Файл: Факультет педагогики п психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)




УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета (директор института)


Уварова Н.Н. . Подпись (Подпись) (ФИО)

«____» ___________________ 20___ г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

(вид практики)

учебно-ознакомительную практику

(тип практики)

2 семестр

обучающегося группы ОБХз-42111МОсп Магерамова Айгерим Эрлановна.

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»


(наименование структурного подразделения Образовательной организации)
Срок прохождения практики: с «____» _________ 202_ г. по «____» _________ 202___ г.

Содержание индивидуального задания на практику1:

п/п

Виды работ

1.

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда для педагога-психолога.

1.2. Педагогу-психологу необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.3. На педагога-психолога могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

  • повышенный уровень шума;

  • пониженная влажность воздуха;

  • психофизиологическое напряжение;

  • высокая концентрация внимания;

  • электроопасность;

  • пожароопасность;

  • нарушение микроклиматических условий в помещении;

  • длительные статические нагрузки.

1.4. Педагог-психолог извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. К работе педагогом-психологом допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда.

1.6. Педагогу-психологу необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.7. Если в учебном процессе на педагога действуют негативные факторы, воздействие которых можно уменьшить только за счет средств индивидуальной защиты, они должны быть выданы в соответствии с Типовыми нормами в зависимости от характера воздействия и вида отрицательно воздействующего фактора.

1.8. Педагог-психолог должен:

  • соблюдать правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

  • выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

  • применять безопасные приемы выполнения работ;

  • иметь практические навыки оказания первой помощи;

  • знать местонахождение аптечки;

  • уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

1.9. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения.

1.10. Запрещается загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику в аудитории (классе, кабинете).

1.11. Педагог-психолог должен знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.12. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этих целей местах.

1.13. Педагог-психолог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.14. Педагог-психолог, допустивший нарушения требований инструкции по охране труда, привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.
2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. При необходимости использования средств индивидуальной защиты педагог-психолог перед началом работы должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.

2.2. Перед началом занятий проверить безопасность рабочих мест для обучающихся:

  • проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности;

  • убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики;

  • проверить санитарное состояние аудитории (класса, кабинета) и проветрить ее, открыв окна или фрамуги и двери; окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители;

  • включить полностью освещение аудитории (класса, кабинета) и убедиться в исправной работе светильников; наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах – не менее 200 лк (13 Вт/кв. м), при лампах накаливания – не менее 100 лк (32 Вт/кв. м);

  • убедиться в исправности электрооборудования аудитории (класса, кабинета):

  • светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;

  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки – фальшвилками;

  • корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить расстановку мебели в кабинете и ее укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса.

2.4. При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования педагог-психолог должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.5. Ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений.

2.6. При использовании интерактивной доски:

  • убедиться в исправности всех составных частей интерактивной доски (компьютера, проектора и других аксессуаров доски) внешним осмотром;

  • подключение интерактивной доски проводить в следующей последовательности: сначала соединить комплектующие части доски, затем подключить к электрической сети;

  • проверить отсутствие перегиба кабеля;

  • проверить надежность крепления доски на стене.

2.7. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), преподаватель обязан проследить за их правильным использованием.

2.8. Проверить состояние рабочего места; если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок; убедиться в наличии свободного подхода к рабочему месту, а также исправности пола в рабочей зоне.

2.9. Проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, наличие средств индивидуальной защиты. Все открытые и доступно расположенные движущиеся части оборудования необходимо защитить закрепляемыми ограждениями.

2.10. Проверить наличие аптечки первой помощи.

2.11. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Строго соблюдать методику проведения учебного занятия.

3.2. Во время занятий в классе (кабинете, аудитории) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.3. Педагог-психолог должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.4. Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.5. Выполнять только ту работу, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.6. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь преподавателю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающемуся.

3.7. Запрещается выполнять ремонтно-восстановительные работы на рабочем месте во время занятий.

Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал организации (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.8. Педагог-психолог должен доводить до сведения руководителя организации информацию обо всех недостатках в обеспечении охраны труда преподавателей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (заниженность освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп и др.).

