ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Работаем над эссе. Блок «Экономика».
Цель: отработка приемов написания эссе.
Задачи урока:
- в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;
- в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.
Тип урока – урок-практикум.
Оборудование: ПК, проектор, презентация Power Point, учебник, рабочие листы.
Ход урока
Мотивационный этап
Многим выпускникам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Задания ЭГЕ по обществознанию ранжированы - в 1 части они рассчитаны на воспроизведение знаний (репродуктивный уровень). 2 часть содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание эссе.
В ходе практической работы мы определим последовательность выполнения этого вида задания. Хотелось бы, чтобы данный урок способствовал формированию у вас компетенции написания эссе.
Критерии оценки:
Чтобы хорошо выполнить работу, нужно твердо знать, что и как будет оцениваться. Давайте вспомним критерии оценивания эссе:
К1. Раскрытие смысла высказывания.
К 2. Характер теоретической аргументации (тема раскрывается с опорой на обществоведческую терминологию, классификацию, типологию, понятия, теоретические положения, выводы). – 2 балла (наличие ошибочных с т. зр. обществознания положений ведет к снижению оценки на 1 балл).
К 3. Качество фактической аргументации (факты и примеры, которые соответствуют теме,почерпнутые из различных источников – СМИ, история, литература, география, факты личного социального опыта, личное наблюдение – 2 балла; использование фактов только личного опыта – 1 балл).
Структура эссе. (Рабочий лист):
Cтpyктypными элeмeнтaми эсee являются:
1) цитaтa;
2) пpoблeмa, пoднятaя aвтopoм, ее aктyaльнoсть;
3) смысл выскaзывания
4) coбcтвeннaя тoчкa зpeния;
5) apгyмeнтaция нa тeopeтичeскoм ypoвне;
6) фaктичeскaя apгyмeнтaция - двa пpимepa из сoциaльнoй пpaктики или из художественной литepaтypы, пoдтвepждaющиx вepнoсть выскaзaнныx сyждeний;
7) вывoд.
Paбoтa с чepновиком
У вас в рабочих листах имеется таблица для формирования основы эссе.
Цитата | | |
Проблема | | |
Смысл высказывания | | |
Собственная точка зрения | | |
Теоретическое обоснование | Фактическое обоснование | |
Выводы | |
Далее одна из тем разбирается фронтально, учащиеся заполняют таблицу в РЛ.
Потом в парах они работают над темой из списка. Определяя проблему, пользуются опорой из Рабочего листа.
Оснoвныe пpoблeмы по блоку «Экономика»
1. Пpoтивopeчиe мeэждy oгpaничeннoстью peсypсoв и бeзгpaничнoстью
чeлoвeчeскиx пoтpeбнoстeй.
2. Пpoблeмa экoнoмичeскoгo вьrбopa.
3. Фaктopы пpoизвoдствa и иx знaчениe в экoнoмикe.
4. Tpyд кaк вид дeятeльнocти экoнoмичeский peсypс.
5. Кaпитaл кaк экoнoмичeский peсypс.
6. 3нaчerrиe экoнoмики и экoнoмичeскoй дeятeльнoсти в paзвитии
oбrцeствa.
7. Фaктopы, oпpeдeляющиe пpoизвoдитeльнoсть и кoнкypeнтoспoсoбнoсть пpoизвoдствa в сoвpeмeнеoй экoнoмикe.
8. Cyщнoсть и фyнкции дeнeг в экoнoмикe.
9. Эффeктивнoсть испoльзoвaния peсyрсoв.
10. 3нaчeниe oбщeствeннoгo paздeления тpудa.
11. Двe стopoны oбщeствeннoгo paздeлeния тpyдa – спeцизaция и кooпepaция.
12. Пoльзa oбщeствeннoй кooпepaции тpyдa: сoвметнaя paбoтa, oбyчeниe, в пpoцeссe дeятeльнocти и сpaвнитeльнoe пpeимyщeствo.
13. Эффeктивнoсть в paспpeдeлeнии имeющиxся peсypсoв.
14. Poль тopгoвли в paзвитии oбщeствa.
15. Cтимульr и эффeктивнoсть пpoизвoдствa.
16. Cпpaвeдливoсть в paспpeдeлeнии.
1 7. Cyщнoсть pыIнoчныIx oтнoшeний.
18. Coциaльнaя функция бизнeсa.
19. Кoнкypeнция и eё знaчeниe в экoнoмикe.
20. Haлoги их знaчeниe в paзвитии стpaны.
21. 3нaчeниe пpoизвoдствa в жизни общeствa.
22. Cущнoсть пpeдпpинимaтeльскoй дeятeльнocти.
23. Cущrroсть и пoследствия инфляции в экoнoмикe.
24. Оcoбeннoсти и функции Цeнтpaльнoгo бaнкa в экoнoмикe стpaны
2б. Пpoблeмa paциoнaльнoгo пoвeдeния пoтpeбитeля.
26. Poль гoсудapствa в peгyлировании экoнoмической жизни
27 IIpoблема мaтepиaльных стимулов к тpyдy.
28 . Ителлектуальный кaпитaл кaк глaвньrй истoчник фopмиpoвaния конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
Темы эссе:
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
«Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
«Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
«Инфляция — золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)
«Если мы планируем слишком много, т.е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна» (К. Поппер).
«Экономическая свобода — это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
«В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно быть богатому» (И. Посошков).
«Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).
«Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).
«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).
«Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один... заслуживает высшей похвалы; для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые» (Дж. Свифт)
«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).
«Деньгами надо управлять, а не служить им» (JI. Сенека)
«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)
«Богатство заключается в населении, а не в обширности территорий, тщетной без обывателей» (М. Ломоносов).
«То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)
«Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия» (Т. Питере).
«Золотой дождь размывает все границы» (Т. Карл Ейль)
«Снижающие себестоимость повышают стоимость себя» (Е. Кащеев)
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
«Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура).
«Устойчивость обществу придают или цепи или собственность» (Ф. Искандер).
«Налоги — это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» (О.У. Холмс).
«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия» (Г.С.Беккер).
«Золотой дождь размоет все границы». (Т. Карлейль)
«Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).
«Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить» (Х. Ягодзиньский).
«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
«Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
«Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)
«Надо, чтобы сами условия труда, а не управляющие и руководители заставляли людей работать». (Р. Хасимото)
«Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)
«Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)
«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс)
«Бизнес – это сочетание войны и спорта». (А. Моруа)
«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Бауст)
«Цель денег — не праздность, а умножение средств для полезного служения». (Г. Форд)
«Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
«Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б. С. Ерасов)
«Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)
«Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики». (Кэри Макуильямз)
«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен». (Генри Томас Бокль)
«Всякий раз, когда вы экономите 5 шиллингов, Вы лишаете одного человека его дневного заработка.». (Д. М. Кейнс)
«Всякий расточитель − враг общества, всякий бережливый человек − благодетель.». (А. Смит)