Файл: Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике. -
Примерной программы основного общего образования по физике. -
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 33»;
4. Примерной авторской программы по физике Н.К.Мартыновой, Н.Н.Иванова, В.Ф.Шилова, А.А.Фадеева, Э.Т. Изергин. Издательство «Просвещение», Москва, 2008г.
Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской и рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели изучения физики.
Изучение физики в 9 классе образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о электромагнитных, оптических и гравитационных явлениях, величинах характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; -
овладение умениями проводить наблюдение природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; -
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических, жизненных задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, для обеспечения безопасности своей жизни.
В зависимости от избранного принципа на уроке используются следующие методы обучения.
-
По источникам знаний: словесные, наглядные, практический. -
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа; -
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.; -
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский; -
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный; -
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный;
Для оценки полученных результатов используются следующие формы учёта знаний, умений и навыков:
- текущий устный опрос учащихся по теме урока;
- контрольные и лабораторные работы.
Элементы педагогических технологий используемые в процессе обучения: здоровье сберегающая, ЛОО, проблемного обучения.
Система оценки достижений обучающихся (ООП ООО).
-
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения; -
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс; -
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света; -
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона; -
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины; -
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; -
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях; -
решать задачи на применение изученных физических законов; -
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); -
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
2. Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы и опыты.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (8 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (16 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра. 16 часов
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Резерв 3 часа
3.Тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Вид занятий (количество часов) | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Законы движения и взаимодействия тел | 25 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук | 8 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитное поле | 16 | 1 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра | 15 | 1 | 1 |
4 | Повторение. Резерв | 3 | | |
| Итого | 68 | 5 | 5 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Цель урока: | Дата | ДЗ | |||||
План | Факт | ||||||||
| Законы взаимодействия тел (25 часов) | | | | | ||||
1 | Вводная контрольная работа | | 05.09 | | | ||||
2 | Материальная точка. Система отсчета. | Основные понятия кинематики, | 09.09. | | §1,2, вопросы упр.1(1-3), 2 | ||||
3 | Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. | Понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты | 12.09. | | §3,4 упр.3 | ||||
4 | Решение задач. | материал уроков 1.1. 1.2 | 16.09. | | §1-3 повторить № 24-Р | ||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и проекции скорости. | Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения | 19.09. | | §5-6 уметь читать гарфики | ||||
6 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. | Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени | 23.09. | | §7-8, граф. Задача в тетради | ||||
7 | Решение задач. | материал уроков 4.4, 5.5 | 26.09. | | инд. задания. упр.7 | ||||
8 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | расчет скорости и ускорения | 30.10. | | № 63-Р | ||||
9 | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение» | систематизация и обобщение знаний | 03.10. | | № 21-Р, №54-Р | ||||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение» | задачи по разделу « Основы кинематики» | 11.10. | | | ||||
11 | Относительность движения. | относительность скорости, перемещения, координаты, траектории | 13.10. | | §9, № 26-Р, 29-Р | ||||
12 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | первый закон Ньютона, понятие о системах мира | 18.10. | | §10, №113-Р, 115-Р | ||||
13 | Второй закон Ньютона | второй закон Ньютона | 20.10. | | §11,упр.11 | ||||
14 | Третий закон Ньютона | третий закон Ньютона | 25.10. | | §12упр.12 | ||||
15 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | свободное падение тел , движение тела, брошенного вертикально вверх -движение под действием силы тяжести | 27.10. | | §13,14., ОК №192 –Р | ||||
16 | Решение задач | материал уроков 10.10 – 14.14 | 08.11. | | №187 – Р | ||||
17 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел» | выполняется по описанию в учебнике | 10.11. | | | ||||
18 | Закон всемирного тяготения. | формулировка закона, зависимость между величинами, входящими в формулу | 15.11. | | §15,вопросы, упр.15(2,3) | ||||
19 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | формула для расчета ускорения свободного падения на поверхности, на некоторой высоте от поверхности небесного тела | 17.11. | | §16,вопросы, упр.16 (2,3) | ||||
20 | Равномерное движение тела по окружности. Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности. | Равномерное движение по окружности – движение с ускорением. Период, частота, скорость | 22.11. | | §18-19(до яблочка),упр.18(5) | ||||
21 | Искусственные спутники Земли. | искусственные спутники., первая космическая скорость, ее значение | 24.11. | | §20,упр.19 | ||||
22 | Решение задач. | материал уроков 17.17 – 20.20 | 29.11. | | №231 – Р | ||||
