Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таковыми для преподавателя высшей школы являются дидактические знания. Они помогают преподавателю анализировать зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, устанавливать на этой основе закономерности, действующие в сфере обучения, выбирать методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки специалистов.
Знания по дидактике и их творческое применение во многом направляют формирование педагогического мастерства преподавателя высшей школы. Исторически сложилось так, что относительно роли дидактики в деятельности преподавателя средней и высшей школы имеются разные мнения. Одни считают, что дидактика должна вооружить преподавателя конкретными рекомендациями по конструированию учебного процесса. Другие, что дидактика сковывает творческую самостоятельность преподавателя, поскольку все зависит от степени глубины его знаний по дисциплине, которую он преподает, от его педагогического опыта. Несомненно, преподаватель высшей школы разрешает множество ситуаций, связанных с подготовкой будущих специалистов. Однако в чем сущность педагогического творчества? Как сочетать в педагогической деятельности требования учебных программ и творческий подход? Что необходимо, чтобы труд преподавателя стал творческим в полном смысле этого слова?
Чтобы обоснованно ответить на все эти вопросы, необходимо сначала четко ответить на вопросы, связанные с творчеством и мастерством. Как известно, способность к творчеству предполагает совокупность общих и специальных способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.
Творчество является результатом индивидуального труда.
Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя является дидактическое осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в дидактике рассматриваются наиболее общие вопросы. Дело преподавателя - глубоко осмысливать их и творчески использовать в конструировании своей преподавательской деятельности.
Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические особенности.
Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения.
Студенческий поток или группа есть та среда, которая формирует преподавателя. Вне этой среды не произойдет становления личности педагога. С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки может быть использован коммуникативный тренинг, решающий две тесно связанные между собой задачи:
• изучение, осмысление и освоение природы, структуры и закономерностей педагогического общения;
• овладение процедурой и "технологией" педагогической коммуникации, развитие коммуникативных способностей, формирование умений и навыков профессионально-педагогического общения.
В педагогике высшей школы разработана система тренинга педагогического общения, включающая в себя упражнения, направленные на:
а) практическое овладение процедурой и "технологией" педагогической коммуникации на основе отработки важнейших ее элементов;
б) целостное действие - общение в заданной педагогической ситуации на основе всей структуры деятельности педагога. Первый цикл состоит из упражнений на формирование умений последовательно действовать в вузовской аудитории, снимать мышечное напряжение во время педагогической работы, на развитие навыков пристального внимания, наблюдательности и сосредоточения. К ним относится специальная группа упражнений по технике и культуре речи с использованием магнитофонной записи, задания, обеспечивающие развитие мимики и пантомимики, успешно протекающие при применении аудиовизуальной техники.
Второй цикл - педагогический тренинг, включающий в себя обучение общению в типичных ситуациях сообразно с конкретными условиями педагогической деятельности в данном коллективе, развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации, постановки и решения коммуникативных задач. В него входят многообразные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специально инсценированные педагогические задачи.
Социальные и политические процессы в нашем обществе пробудили стремление к самовыражению, обусловили раннюю социализацию личности. Это не могло не отразиться на вузовской жизни. Органы студенческого самоуправления контролируют бытовые условия, учебную деятельность, общественную и социальную жизнь студенчества. Повысился правовой уровень культуры студентов, прекрасно осведомленных о своих правах, норме семестровой и недельной учебной нагрузки, самостоятельной работы, контроля. Все это должно учитываться преподавателем при разработке коммуникативного аспекта педагогической деятельности, в котором явно просматривается тенденция к демократизации вузовского общения. В этой ситуации педагог должен избегать двух крайностей - менторства и панибратства.
Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Молодым педагогам небесполезно знать, что у так называемых "неформалов" 80-х гг., из которых вышли многие общественно-политические лидеры 90-х гг., в ряду личностных предпочтений общение со взрослыми находилось на 24-м месте, общение с родителями - на 19-м. Социологи также отмечают возрастающие темпы смены поколений. Сегодня смена поколений (социализация, ценностные ориентации) происходит каждые пять лет. И в этом плане студенты-первокурсники и выпускники представляют разные поколения, их взгляды кардинально отличаются друг от друга, что обусловлено динамикой социальных и экономических преобразований в нашей стране и темпами развития мирового сообщества в целом.
В связи с вышеперечисленным особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
2.1.Исследование профессиональной направленности и качеств личности
В практической части я решила провести исследование небольшой группы учителей, и проанализировать их отношение к личности учащегося, ориентации на их творческое развитие, желание вжиться в его внутренний мир независимо от того, нравится или не нравится он им, о стремлении адаптировать учебный материал к ученику. Ведь некоторые учителя мало интересуются личностью учащегося, ориентируясь в основном на свои действия, независимо от их влияния на учеников, не стремятся к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делят учеников на любимых и нелюбимых.