3.9. При работе с использованием оргтехники соблюдать меры безопасности от поражения электрическим током:

  • не подключать к электросети и не отключать от нее приборы мокрыми и влажными руками;

  • соблюдать последовательность включения и выключения оргтехники, не нарушать технологические процессы;

  • не оставлять включенные в электросеть приборы без присмотра, особенно при работе принтера, ксерокса.

3.10. Для поддержания здорового микроклимата следует через каждые 2 часа работы проветривать помещение.

3.11. При длительной работе с документами и на компьютере через каждый час работы делать перерывы.

3.12. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения занятия.

3.13. Строго выполнять последовательность работы с документами.

3.14. Не допускать работу при недостаточной освещенности рабочего места; для дополнительного его освещения пользоваться настольной лампой.

3.15. Вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

3.16. Во время работы необходимо:

  • соблюдать установленный режим труда и отдыха;

  • соблюдать осторожность при передвижении, чтобы не споткнуться и не удариться о возможные препятствия.

3.17. Особую осторожность необходимо соблюдать при нахождении в местах, где имеются токоведущие части электрооборудования или любые другие потребители электрической энергии.

3.18. При работе с интерактивной доской:

  • не использовать абразивные материалы или химически агрессивные вещества для очистки изделия от загрязнений;

  • не устанавливать интерактивную доску и не пользоваться ей в помещениях с высоким уровнем пыли и влажности;

  • допуск к работе с доской учеников производить только после практической проверки лицом, ответственным за ее эксплуатацию, работы интерактивной доски в проекционном и непроекционном режимах;

  • предупредить учеников, чтобы они не смотрели прямо в объектив проектора, который испускает яркий луч света;

  • во время работы с интерактивной доской находиться спиной к проектору. Прежде чем повернуться лицом к классу, отступить в сторону от луча проектора;

  • не смотреть прямо на луч света из проектора. Делая пометки на проецируемом изображении, стоять спиной к классу. Прежде чем повернуться к классу лицом, отступить от интерактивной доски в сторону;

  • предупредить учеников, чтобы они не трогали проектор, так как во время работы он сильно нагревается;

  • не подключать комплектующие части интерактивной доски к электрической сети влажными руками; при подключении к сети убедиться в нормальной их работоспособности;

  • при работе у доски в проекционном режиме не поворачиваться в сторону проектора;

  • избегать попадания брызг (воды) на составные части доски, исключить попадание жидкости на чувствительные электронные компоненты во избежание их повреждения;

  • не оставлять интерактивную доску в работающем состоянии без присмотра.

Запрещается:

  • сильно давить перьями на интерактивную панель;

  • прислоняться, стучать по интерактивной панели.

3.19. Во время ходьбы нельзя наступать на электрические кабели, провода.

3.20. Нельзя прикасаться к оголенным и плохо изолированным проводам потребителей электрической энергии.

3.21. Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи и т. п.).

3.22. Применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.23. Доводить до сведения руководителя обо всех недостатках в обеспечении охраны труда педагогических работников и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (недостаточная освещенность, травмоопасность и др.).

3.24. Соблюдать гигиену труда и требовать ее соблюдения обучающимися.

3.25. Не принимать пищу на рабочем месте.

3.26. Вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

3.27. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.

3.28. Соблюдать порядок и не загромождать рабочее место, эвакуационные выходы посторонними предметами и ненужными документами.

3.29. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

3.30. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения.

3.31. Соблюдать требования Правил противопожарного режима в РФ.

3.32. Площадь одного постоянного рабочего места психолога должна составлять не менее 6 м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений, с компьютерами на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – не менее 4,5 м.

3.33. Оснащение светопроницаемых конструкций и оконных проемов должно позволять регулировать параметры световой среды в помещении.

3.34. В случае обнаружения нарушений отключить оборудование и поставить в известность руководителя.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья, продукта и т. п.; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.

4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.3. В случае загорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

4.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и при необходимости организована его доставка в учреждение здравоохранения.

4.5. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность руководителя.

4.6. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создает угрозу для работающих и не приведет к аварии.
5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. После занятия внимательно осмотреть помещение.

5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать журнал, тетради, наглядные пособия и другие материалы в установленное место.

5.3. Обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, выключить свет.

5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

5.5. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях используемого оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.


2.

Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебно-ознакомительной практики

Отчет по результатам прохождения учебной практики

Учебно-ознакомительной практики

(вид практики, тип практики)

2.1.

