Файл: Формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников на уроке окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательный комплекс «СтартУМ»

города Губкина Белгородской области

Тема: «Формирование естественнонаучной функциональной грамотности

младших школьников на уроке окружающего мира».
Учитель начальных классов

Шрамко Оксана Витальевна

2023 г.

Тема: «Формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников на уроке окружающего мира».

Проблема: учащиеся демонстрировали, что имеют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями и испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Описание способов решения: технологическая карта урока.

Технологическая карта урока

УМК: А. А. Плешаков «Школа России»

Тема урока: Пожар

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование у обучающихся знаний правил пожарной безопасности и умений их соблюдать.

Задачи: - познакомить с причинами возникновения пожара и научиться их предотвращать;

- узнать, как правильно вести себя во время пожара;

- научиться правильно вызывать пожарных по телефону.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- проявлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- формирование осознанной необходимости соблюдения правил противопожарной безопасности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствий с ней;

- понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить;

- уметь точно выражать свои мысли;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- оценивать достигнутый результат;

- составлять план и последовательность действий.

КоммуникативныеУУД:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;


- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- умение устанавливать рабочие отношения, учиться сотрудничать;

- учиться управлять поведением партнёра: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

- развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений;

- учиться действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;

- уметь слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

- характеризовать пожароопасные предметы;

- моделировать вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС;

- ставить и формулировать проблемы;

- готовить сообщение;

- уметь извлекать информацию из иллюстраций;

- уметь на основе анализа объектов делать выводы;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- извлекать необходимую информацию из видеосюжета;

- выделять и формировать проблему;

- самостоятельно формировать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений.
Предметные УУД:

- знать правила безопасного поведения в быту;

- знать правила противопожарной безопасности;

- уметь правильно действовать в случае пожара;

- знать причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.
Технология: игровая
Оборудование и инвентарь: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация «Пожар», проверочный тест «Домашние опасности» (Приложение 1), конверты с карточками для игры «Помоги пожарным» (Приложение 2), бабочки(Приложение 3).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


- Доброе утро, дети!

- Давайте поприветствуем друг друга. Когда вам желают доброго утра, что вы отвечаете?

- Правильно, этими словами мы и поприветствуем друг друга. А ещё, помашите рукой те, кого я назову в своём приветствии.

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем, кто любит пошалить!

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

- Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

Ученики настраиваются на урок, распределяются на 2-3 группы.

Слушают, отвечают на приветствие учителя.

- Доброе утро

Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро!

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Садятся за парты.

Регулятивные: формируют навыки самоорганизации, самодисциплины.

Коммуникативные:

умеют слушать и понимать других.

II.Актуализация знаний

Работа по теме урока

- Ребята, что такое безопасность?

- О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке?

- Я надеюсь, вы дома соблюдаете правила безопасности. Ведь вы знаете, что любые детские шалости могут привести к трагедии!


Проверочный тест «ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ»

(см. Приложение 1) (работа в паре).

- Выполните тест самостоятельно. Для проверки поменяйтесь работами с соседом по парте.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.

1. Дремлют в домике девчонки – красные шапчонки (спички). Слайд 1

2. Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь). Слайд 2

3. В брезентовой куртке и каске, забыв про кольчужную бронь, решительно и без опаски бросается рыцарь в огонь (пожарный). Слайд 3

4. Таять может, да не лед, не фонарь, а свет даёт (свеча). Слайд 4

5. Сидит на крыше всех выше и дымом дышит (труба). Слайд 5

Какое слово у вас получилось красным шрифтом (пожар)? О чем же мы будем говорить на уроке? Определите тему урока.

- Отсутствие риска, состояние защищенности.

- О правилах безопасности, которые нужно соблюдать дома.


Выполняют тест, меняются работами для взаимопроверки.


Разгадывают кроссворд, определяют тему урока.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают

оценку товарища; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Познавательные:

умеют характеризовать пожароопасные предметы.

Предметные:знают правила безопасного поведения в быту.

III. Целеполагание. Самоопреде

ление к деятель

ности

- О чем будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 6

- Какова цель нашего урока?

- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой, чему мы должны научиться к концу урока, чтобы не стать жертвой пожара?

- Правильно! Это может спасти нашу жизнь и жизнь других людей!

- О пожаре.

- Пожар.
Цельюнашего урока является знакомство с правилами пожарной безопасности
- Выяснить, отчего может возникнуть пожар.

- Узнать, как вести себя во время пожара.

- Научиться вызывать пожарных по телефону.

Формулируют учебные задачи.


Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: умеют самостоятельно формулировать тему и учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, принимают учебную задачу.