23 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса | 01.12. | | §21,22,вопросы, упр.20 | ||||
24 | Решение задач. | материал урока 22.22 | 06.12. | | упр. 21. | ||||
25 | Реактивное движение | понятие о реактивном движении | 08.12. | | упр.22 | ||||
26 | Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | задачи по материалу главы «Законы взаимодействия тел» | 13.12. | | | ||||
| Механические колебания и волны. Звук (8 часов) | | | | | ||||
27 | Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник. | определение колебательного движения. Понятие о колебательных системах | 15.12. | | §24,25,вопросы упр.23(2) | ||||
28 | Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника | амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Формулы периода колебаний. | 20.12. | | §26 (27 дополнительно), ОК | ||||
29 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | Исследование зависимости периода, частоты от длины нити | 22.12. | | повторить §26 | ||||
30 | Механические волны. Виды волн. | Понятие волны, Два вида волн. | 27.12. | | §31,32,вопросы | ||||
31 | Длина волны. | Формула для расчета длины волны | 10.01. | | §33,упр.28 | ||||
32 | Звук. Условия его распространения. | Звуковые волны. Условия распространения звука. Скорость в различных средах. | 12.01. | | §34,37,38,ОК Вопросы | ||||
33 | Решение задач. | Расчетные и качественные задачи АО теме колебания и волны. | 17.01. | | повторить материал, подготовиться к контрольной работе | ||||
34 | Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук» | задачи по материалу главы | 19.01. | | | ||||
| Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (16 часов) | | | | | ||||
35 | Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля | направление магнитных линии, правила 36« буравчика» | 24.01. | | 43-45,вопросы. Правила, упр.35(13) | ||||
36 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. | Сила Ампера, правило «руки» | 26.01. | | §46-48,правило УПР.36(1-3) | ||||
37 | Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца. | возникновение индукционного тока, правило Ленца | 31.01. | | Опорный конспект, §49 | ||||
38 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | изучение явления и зависимости силы инд. тока от скорости изменения числа магнитных линий | 02.02. | | | ||||
39 | Явление самоиндукции | явление самоиндукции, его проявления | 07.02. | | Опорный конспект | ||||
40 | Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре. | колебательный контур, свободные электромагнитные колебания | 09.02. | | Опорный конспект | ||||
41 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | переменный ток, получение переменного тока | 14.02. | | §50,вопросы, Опорный конспект | ||||
42 | Трансформаторы. | устройство , принцип действия и назначение трансформатора | 16.02. | | Опорный конспект | ||||
43 | Передача электрической энергии на расстояние | как осуществляется передача электроэнергии | 21.02. | | подготовить сообщения, ОК | ||||
44 | Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения ЭМВ. | свойства электромагнитных волн | 28.02. | | §52,вопрося,ОК | ||||
45 | Принцип радиосвязи и телевидения | понятие амплитудной модуляции | 02.03. | | Опорный конспект | ||||
46 | Свет – электромагнитная волна | электромагнитная природа света | 07.03. | | §54, вопросы | ||||
47 | Дисперсия света | дисперсия белого света | 09.03. | | ОК, сообщения по теме следующего урока | ||||
48 | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | обсуждение материала, подготовленного учащимися | 14.03. | | | ||||
49 | Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.» | весь материал главы | 16.03. | | № 908 -Р | ||||
50 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | в основе – задачи на применение правил буравчика, левой руки, правила Ленца. | 21.03. | | | ||||
| Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления (15 часов) | | 23.03. | | | ||||
51 | Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. | Модели строения атома. Доказательство Резерфордом планетарной модели | 04.04. | | §55,56,вопросы | ||||
52 | Поглощение и испускание света атомами. Линейчатые спектры. | испускание и поглощение света атомами, наблюдение линейчатых спектров | 06.04. | | Опорный конспект | ||||
53 | Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы. | Протоны, нейтроны, массовое и зарядовое числа. Ядерные силы | 11.04. | | §61,62,64 | ||||
54 | Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. | Энергия связи, формула для расчета дефекта масс | 13.04. | | §65,вопросы | ||||
55 | Радиоактивность. Альфа, бета и гамма – излучения. Период полураспада. | особенности видов излучений, период полураспада | 18.04. | | §53,повт.55 Опорный конспект | ||||
56 | Решение задач. | материал уроков 50.1 – 54.5 | 20.04. | | №1249 –Р | ||||
57 | Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц. | счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера. | 25.04. | | §58,вопросы | ||||
58 | Лабораторная работа №5 « Изучение 59треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | анализ треков частиц, представленных на фотографиях | 27.04. | | | ||||
59 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | ядерные реакции, цепная ядерная реакция | 02.05. | | §66,67,вопросы | ||||
60 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | Устройство ядерного реактора, критическая масса | 04.05. | | §68,69, Сообщения | ||||
61 | Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. | термоядерная реакция, проблемы, связанные с осуществлением такой реакции | 11.05. | | §70,презентации, сообщения по предложенным темам | ||||
62 | Решение задач. | материал уроков | 16.05. | | подготовить сообщения, презентации | ||||
63 | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия | влияние радиации на живые организмы. | 18.05. | | подготовить сообщения, презентации | ||||
64 | Экологические проблемы работы атомных электростанций | имеющиеся проблемы и пути их решения | 23.05. | | №1250 – Р 1251 Р | ||||
65 | Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» | | 25.05. | | | ||||
66-68 | Повторение. Резерв (3 часа) | | | | |