Файл: Роль тестовых работ в преподавании истории Переведенцева Наталья Борисовна, учитель истории маоу Лицей 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль тестовых работ в преподавании истории
Переведенцева Наталья Борисовна,
учитель истории
МАОУ «Лицей №3»
г. Стерлитамак
Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания должны быть положены ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности. Вся многогранная работа школы в современных условиях направлена на развитие личности ребенка в условиях индивидуализации образовательного процесса. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В решении данной задачи особая роль отведена учителям гуманитарных дисциплин. Именно на их уроках осуществляется процесс формирования качеств, именуемых общечеловеческими ценностями. Успешная реализация данной задачи зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно-исторической и методической подготовки учителей, от их педагогического мастерства и честного творческого отношения к своей сложной нелегкой, но почетной работе наставников и воспитателей подрастающего поколения. В разрешении основного противоречия обучения истории, заключающегося в увеличении объема информации, ее противоречивости при сохранении сроков обучения наряду с разработкой вопросов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение приобретает исследование вопроса контроля результатов этого процесса. Многолетняя практика привела меня к выводу, что традиционных методов устного и письменного контроля обучения при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний учащихся.
Что же такое тест и когда можно использовать тестирование? Тест (от англ. - испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы
, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм. Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить :
- тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить понимание ими материала;
- критериально-ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;
- нормативно-ориентированные тесты - сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;
- аттестационные тесты - определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;
- тесты прогнозирования результатов обучения - позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.
Одной из ключевых задач тестирования является развитие исторического мышления учащихся как одной из сторон их общего мышления — процесс познавательной деятельности. «Речь идет о таком развитии мышления, которое органически связано с рассмотрением коренных вопросов истории, помогает лучшему их усвоению...» ( Методика обучения истории в средней школе: в 2 ч- М, 1999 4,2-с гг.) Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника, от контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.
Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Тестирование способствует развитию памяти учащихся, это связано с многократными повторениями и применением на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.
Бесспорным является и то, что тестирование помогает сегодня осуществлять личностный; индивидуальный подход в обучении, помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя. В то же время тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний учащихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами. Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий:
1. задания учащимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо;
2. учащиеся должны не только назвать, но и обосновать, почему ими избран данный вариант ответа
Бесспорно преимущество тестирования и сточки зрения психологии:
-тестирование — один из способов повышения интереса к общественным наукам, ибо, работая с тестом, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и учащихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.
-использование разноуровневых тестов позволяет каждому учащемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управлять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с учащимися;
-тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика показывает, что с увеличением нагрузки, учащиеся, допустившие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностных ориентации подчеркивает основную функцию теста — диагностическую;
- использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих учащихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий;
- не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает их интерес к истории.
Среди 89 учащихся 9, 10-х классов нашего лицея в начале текущего учебного года был проведен опрос, цель которого - выяснить, какой вид проверки и оценки знаний учащихся является, по их мнению, наиболее объективным и оптимальным, то есть
позволяет: 1) исключить зависимость от взаимовлияния личностей учителей и учащихся; 2) с наименьшими затратами сил и времени учителя и ученика проверить достаточно большой объем материала. Были получены следующие результаты:
Устный опрос- 27 % ;
Письменный опрос- 7 %
Тестирование- 60 %
Работа в группе- 6 %
Таким образом, учащиеся так же видят плюсы в данном виде работы.
Однако в современном образовании преобладают тесты как итоговый замеритель знаний, которые проверяют чаще репродуктивное усвоение предмета. Такие тесты приводят к простому заучиванию, и мало способствуют развитию эмоциональной сферы, художественно- творческих способностей и мыслительных навыков учащихся.
Чтобы тесты помогли в изучении истории, для этого необходимо, чтобы в них преобладали задания не репродуктивного, а продуктивного уровня, который позволяет учащимся задуматься над характером и поступками исторических личностей, над ролью исторического события, образа эпохи, над позицией исторических личностей и народа в истории.
Целью истории должно быть не только и не столько точные знания фактов и дат, а освоение ценностей эпохи, формирование представлений об истории как о социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, способности занимать свою позицию по отношению к событиям истории. Воспитание интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии исторических текстов.
В связи с этим тесты, используемые в процессе преподавания истории можно дополнять и перерабатывать, вводя задания, которые могут выявить личное отношение ученика к исторической эпохе, лицам и событиям, обеспечивая более глубокое понимание, т.е. задания развивающего характера.
Примеры заданий:
Тестовые и дополнительные задания | Что проверяем, чему обучаем |
А) террор и насилие Б) реформы В) метод «кнута и пряника» Дополнительное задание: Почему Иван Грозный использует именно эти средства? | Знание методов и средств правления, умение их отличать и понимать назначение. |
А) одинаково Б) различно В) нам неизвестно Дополнительное задание: Как выражено это отношение в исторических текстах и в вашем восприятии | Умение определить позицию исторических личностей, участников событий, формулировать свою позицию. |
4.В письмах Ивана Грозного к Андрею Курбскому звучит: А) досада Б) упрек В) чувство вины Г) другие чувства Дополнительное задание: Докажите с помощью текста свой выбор | Умение анализировать текст источника, выявление позиции исторической личности и учащихся |
5.Петр I начал проводить реформы, чтобы: А) прославиться Б) приблизить Россию к Европе В) укрепить свою власть Дополнительное задание: Если хочешь, напиши свой вариант ответа. | Понимание роли поступка, действия на всю историческую эпоху, умение ее определить, свое отношение к историческому поступку. |
6. В основе отмены крепостного права лежит: А) экономический кризис Б) Крымская война В) исторический процесс предшествующих эпох Дополнительное задание: Докажи свою позицию. | Осмысление и оценка исторических событий |
Тесты в такой развивающей форме выполняют обучающую функцию, формируют умение видеть значимость слова, образа в исторических источниках; умение оценивать поступки деятеля в истории, определять роль исторического процесса в мировом развитии, выявлять позицию личностей и формировать свою позицию и отношение к историческому событию. Они одновременно осуществляют систематический контроль за уровнем подготовки и развития учащихся. Особенно эффективно применение такой формы тестов при подготовке к ЕГЭ по истории (часть С), при преподавании предмета на профильном уровне, где такого рода задания можно давать к каждой теме как обучающие (работа самостоятельно дома)и как контролирующие.
Тесты – это удачная форма формирования предметных компетентностей, таких как: компетентность социального выбора, социального действия, коммуникативная и информационная компетентность. Учащиеся развивают и исследовательскую компетентность, способности, связанные с оценкой и с анализом исторической ситуации.
Список литературы
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиПРО, 2002.-24С. -
М.Ю.Брандт. Новая история. 7-8 классы. М.:Дрофа, 2002.-160с
3. Е.Н.Захарова. Россия в 19- начале 20 в. 8 класс. Задания и тесты. М.:
Мнемозина, 1998.-80с.
-
В.М.Кадневский. Обучающие тесты в системе исторических знаний// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005,с.29. №1 -
В.М.Кадневский. История России в тестах. М: Школа Пресс. 1998.-112с. -
А.Ю.Лазебникова. Уроки обществознания в 11 классе. М: Дрофа, 1998.-288с. -
Л.В.Панова, Е.В.Порубаева, А.В.Старикова. Тестирование учащихся с использованием современных технических средств // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009.С.61. №6 -
А.Я.Юдовская. Как использовать тесты? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, с.56. №8
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М. 2003. С.36.
7. Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М., 2003. С.14.
8. Егоров Е.В. Преподавание истории в школе. №2, М.,2005. С.54-58.
9. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М., 2002. С.143.
10. Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.