлении пробелов в знаниях. | формирования мотивации, интереса к учебе | Творческие задания. | ||
Воспитательная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителя. | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуальный подход, создание комфортной среды. | Опора на хобби. |
Проведение тематических классных часов, предметных недель. | ||||
Вовлечение в кружки, КТД. | ||||
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье. | Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости; | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями |
Работа ведется регулярно. | установления единых требований | Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. | Совет профилактики. |