ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); -
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; -
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; -
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; -
изображать графы; -
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; -
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
-
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; -
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом); -
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов); -
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному; -
изображать множества с разным взаимным расположением; -
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы | Основное содержание | Деятельность обучающихся |
1 класс (33 ч) | ||
Введение План действий и его описание (10 ч) | Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. | Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч) | Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. | Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
Логические рассуждения(12 ч) | Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. | Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова. Оценивать простые высказывания как истинные или ложные. Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. |
2 класс (34 ч) | ||
План действий и его описание(11 ч) | Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
Отличительные признаки и составные части предметов(11 ч) | Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. |
Логические рассуждения(12 ч) | Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
3 класс (34 ч) | ||
Алгоритмы (9 ч) | Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. | Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла. |
Группы (классы) объектов (8 ч) | Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. | Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия. Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов). Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп. Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы. Описывать особенные свойства предметов из подгруппы. |
Логические рассуждения (10) | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. | Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний. Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами. |
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч) | Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. | Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками. Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы. Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной. Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. |
4 класс (34 ч) | ||
Алгоритмы (9 ч) | Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров. | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
Группы (классы) объектов (8 ч) | Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах. | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
Логические рассуждения (10 ч) | Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или». | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
Применение моделей (схем) для решения задач(7 ч) | Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.). | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
| ИТОГО ПО КУРСУ | 135 ч |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Дата прим. | Дата факт. | Тема занятия | Количество часов |
| | 1 класс | 1 |
| | Введение. Цвет предметов. | 1 |
| | Форма предметов. | 1 |
| | Размер предметов. | 1 |
| | Названия предметов. | 1 |
| | Признаки предметов. | 1 |
| | Состав предметов. | 1 |
| | Итоговая игра «Свойства предметов». | 1 |
| | Анализ игровой деятельности. Повторение пройденных тем. | 1 |
| | Понятия «равно», «не равно». | 1 |
| | Отношения «больше», «меньше». | 1 |
| | Понятия «вверх, вниз, вправо, влево». | 1 |
| | Действия предметов. | 1 |
| | Последовательность событий | 1 |
| | Порядок действий. | 1 |
| | Итоговая игра «Действия предметов». | 1 |
| | Цифры. | 1 |
| | Возрастание, убывание. | 1 |
| | Множество и его элементы. | 1 |
| | Способы задания множеств. | 1 |
| | Отображение множеств. | 1 |
| | Кодирование. | 1 |
| | Симметрия фигур. | 1 |
| | Итоговая игра «Множества». | 1 |
| | Разбор пройденных игр. Повторение. | 1 |
| | Отрицание. | 1 |
| | Понятия «истина» и «ложь». | 1 |
| | Понятие «дерево». | 1 |
| | Графы. | 1 |
| | Комбинаторика. | 1 |
| | Итоговая игра «Понятия «истина» и «ложь». | 1 |
| | Разбор пройденных игр. | 1 |
| | Логические задачи. | 1 |
| | Логические комбинированные задачи. | 1 |
| | Итого: | 33 |
| | 2 класс | |
| | Признаки предметов. | 1 |
| | Описание предметов. | 1 |
| | Состав предметов. | 1 |
| | Действия предметов. | 1 |
| | Симметрия. | 1 |
| | Координатная сетка. | 1 |
| | Итоговая игра «Признаки предметов». | 1 |
| | Разбор итоговой игры. | 1 |
| | Действия предметов. | 1 |
| | Обратные действия. | 1 |
| | Последовательность событий. | 1 |
| | Алгоритмы. | 1 |
| | Ветвление. | 1 |
| | Итоговая игра «Алгоритмы». | 1 |
| | Разбор итоговой игры Повторение. | 1 |
| | Множество. Элементы множества | 1 |
| | Способы задания множеств. | 1 |
| | Сравнение множеств. Равенство множеств. Пустое множество. | 1 |
| | Отображение множеств. | 1 |
| | Кодирование. | 1 |
| | Вложенность (включение) множеств. | 1 |
| | Пересечение множеств. | 1 |
| | Объединение множеств. | 1 |
| | Итоговая игра «Множества». | 1 |
| | Разбор итоговой игры. Повторение. | 1 |
| | Повторение «Объединение множеств». | 1 |
| | Понятие «истина» и «ложь». | 1 |
| | Отрицание. | 1 |
| | Логические операции «и», «или». | 1 |
| | Графы, деревья. | 1 |
| | Комбинаторика. | 1 |
| | Повторение комбинаторики. | 1 |
| | Итоговая игра «Логические рассуждения». | 1 |
| | Разбор итоговой игры. | 1 |
| | Итого: | 34 |
| | 3 класс | |
| | Делай - раз, делай – два. | 1 |
| | Стрелки вместо номеров. | 1 |
| | Стрелка «да» или стрелка «нет». | 1 |
| | Повтори еще раз. | 1 |
| | Алгоритмы. | 1 |
| | Повторение «Алгоритмы». | 1 |
| | Итоговая игра «Алгоритмы». | 1 |
| | Анализ итоговой игры Повторение. | 1 |
| | Из чего состоит? Что умеет? | 1 |
| | Что такое? Кто такой? | 1 |
| | Что у любого есть? Что любой имеет? | 1 |
| | Что еще есть? Что еще умеют? | 1 |
| | Имя для всех и имя для каждого. | 1 |
| | Чем отличаются. | 1 |
| | Итоговая игра «Группы (классы) объектов. | 1 |
| | Остров для множества. | 1 |
| | На острове – страна, в стране город. | 1 |
| | Слова «не», «и», «или» на карте множеств. | 1 |
| | «Да» или «нет». | 1 |
| | Какие точки соединить? | 1 |
| | Когда помогут стрелки? | 1 |
| | Повторение. Какие точки соединить? | 1 |
| | Повторение. Когда помогут стрелки? | 1 |
| | Итоговая игра «Логические рассуждения». | 1 |
| | Анализ итоговой игры. Повторение. | 1 |
| | Повторение «Логические рассуждения». | 1 |
| | На что похоже? | 1 |
| | По какому правилу? | 1 |
| | Такое же или похожее правило? | 1 |
| | Такое же или похожее правило? | 1 |
| | Кто выигрывает? | 1 |
| | Повторение «Логические рассуждения». | 1 |
| | Повторение «Применение моделей (схем) для решения задач». | 1 |
| | Итоговая игра. «Модели в информатике». | 1 |
| | Итого: | 34 |
| | 4 класс | |
| | Команда «если-то-иначе». | 1 |
| | Команда «повторяй». | 1 |
| | «Слова – актёры». | 1 |
| | Что получается? | 1 |
| | Повторение. | 1 |
| | Повторение. | 1 |
| | Итоговая игра «Команды». | 1 |
| | Разбор итоговой игры Повторение. | 1 |
| | Что такое? Кто такой? | 1 |
| | В доме – дверь, в двери – замок. | 1 |
| | Веток много, ствол один. | 1 |
| | Чем помогут номера? | 1 |
| | Сам с вершок, голова с горшок. | 1 |
| | Итоговая игра «Алгоритмы». | 1 |
| | Разбор итоговой игры Повторение. | 1 |
| | Расселяем множества. | 1 |
| | Слова «не», «и», «или». | 1 |
| | Строим графы. | 1 |
| | Путешествуем по графу. | 1 |
| | Разбираем граф на части. | 1 |
| | Правило «если – то». | 1 |
| | Делаем выводы. | 1 |
| | Повторение | 1 |
| | Итоговая игра «Графы». | 1 |
| | Разбор итоговой игры. | 1 |
| | Повторение «Строим графы». | 1 |
| | Чьи колёса. | 1 |
| | Что стучит и что щекочет? | 1 |
| | У кого дом вкуснее? | 1 |
| | Всё наоборот | 1 |
| | Повторение «Применение моделей (схем) для решения задач». | 1 |
| | Повторение «Применение моделей (схем) для решения задач». | 1 |
| | Итоговая игра «Логические рассуждения». | 1 |
| | Разбор итоговой игры. | 1 |
| | Итого: | 34 |
| | ИТОГО ПО КУРСУ | 135 |