Файл: Рабочая программа по предмету Математика 1 класс (авторы В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аннотация

  1. Рабочая программа по предмету «Математика» 1 класс

(авторы: В. В. Давыдов, С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева).

  1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.

Учебный предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Математика».

  1. Рабочая программа разработана на 2022-2023 учебный год.

  2. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.

В учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 540 часов. На изучение курса в 1 классе отводится 132 часа (по 4 часа в неделю × 33 нед.)

  1. Цель рабочей программы:

- формирование основ научного мышления ребенка в области математики, представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения,

- формирование понятия числа как резуль­тата измерения величин, введение графических и знаковых сред­ств моделирования для описания предметных ситуаций, выво­дящих на это понятие.

В процессе изучения курса «математика» развиваются такие общеучебные умения ребенка, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

  1. Краткое содержание учебного предмета

Обучение начинается с изучения признаков предметов. Действуя с различными предметами, дети выделяют такие параметры вещей
, которые являются величинами. Это свойства, для которых устанавливаются отношения «равно», «больше», «меньше». Результаты сравнения величин фиксируются сначала на чертежах соответствующими отношениями отрезков, а затем с помощью буквенных записей. Сравнивая величины, дети открывают новый способ сравнения с помощью мерки и числа. Таким образом, число вводится как инструмент измерения. Процесс измерения – отмеривания величины отражается в специальной модели – числовой прямой. Предметные измерения при особых условиях могут быть заменены действиями на числовой прямой. Таким образом, вводятся действия сложения и вычитания чисел как присчёт и отсчёт по числовой прямой. Следующая задача – сложение и вычитание при мысленном движении по числовой прямой. Так начинается этап формирования навыка вычисления. Специальные предметные задачи позволяют ввести отношение целого и частей для величин, что расширяет смысл арифметических действий сложения и вычитания. Отношение целого и частей фиксируется и изучается с помощью чертежей. Навык вычислений формируется на основе действий присчёта и отсчёта и через освоение состава чисел.

Признаки предметов

Задача поиска предметов. Признаки предмета: цвет, форма, размер. Описание предметов по признакам. Равенство (одинаковость) и неравенство (различие) предметов по признакам.

Пространственные представления

Взаимное расположение предметов в пространстве: сверху, снизу, слева, справа, между. Точки и линии. Прямая, отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Границы плоских фигур.

Величины

Уточнение представлений о размере: длина, площадь. Уточнение неравенства: отношение «больше-меньше». Величина. Объем (емкость). Масса. Сравнение групп предметов. Графическое моделирование (изображение с помощью отрезков) отношений равенства и неравенства.

Упорядочивание величин

Упорядочивание величин. Возрастающие и убывающие ряды величин. Преобразование предметов: увеличение, уменьшение, сохранение величин. Графическое моделирование рядов величин (чертеж). Буквенные обозначения величин. Знаки «=» (равно), «≠» (неравно), «>» (больше) и «<» (меньше). Зна­ковое моделирование отношений равенства и неравенства.

Числа и измерение величин

Непосредственное и опосредованное сравнение величин. Задача воспро­изведения величины (построение величины, равной заданной). Измерение и построение величины с помощью мерки и числа (операторный аспект числа). Знаковое и графическое моделирование действий построения и измере­ния величин. Представление чисел метками. Измерение величин с помощью слов считалки (порядковый аспект числа). Свойства натурального ряда чи­сел. Числительные. Цифры.



Числовая прямая

Построение числовой прямой (выбор начала, направления и шага). Представление чисел в виде точек и отрезков на числовой прямой. Предыдущее и последующее числа.

Сравнение чисел

Моделирование отношения неравенства величин (больше-меньше) на числовой прямой. Сравнение чисел. Число как результат измерения величи­ны - числовое значение величины (количественный аспект числа). Зависи­мость числового значения величины от выбора мерки. Именованные числа. Стандартные единицы измерения и счета.

Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание чисел

Задача уравнивания величин. Разность как характеристика различия уравниваемых величин. Уточнение неравенства величин: разностное отноше­ние (больше-меньше на...). Графическое моделирование разностного отно­шения величин. Сложение и вычитание величин как увеличение или умень­шение одной величины на некоторую другую.

Моделирование разностного отношения величин на числовой прямой. Нахождение значения разности между величинами по их значениям с по­мощью числовой прямой. Разностное отношение между числами. Сложение и вычитание чисел. Знаки «+» (плюс) и «-» (минус). Присчет и отсчет. Слу­чаи сложения и вычитания (в пределах двадцати). Число 0. Обозначение чисел буквами. Выражения. Простейшие текстовые задачи на разностное отношение величин (на­хождение большей или меньшей величины).

Отношение «частей и целого»

Предметные действия составления величины из частей и разбиения ве­личины на части. Отношение «частей и целого». Графическое моделирова­ние отношения «частей и целого». Действия сложения и вычитания величин как действия нахождения целого по заданным частям и соответственно час­ти по заданным целому и другой части.

Моделирование отношения «частей и целого» на числовой прямой. Сос­тав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Сложение и вычитание чисел в пределах деся­ти. Простейшие текстовые задачи на отношение «частей и целого». Числа от 11 до 20.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

1. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. -4-е изд. – М.:Просвещение, 2022.

2. Могут быть использованы - Рабочая тетрадь по математике, 1 класс: комплект из двух рабочих тетрадей. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) /С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина. -11-е изд. – М.: Просвещение, 2022.

3. Могут быть использованы Контрольные работы по математике для 1 класса / Г.Г.Микулина. -14-е изд. – М.: Просвещение, 2022.

4. CD-ROM. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику. Горбов С.Ф

5.С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Обучение математике. 1 класс: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы (Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – 2-е изд.–М.: Вита-Пресс, 2019.

Электронные образовательные ресурсы

  • Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции. http://school-collection.edu.ru.

  • Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

  • Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»; Математика: Кирилла и Мефодия.