Файл: Формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников на уроке окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательный комплекс «СтартУМ»
города Губкина Белгородской области
Тема: «Формирование естественнонаучной функциональной грамотности
младших школьников на уроке окружающего мира».
Учитель начальных классов
Шрамко Оксана Витальевна
2023 г.
Тема: «Формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников на уроке окружающего мира».
Проблема: учащиеся демонстрировали, что имеют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями и испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Описание способов решения: технологическая карта урока.
Технологическая карта урока
УМК: А. А. Плешаков «Школа России»
Тема урока: Пожар
Тип урока: открытие нового знания
Цель: формирование у обучающихся знаний правил пожарной безопасности и умений их соблюдать.
Задачи: - познакомить с причинами возникновения пожара и научиться их предотвращать;
- узнать, как правильно вести себя во время пожара;
- научиться правильно вызывать пожарных по телефону.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- проявлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- формирование осознанной необходимости соблюдения правил противопожарной безопасности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствий с ней;
- понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить;
- уметь точно выражать свои мысли;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- оценивать достигнутый результат;
- составлять план и последовательность действий.
КоммуникативныеУУД:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- умение устанавливать рабочие отношения, учиться сотрудничать;
- учиться управлять поведением партнёра: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;
- развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений;
- учиться действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
- уметь слушать и понимать других.
Познавательные УУД:
- характеризовать пожароопасные предметы;
- моделировать вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС;
- ставить и формулировать проблемы;
- готовить сообщение;
- уметь извлекать информацию из иллюстраций;
- уметь на основе анализа объектов делать выводы;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- извлекать необходимую информацию из видеосюжета;
- выделять и формировать проблему;
- самостоятельно формировать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений.
Предметные УУД:
- знать правила безопасного поведения в быту;
- знать правила противопожарной безопасности;
- уметь правильно действовать в случае пожара;
- знать причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.
Технология: игровая
Оборудование и инвентарь: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация «Пожар», проверочный тест «Домашние опасности» (Приложение 1), конверты с карточками для игры «Помоги пожарным» (Приложение 2), бабочки(Приложение 3).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | - Доброе утро, дети! - Давайте поприветствуем друг друга. Когда вам желают доброго утра, что вы отвечаете? - Правильно, этими словами мы и поприветствуем друг друга. А ещё, помашите рукой те, кого я назову в своём приветствии. - Доброе утро всем девочкам! - Доброе утро всем мальчикам! - Доброе утро всем, кто любит пошалить! - Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться. - Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь. | Ученики настраиваются на урок, распределяются на 2-3 группы. Слушают, отвечают на приветствие учителя. - Доброе утро Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро! - Доброе утро! - Доброе утро! Садятся за парты. | Регулятивные: формируют навыки самоорганизации, самодисциплины. Коммуникативные: умеют слушать и понимать других. |
II.Актуализация знаний Работа по теме урока | - Ребята, что такое безопасность? - О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке? - Я надеюсь, вы дома соблюдаете правила безопасности. Ведь вы знаете, что любые детские шалости могут привести к трагедии! Проверочный тест «ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ» (см. Приложение 1) (работа в паре). - Выполните тест самостоятельно. Для проверки поменяйтесь работами с соседом по парте. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. 1. Дремлют в домике девчонки – красные шапчонки (спички). Слайд 1 2. Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь). Слайд 2 3. В брезентовой куртке и каске, забыв про кольчужную бронь, решительно и без опаски бросается рыцарь в огонь (пожарный). Слайд 3 4. Таять может, да не лед, не фонарь, а свет даёт (свеча). Слайд 4 5. Сидит на крыше всех выше и дымом дышит (труба). Слайд 5 Какое слово у вас получилось красным шрифтом (пожар)? О чем же мы будем говорить на уроке? Определите тему урока. | - Отсутствие риска, состояние защищенности. - О правилах безопасности, которые нужно соблюдать дома. Выполняют тест, меняются работами для взаимопроверки. Разгадывают кроссворд, определяют тему урока. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку товарища; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умеют характеризовать пожароопасные предметы. Предметные:знают правила безопасного поведения в быту. |