IV. Открытие нового знания. Организация познавательной деятельности.

Физкультминутка


1. Просмотр мультфильма, с опорой на жизненный опыт (работа в группе)

-Посмотрите отрывок из мультфильма «Спасик и его друзья» и скажите:

-Почему возник пожар, и какие правила надо соблюдать в случае возникновения пожара.

-Сделайте вывод. Назовите причины возникновения пожара.

- Обсудите этот вопрос в группе.

(Повторяют правила работы в группе.

После работы в группах проводится коллективное обсужде­ние, в ходе которого учащиеся под руководством учителя форму­лируют причины возникновения пожара.)


На ваших столах листы с надписями «Огонь друг! Огонь враг!» Приведите примеры, когда огонь друг человека. А когда огонь может стать врагом? (работа в паре).
- Вы знаете, что:

  • Каждый час на планете происходит 700 пожаров

  • Ежегодно в мире около 5 000 000 возгораний

  • Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги

  • Каждый третий погибший – ребенок.


- И сегодня я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы избежать беды.

2. Выполнение задания в рабочей тетради (№1с. 13)

-Сейчас мы с вами составим Памятку «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЖАРА». Для этого понадобятся рабочие тетради. У кого возникнут затруднения, можно пользоваться текстом учебника (стр.23).

(Самостоятельная работа. Самопроверка по учебнику стр.23.

Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это мо­жет относиться к вам, хором отвечаете (хлопая в ладоши): «Это я, это я, это все мои друзья!», если считаете, что сказан­ное не про вас, говорите (топая ногами): «Нет. Не я!».
Кто костров не разжигает

И другим не позволяет?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

Что сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар, горим!»?

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером иль днем?

Кто от маленькой сестрички

Незаметно прячет спички?
Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает?

- Давайте ещё раз вспомним правила поведения во время пожара.

- Почему нельзя заливай водой горящие электроприборы? - Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми?

Проведем опыт.

Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под стакан и подождем несколько секунд. Что произошло с этой свечкой, которую накрыли стаканом?

- Почему?

- Какой мы с вами сделаем вывод?

-Ветер будет раздувать огонь еще больше. Если, во время пожара разбить окна или оставить двери открытыми, пожар усилится.

  1. Работа по учебнику

- Мы сейчас будем учиться вызывать пожарную команду. Давайте прочитаем, что нам советует учебник на стр. 24 и найдем ответ на вопросы:

  • Что нужно делать если пожар все-таки возник?

  • Как правильно вызвать пожарных?


Правила работы в группе: (проговаривают хором)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.
Обсуждают причины возникновения пожара, готовят сообщение.)
- Игра детей со спичками.

- Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.

- Короткое замыкание, повреждение электрического провода.

- Зажигание свечей.

- Неосторожное обращение с огнем.

- Курение.

- Выпавший из печи уголь.

И т. д.
Работают в паре.

- На огне можно приго­товить еду.

- С помощью огня можно осветить комнату.

- Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище.
- В случае пожара дома, в лесу

Работают над составлением памятки.

Отвечают на вопросы, выполняют движения.


- Это я, это я, это все мои друзья!

- Нет. Не я!

- Это я, это я, это все мои друзья!


- Нет. Не я!

- Это я, это я, это все мои друзья!

- Это я, это я, это все мои друзья!
Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти.

Свеча, стоящая под стаканом погасла.

В банке закончился кислород, а без него процесс горения невозможен.
Работают с учебником, готовят ответы на вопросы.

Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации; строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения пожара.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Предметные:

знают причины возникновения пожара и уметь их предотвращать.
Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи;

строят логические цепи рассуждений.
Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради.
Личностные:

умеют оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формируют потребность в здоровом образе жизни.

Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы; устанавливают причинно-следственные связи;

строят логические цепи рассуждений.

IV. Первичное осмысление и закрепление.

Практическое применение знаний и способов действий


  1. Практическая работа

«А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ?» (ролевая игра)

— Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание про­изошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу.

Слайд 7

  • Набери номер телефона 101 или 112.

  • Объект (что горит — квартира, склад, школа...).

  • Чётко назови адрес по которому произошёл пожар.

  • Этаж. Количество этажей в здании.

  • Что конкретно горит в квартире, школе...

  • Фамилия.

  • Телефон (свой)

Учитель играет роль оператора, принимающего звонок. По одному «звонку» из каждой группы.

- Если пожара всё-таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь!

Знать обязан каждый гражданин -

Телефон пожарных - 101.

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно 101 звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит? Давно ли? Где?

Несколько минут промчится -

К вам пожарная примчится.

И поможет вам в беде.
- Ребята, давайте вспомним, как тушил огонь пожарный крокодил из произведения Чуковского К.И. «Путаница». Всё он делал правильно?