Вопрос ко всем учителям был поставлен следующим образом:
Каковы, по вашему мнению, главные знания и умения педагога (оценка велась по десятибалльной шкале):
5 - первоочередной важности;
4 - важное;
3 - достаточно важное;
2 - не играет решающей роли;
1 - не играет роли;
0 - нейтрально;
-1 - скорее отрицательная роль;
-2 - видимо, играет отрицательную роль;
-3 - явно отрицательная роль;
-4 - приносит вред в педагогическом процессе;
-5 - приносит сильный вред.
Критерии для оценки:
1 в любой ситуации помнить, что школьник - это личность, беречь его достоинство
2 умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным запасом, быть эрудитом
3 умение доверительно и открыто общаться, вести диалог
4 умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса
5 умение ставить на место нарушающих дисциплину
6 умение слушать ребенка, интересоваться его мнением
7 знание потребностей и интересов учащихся
8 оберегать учащихся от мешающих им учиться, невоспитанных, дурно влияющих на них учеников
9 умение обеспечить активную роль учащихся на уроке
10 умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
11 умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками
12 умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно
13 не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся
14 умение достигать дисциплины на уроке, добиваться того, чтобы все учащиеся усвоили материал
15 умение при любых обстоятельствах следовать плану урока
16 умение выделять в ученике главное - его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт личности
17 умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учеником только целесообразностью
18 умение вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.
Проанализировав ответы педагогов: я решила выяснить на какую чашу весов, склоняются их внутренние установки? Что за этим стоит?
Для того чтобы они задумались над своим пониманием профессиональной роли педагога, я осмелилась дать им несколько рекомендаций.
Первый учитель ценит в своей профессии высокий уровень знания преподаваемого материала, постоянно его совершенствует. Помнит, что школьник - это личность, старается беречь его достоинство. Во время дискуссий на его уроках участвует большая часть учеников, он любит, когда ученики сами высказывают свои мысли, для него главное чтобы на уроках ученики больше говорили, чем писали. Отлично умеет наладить в классе дисциплину, может говорить с учащимися на их языке, в то же время не выходит за рамки роли учителя, умеет держать дистанцию. Умеет выслушать и всегда интересуется мнением учащегося.
Данному учителю нужно пересмотреть свои взгляды в плане общения с некоторыми учениками, не исключено, что у него имеются любимые ученики. Необходимо воспринимать всех учеников одинаково, чтобы это не мешало учебному процессу и всем ученикам ставились объективные оценки.
Уметь выделять в учениках главное, его возможности к обучению и работоспособность на уроках, а не отвлекаться на его второстепенные черты личности. По возможности в общении с учениками пытаться оставлять свои чувства и эмоции в стороне.
Второй учитель считает, что в его профессии главным является его авторитет среди учащихся, ценит дисциплину и порядок. Думает если ученик не будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи, ему это поможет усвоить предлагаемый материал. Устанавливая порядок в классе, может, повышать голос, применять дисциплинарные меры, строг и суров. Но в тоже время ученики его не бояться, а скорее уважают, если в неурочное время к нему подойти с помощью он всегда поможет решить поставленную перед ним проблему.
Второму учителю не хватает возможности делать из урока интересную для всех дискуссию. Ведь во время спора, как известно, рождается истина, и ученики с его помощью смогли бы сами придти к нужному решению. Система «встал – ответил – сел на место» делает урок «сухим» и не дает возможности учащимся самим делать выводы. У него тоже есть любимые ученики, причем это ярко выражено и он иногда ставит их в пример другим. Его очень легко сбить с мысли и направить тему урока в другое русло, что несомненно мешает следовать плану урока. Второму учителю тяжело проникнуть во внутренний мир учащегося, сопереживать ему, что в свою очередь тоже ставит барьер между учеником и учителем.
Третий учитель больше занят собой, нежели учениками, он не преследует какие либо высокие этические нормы и правила. Считает свою профессию всего лишь способом зарабатывания денег. Он неплохо знает свой предмет, но не очень старается полностью донести его до учеников. Он не интересуется их личностью, ему не интересны их проблемы. У него нет, и вероятно не будет « любимчиков», он вообще не разделяет учащихся, на какие либо категории. На его уроках хороший уровень дисциплины, но достигается она, скорее всего не уважением к преподавателю, а страхом быть наказанным.
Заключение
В настоящей работе рассматривалась проблема профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблемы педагогического мастерства/
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать следующие выводы: