ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 693
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансовое право»
Вариант № 4
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Кафедра Конкурентного права и антимонопольного регулирования | | Студент Семенко Дмитрий Сергеевич Группа ИНО ОЗБ ЮГМ-21 ПР Преподаватель Матвеев Евгений Викторович |
Екатеринбург
2023 г.
Содержание
Задание 1 ………………………………………………………………….…3
Задание 2 ……………………………………………………………………..7
Задание 3 ……………………………………………………………………..8
Задание 4 …………………………………………………………………….11
Список использованных источников ……………………………………...13
Задание 1. На основании анализа нормативных актов, учебной и научной литературы приведите легальное и несколько доктринальных определений для термина «бюджет». Приведите классификацию бюджетов.
В современном обществе бюджет – это ключевое звено государственных финансов. Посредством бюджета в руках государства аккумулируется значительная часть созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого для решения тактических и стратегических задач по обеспечению стабильных темпов экономического роста, инновационному развитию и регулированию пропорций общественного производства.
Посредством распределения бюджетных средств государство регулирует хозяйственную жизнь страны, тем самым целенаправленно усиливая или сдерживая темпы роста производства, ускоряя или снижая рост капиталов и частных сбережений, изменяя структуру спроса и предложения, регулируя социальное обеспечение членов общества.
В научной и учебной экономической литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная экономико-правовая категория, эволюция которой происходила одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. Поскольку термин «бюджет» используется для обозначения различных по своей природе явлений и процессов, его содержание должно трактоваться одновременно в историческом, экономическом и правовом аспекте (табл. 1).
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему экономических (денежных) отношений между государством и хозяйствующими субъектами (предприятиями и организациями) различных организационно-правовых форм хозяйствования и видов экономической деятельности, общественными организациями, населением, а также другими государствами и межправительственными организациями (при заимствовании извне финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита и обслуживании возникшего в связи с этим государственного долга). Предметом этих отношений является создание
централизованного фонда денежных средств, а целью – своевременное и полное финансовое обеспечение реализации функций государства на всех уровнях управления. В этой связи бюджет является экономическим базисом государства.
Таблица 1 - Аспекты рассмотрения понятия «бюджет»
Категория | Сущность категории | Бюджет как категория |
Историческая | научное понятие, характеризуемое высоким уровнем абстрагирования и отражающее наиболее существенные связи и отношения прошлого и процесса исторического познания | бюджет – центральное звено финансовой системы государства, его форма унифицирована (два раздела: расходы по основным четырем направлениям и доходы, формируемые за счет налоговых и неналоговых платежей). Содержание этих базовых экономических категорий меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой |
Экономическая | важнейшее понятие экономической науки, отражающее существенные стороны экономических процессов и явлений | совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием бюджета – централизованного фонда денежных средств |
- финансово-организа-ционная | содержит основные характеристики финансовых отношений и организационные принципы каких-либо явлений или процессов | утвержденная в особом порядке роспись доходов и расходов государства |
- материальная | охватывает значимые отношения, признаки, свойства и формы движения множества существующих субъектов и их систем | обособленная совокупность денежных средств, распределенных по некоторым группам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который распоряжается этими денежными средствами |
Правовая | характеризует совокупность общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения | основным признаком бюджета как правовой категории является его документальное представление, поскольку это финансово-правовой акт, посредством которого утверждается план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций субъекта хозяйствования |
Будучи экономической категорией, бюджет объединяет в себе такие базовые финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные доходы и расходы в их действии.
В финансово-организационном аспекте бюджет – это систематизированная роспись доходов и расходов государства на определенный материальном – роспись материальных носителей бюджетных отношений (уполномоченных государством держателей и распорядителей денежных средств на макро-, мезо- и микроуровне). Утверждение парламентом бюджета как главного финансового плана страны, показатели которого охватывают и характеризуют реальное состояние всех подсистем социально-экономической системы общества, придает ему форму закона.