- Мы сейчас поможем крокодилу собрать необходимые предметы, которые нужны для тушения пожара.
Игра «ПОМОГИ ПОЖАРНЫМ» (Приложение 2)

(групповая работа)

- У каждой группы на столе лежит конверт с изображениями различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые понадобятся пожарным для устранения пожара и объяснить, для чего нужен данный предмет.



Дети берут игрушечный телефон и звонят, чтобы вызвать пожарных.

«Горит квартира по адресу………, загорелся телевизор, в квартире есть люди, меня зовут ……, мой телефон……..!»

Остальные дети оценивают правильность действий обучающихся.


- Нет. Нельзя огонь тушить блинами и пирогами.
Каждая группа работает со своим конвертом, отбирает нужные карточки с предметами. Готовят объяснение, для чего нужен выбранный предмет.

Познавательные: моделируют вызов пожарной охраны по-обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на алгоритм, предложенный учителем.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете

Познавательные:

умеют извлекать необходимую информацию из видеосюжета; умеют на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

V. Закрепление изученного

-А теперь давайте повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.

  1. Как не допустить пожара? (чтение памятки «Чтобы не было пожара»)

  2. Что нужно делать если пожар все-таки возник?



Если пожар случился

  • Позвони 101.Назови чётко адрес и фамилию!

  • Не прячься! Немедленно уходи от пожара!

  • Плотно закрой за собой двери, не открывай окна!

  • Выключи электроприбор. Накрой его одеялом. Не туши электроприборы водой!

  • Не пользуйся лифтом во время пожара!

  • Если задымление сильное закрой нос мокрой тканью!

  • Выбирайся из задымленного помещения ползком!

  • Позови на помощь соседей!





Читают составленные памятки.


Повторяют правила пожарной безопасности.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; развивают умение правильно действовать в случае пожара.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия



- Итак, подведём итог урока. Какова тема нашего урока?

- Да, пожар – это бедствие.

- На сегодняшнем уроке мы узнали основные правила пожарной безопасности.

- Давайте вспомним учебные задачи, которые мы ставили перед собой?

- В процессе работы на уроке мы с вами нашли решение этих задач?

- Какой же вывод мы с вами должны сделать?

Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.

- В произведении «Путаница», которое помогло нам сегодня на уроке изучать правила пожарной безопасности, всё закончилось благополучно.

- В роли спасателя оказалась бабочка.

- К нам в класс сегодня тоже прилетели разноцветные бабочки.

Бабочки прикреплены магнитами на боковых створках магнитной доски с обратной стороны (Приложение 3).

- Я предлагаю каждому из вас выбрать одну из них, как символ спасения.

Но это не простые бабочки, они трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного.

Зелёную бабочку пусть возьмёт тот ученик, который считает, что он на уроке работал активно и много узнал.

Жёлтую, тот, кто думает, что мог бы работать лучше или некоторые вопросы для него остались непонятными.

Красную, кто был молчаливым, хотя мог бы отвечать или не всё понял о правилах пожарной безопасности.

- Прикрепите свои бабочки на магнитную доску, и у нас в классе будет кусочек лета в холодный зимний день!

- Будет ли огонь нам другом или врагом зависит только от нас, от того как мы обращаемся с ним, как знаем правила пожарной безопасности. Я желаю, чтобы огонь был вам только другом.

Выставление отметок

Домашнее задание

  1. Учебник стр. 22-25 читать

  2. Соблюдать правила пожарной безопасности.

- Спасибо за урок!


- «Пожар».


- Да.

- Выяснили отчего может возникнуть пожар.

- Составили памятку, где сказано, что нужно делать, чтобы не было пожара.

- Узнали, как действовать в случае пожара.

- Научились вызывать пожарных
Высказывают свою точку зрения

Каждый оценивает свою работу и берёт бабочку соответствующего цвета.

Прикрепляют бабочек.


Записывают домашнее задание в дневники

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают необходимость соблюдения правил противопожарной безопасности.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные:

умеют строить логические цепи рассуждений, на их основе делать выводы.

Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Личностные: проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Результат: урок, дающий возможность не только получить знания, но и высказать предположения и проверить их посредством небольших экспериментов, обсудить друг с другом и сделать выводы - повышает мотивацию при изучении предмета. Получение на ранних этапах обучения положительного учебного опыта особенно благотворно сказывается на развитии способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира.
Приложение 1

  1. Какой из этих предметов опасно брать мокрыми руками?

а) полотенце в) ложку

б) утюг г) нож


  1. Без взрослых никогда нельзя брать в рот:

а) сок в) лекарства

б) молоко г) хлеб


  1. Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.


Табурет, стул ожог

Розетка падение

Соковыжималка удар током

Чайник отравление

Лекарство повреждение пальца



Приложение 2





Приложение 3