Файл: Зачет по курсу Проектирование научного исследования в образовании Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зачет по курсу «Проектирование научного исследования в образовании»
Задание 1. Проанализируйте следующий текст и сделайте вывод:
Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой. Они, как бы дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования – потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления – с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, имеющих нормативную часть (к которым относятся педагогические исследования), важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется в науке. [10, с.44]
Следовательно, исследование можно считать актуальным в том случае, если ___________
Задание 2. Анализ базовых методологий профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки в трех завершенных исследованиях по темам, близким к теме магистерской ВКР (источники – авторефераты диссертаций, статьи в журналах из списка ВАК). Пункты анализа: вид исследования, степень корректности формулирования проблемы и ее актуальности, методологии профессиональной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки, достоинств и недостатки литературного обзора, характеристика основных этапов, реализованная исследовательская схема, общая критическая оценка работы.
Задание 3. Проведите контент-анализ вашего ключевого понятия, используя 15 источников. Критерии анализа по выбору магистранта. Результаты занесите в таблицу.
Задание 4.
Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами. В толковом словаре дается такое определение. Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения. Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит. Какую помощь оказывают тезисы читателю. Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения. Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его, составить ответ, объединив с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей. Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого материала. Тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи или доклада. Они акцентируют внимание на сути излагаемого материала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждениями автора произведения. Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание. Работа над тезисами позволяет глубже проникнуть в читаемый материал. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Однако сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень сложно составить тезисы или полноценный конспект. Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или отрицания чего-нибудь, называются простыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей, они называются сложными. Последовательность написания тезисов. Прежде всего,
нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок — пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста. Умело составленные тезисы, вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.
Выберите статью ВАК, близкую к теме вашего магистерского исследования. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Результаты занесите в таблицу.
Задание 5.
Прочитайте статью ВАК, близкую к теме вашего магистерского исследования. Напишите рецензию на эту статью.
Задание 6.
Составьте и обоснуйте содержательную, структурную, процессную, логико-смысловую модели по вашему магистерскому исследованию.
Примеры моделей:
-
Содержательная
-
Структурная
-
Процессная
-
Логико-смысловая