III. Целеполагание. Самоопреде ление к деятель ности | - О чем будем говорить сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. Слайд 6 - Какова цель нашего урока? - Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой, чему мы должны научиться к концу урока, чтобы не стать жертвой пожара? - Правильно! Это может спасти нашу жизнь и жизнь других людей! | - О пожаре. - Пожар. Цельюнашего урока является знакомство с правилами пожарной безопасности - Выяснить, отчего может возникнуть пожар. - Узнать, как вести себя во время пожара. - Научиться вызывать пожарных по телефону. Формулируют учебные задачи. | Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: умеют самостоятельно формулировать тему и учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, принимают учебную задачу. |
IV. Открытие нового знания. Организация познавательной деятельности. Физкультминутка | 1. Просмотр мультфильма, с опорой на жизненный опыт (работа в группе) -Посмотрите отрывок из мультфильма «Спасик и его друзья» и скажите: -Почему возник пожар, и какие правила надо соблюдать в случае возникновения пожара. -Сделайте вывод. Назовите причины возникновения пожара. - Обсудите этот вопрос в группе. (Повторяют правила работы в группе. После работы в группах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.) На ваших столах листы с надписями «Огонь друг! Огонь враг!» Приведите примеры, когда огонь друг человека. А когда огонь может стать врагом? (работа в паре). - Вы знаете, что:
- И сегодня я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы избежать беды. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (№1с. 13) -Сейчас мы с вами составим Памятку «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЖАРА». Для этого понадобятся рабочие тетради. У кого возникнут затруднения, можно пользоваться текстом учебника (стр.23). (Самостоятельная работа. Самопроверка по учебнику стр.23. — Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это может относиться к вам, хором отвечаете (хлопая в ладоши): «Это я, это я, это все мои друзья!», если считаете, что сказанное не про вас, говорите (топая ногами): «Нет. Не я!». Кто костров не разжигает И другим не позволяет? Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор, Что сгорел гараж знакомых И строительный забор? Кто из вас, заметив дым, Говорит: «Пожар, горим!»? Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером иль днем? Кто от маленькой сестрички Незаметно прячет спички? Кто пожарным помогает, Правила не нарушает? - Давайте ещё раз вспомним правила поведения во время пожара. - Почему нельзя заливай водой горящие электроприборы? - Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми? Проведем опыт. Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под стакан и подождем несколько секунд. Что произошло с этой свечкой, которую накрыли стаканом? - Почему? - Какой мы с вами сделаем вывод? -Ветер будет раздувать огонь еще больше. Если, во время пожара разбить окна или оставить двери открытыми, пожар усилится.
- Мы сейчас будем учиться вызывать пожарную команду. Давайте прочитаем, что нам советует учебник на стр. 24 и найдем ответ на вопросы:
| Правила работы в группе: (проговаривают хором) Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. Обсуждают причины возникновения пожара, готовят сообщение.) - Игра детей со спичками. - Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома. - Короткое замыкание, повреждение электрического провода. - Зажигание свечей. - Неосторожное обращение с огнем. - Курение. - Выпавший из печи уголь. И т. д. Работают в паре. - На огне можно приготовить еду. - С помощью огня можно осветить комнату. - Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище. - В случае пожара дома, в лесу Работают над составлением памятки. Отвечают на вопросы, выполняют движения. - Это я, это я, это все мои друзья! - Нет. Не я! - Это я, это я, это все мои друзья! - Нет. Не я! - Это я, это я, это все мои друзья! - Это я, это я, это все мои друзья! Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти. Свеча, стоящая под стаканом погасла. В банке закончился кислород, а без него процесс горения невозможен. Работают с учебником, готовят ответы на вопросы. | Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации; строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения пожара. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. Предметные: знают причины возникновения пожара и уметь их предотвращать. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради. Личностные: умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируют потребность в здоровом образе жизни. Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений. |