Несмотря на длительный период изучения понятия «бюджет», его толкование до настоящего времени носит дискуссионный характер; остаются нерешенными проблемы грамотного планирования и рационального использования бюджетных средств на уровне государства (макроуровень), регионов (мезоуровень) и территориальных образований (микроуровень).
Учитывая вышесказанное, целью данного исследования является уточнение сущности бюджета как экономической категории и построение схемы классификации его видового состава. Для реализации данной цели необходимо: рассмотреть и обобщить трактовки сущности понятия «бюджет»; проанализировать подходы к определению его функций, целей и задач; выявить основополагающие принципы бюджета и базовые признаки классификации его видов.
Задание 2. ООО «Мир чистоты» обратилось за юридической консультацией по вопросу, обязана ли организация принимать к оплате карты «Мир»? Может ли организация быть привлечена к ответственности за отказ от приема карты «Мир»? Подготовьте письменный ответ на запрос со ссылками на действующее законодательство.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"
Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
1. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
С 1 марта 2021 года принимать к оплате карты «Мир» должны все продавцы, исполнители и владельцы агрегаторов, у которых выручка на предыдущий год превысила 30 млн руб.
С 1 июля 2021 года такая обязанность возникнет, если выручка за прошлый год составила более 20 млн руб. Основание - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 290-ФЗ.
Если продавец-организация откажется принимать к оплате карту «Мир», его Роспотребнадзор может оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Для должностных лиц организаций и ИП предусмотрен штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 14.8, ст. 2.4 КоАП).
Задание 3. На основании закона о федеральном бюджете на текущий год заполните следующую таблицу.
Показатель | Первый год 2022 | Второй год 2023 | Третий год 2024 |
Доходы федерального бюджета | 25,02 трлн рублей | 25,54 трлн рублей | 25,83 трлн рублей |
Расходы федерального бюджета | 23,69 трлн рублей | 25,24 трлн рублей | 26,35 трлн рублей |
Дефицит (профицит) | 1,32 трлн рублей (1 % ВВП) | 299,1 млрд рублей (0,2 % ВВП) | 522,7 млрд рублей (0,3 % ВВП) |
Что такое дефицит и профицит? Сделайте вывод о сбалансированности бюджета. Предложите свои меры по обеспечению сбалансированности бюджета
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами (статья 6 БК РФ).
Статья 92, глава 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общей суммой расходов и общий объем доходов федерального бюджета за отчетный финансовый год и предстоящий плановый период.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (в общем случае) не должен превышать 15% от суммы утвержденных годовых доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (ст. 6 БК РФ).
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (ст. 6 БК РФ).
1. В случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета до утверждения бюджета профицит бюджета подлежит сокращению в следующей последовательности:
сократить привлечение доходов от реализации государственного или муниципального недвижимого имущества (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
предусматривать выделение бюджетных средств на доплату по долговым обязательствам;
увеличение расходов бюджета, в том числе перечисление части доходов в бюджеты других уровней.
2. В случае невозможности реализации предусмотренных выше мер уменьшить налоговые поступления в бюджет путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.
В идеале бюджет каждого уровня государственной бюджетной системы должен быть сбалансирован. Однако из-за действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) нередко возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают всех расходов, необходимых для соответствующего уровня бюджетной системы.
Принцип сбалансированности бюджета является одним из важнейших принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать общему объему доходов бюджета. При этом под доходами бюджета понимаются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заемные средства.
Таким образом, наличие дефицита бюджета само по себе не означает несбалансированности в случае достижения равенства между расходной и общей суммой доходов бюджета.
Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов государственной власти и ее административно-территориальных образований. Несбалансированность хотя бы небольшой части бюджетов может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков исполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей.
Несбалансированный бюджет (дефицитный, т. е. бюджет, в котором объем расходов превышает доход) фактически не может называться бюджетом, потому что он заведомо нереалистичен в исполнении.
Бюджетирование с профицитом (с превышением доходов над расходами) приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, увеличению нагрузки на экономику.
Задание 4. Что такое авансовый отчет? Какой нормативный акт устанавливает его форму?