IV. Первичное осмысление и закрепление. Практическое применение знаний и способов действий |
«А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ?» (ролевая игра) — Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу. Слайд 7
Учитель играет роль оператора, принимающего звонок. По одному «звонку» из каждой группы. - Если пожара всё-таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь! Знать обязан каждый гражданин - Телефон пожарных - 101. Если что-то загорелось, На себя возьмите смелость: Срочно 101 звоните, Точно адрес назовите, Что горит? Давно ли? Где? Несколько минут промчится - К вам пожарная примчится. И поможет вам в беде. - Ребята, давайте вспомним, как тушил огонь пожарный крокодил из произведения Чуковского К.И. «Путаница». Всё он делал правильно? - Мы сейчас поможем крокодилу собрать необходимые предметы, которые нужны для тушения пожара. Игра «ПОМОГИ ПОЖАРНЫМ» (Приложение 2) (групповая работа) - У каждой группы на столе лежит конверт с изображениями различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые понадобятся пожарным для устранения пожара и объяснить, для чего нужен данный предмет. | Дети берут игрушечный телефон и звонят, чтобы вызвать пожарных. «Горит квартира по адресу………, загорелся телевизор, в квартире есть люди, меня зовут ……, мой телефон……..!» Остальные дети оценивают правильность действий обучающихся. - Нет. Нельзя огонь тушить блинами и пирогами. Каждая группа работает со своим конвертом, отбирает нужные карточки с предметами. Готовят объяснение, для чего нужен выбранный предмет. | Познавательные: моделируют вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на алгоритм, предложенный учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
V. Закрепление изученного | -А теперь давайте повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Если пожар случился
| Читают составленные памятки. Повторяют правила пожарной безопасности. | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; развивают умение правильно действовать в случае пожара. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия | - Итак, подведём итог урока. Какова тема нашего урока? - Да, пожар – это бедствие. - На сегодняшнем уроке мы узнали основные правила пожарной безопасности. - Давайте вспомним учебные задачи, которые мы ставили перед собой? - В процессе работы на уроке мы с вами нашли решение этих задач? - Какой же вывод мы с вами должны сделать? Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной. - В произведении «Путаница», которое помогло нам сегодня на уроке изучать правила пожарной безопасности, всё закончилось благополучно. - В роли спасателя оказалась бабочка. - К нам в класс сегодня тоже прилетели разноцветные бабочки. Бабочки прикреплены магнитами на боковых створках магнитной доски с обратной стороны (Приложение 3). - Я предлагаю каждому из вас выбрать одну из них, как символ спасения. Но это не простые бабочки, они трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Зелёную бабочку пусть возьмёт тот ученик, который считает, что он на уроке работал активно и много узнал. Жёлтую, тот, кто думает, что мог бы работать лучше или некоторые вопросы для него остались непонятными. Красную, кто был молчаливым, хотя мог бы отвечать или не всё понял о правилах пожарной безопасности. - Прикрепите свои бабочки на магнитную доску, и у нас в классе будет кусочек лета в холодный зимний день! - Будет ли огонь нам другом или врагом зависит только от нас, от того как мы обращаемся с ним, как знаем правила пожарной безопасности. Я желаю, чтобы огонь был вам только другом. Выставление отметок Домашнее задание
- Спасибо за урок! | - «Пожар». - Да. - Выяснили отчего может возникнуть пожар. - Составили памятку, где сказано, что нужно делать, чтобы не было пожара. - Узнали, как действовать в случае пожара. - Научились вызывать пожарных Высказывают свою точку зрения Каждый оценивает свою работу и берёт бабочку соответствующего цвета. Прикрепляют бабочек. Записывают домашнее задание в дневники | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают необходимость соблюдения правил противопожарной безопасности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: умеют строить логические цепи рассуждений, на их основе делать выводы. Регулятивные: оценивают достигнутый результат. Личностные: проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Результат: урок, дающий возможность не только получить знания, но и высказать предположения и проверить их посредством небольших экспериментов, обсудить друг с другом и сделать выводы - повышает мотивацию при изучении предмета. Получение на ранних этапах обучения положительного учебного опыта особенно благотворно сказывается на развитии способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира.
Приложение 1
а) полотенце в) ложку б) утюг г) нож
а) сок в) лекарства б) молоко г) хлеб
Табурет, стул ожог Розетка падение Соковыжималка удар током Чайник отравление Лекарство повреждение пальца |
Приложение 2
Приложение 3