Кейс-задача № 1

  1. Провести исследование 10 человек по указанным методикам:

  1. Тест «Социальный интерес» (СоцИн) (Автор Crandall J.E.)2


Шкала социального интереса

Я предпочел (предпочла) бы быть: ПОДЧЕРКНИТЕ свой выбор в каждой паре




1.Одаренным воображением



рациональным



2.Полезным



сообразительным



3.Умелым



сопереживающим другим



4.Уравновешенным



продуктивным



5.Интеллектуальным



деликатным



6.Надежным



честолюбивым



7.Уважающим других



оригинальным



8.Творческим



здравомыслящим



9.Великодушным



особенным



10.Ответственным



оригинальным



11.Способным



принимающим других



12.Заслуживающим доверия



умудренным опытом



13.Умелым



логически мыслящим



14.Прощающим других



утонченным



15Продуктивным



уважающим других



16.Практичным



уверенным в своих силах



17.Способным



независимым



18.Энергичным



способным сотрудничать



19.Одаренным воображением



полезным



20.Реалистичным



высоконравственным



21.Деликатным



умудренным опытом



22.Сопереживающим другим



особенным



23.Честолюбивым



терпеливым



24.Трезвомыслящим



сообразительным



Ключ:

В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.
СоцИн (социальный интерес) – генеральный конструкт в теории Альфреда Адлера. Показатель качества жизни, психического здоровья, «барометр нормальности». Это врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством. С позиции Адлера ценность человеческой жизни определяется тем, насколько люди ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми.

Социальный интерес не возникает автоматически. В основе его развития лежат гармоничные детско-родительские отношения. Отношения ребёнка с матерью должны быть построены на основе безусловной любви, которая сосредоточена, прежде всего, на благополучии ребенка, а не на удовлетворении своего материнского тщеславия и амбиций (как условия своей любви к ребёнку). Идеальная ролевая модель поведения матери: нежность к мужу, к детям, к другим людям. Отец, ориентированный на семью, должен принимать активное участие в воспитании детей и относится к ним как к равным.

Эмоциональная отгороженность, авторитаризм, критическое отношение блокируют развитие социального интереса. Гасит или снижает социальный интерес чрезмерная опека, отсутствие эмоциональной поддержки, критический настрой, утрата чувства уважения.

Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки.

Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой.

Люди, лишенные социального интереса, предрасположены к неврозу.



  1. Тест «Оценка самоэффективности» (ОСЭ (Авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993)







Абсолютно не верно

Едва ли верно

Скорее всего верно

Совершенно верно




1

2

3

4

Если я как следует постараюсь, то я всегда найду решение даже самым сложным проблемам













Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели













Мне довольно просто удается достичь своих целей













В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести













При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться













Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем













Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности













Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения













Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях













Я обычно способен держать ситуацию под контролем













Сумма по столбцам:













Всего баллов:





Понятие «Самоэффективность» было предложено А. Бандурой как центральный компонент его социально-когнитивной теории. Идея: вера человека в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на его поведение. Влияние веры на самоэффективность Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, не сумеет справиться. Активно и наступательно человек ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, чтобы это привело к желаемому результату (успеху). Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают, действуют.

Низкий уровень самоэффективности в области чувств: депрессия, беспокойства, чувство беспомощности, низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях.

Высокая самоэффективность в области мышления облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности. Самоэффективность растет, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдает явные неудачи (мотивационное средство терапии). Высокая самоэффективность связана с лучшим психическим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие самоэффективности широко применяется при исследовании школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений.

Предположения: общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой человека. Возможны связи с высоким самоуважением, оптимизмом, общей и ситуативной тревожностью, застенчивостью, пессимизмом.

Диапазон значений от 10 до 40 баллов. Русская норма (результаты пилотажных исследований) – 31,9 баллов.


  1. Анкета «Обсценная лексика» (в анкете термин «обсценный» заменён на более понятный для респондентов термин – «бранный»).

Обсценная лексика – нецензурные выражения, непечатная брань. От англ. obscene непристойный, грязный, бесстыдный; лат. obscenus отвратительный, непристойный, неприличный. Сегмент бранной лексики, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную, ситуацию.


Вопрос (отношение)

Уровни выраженности отношения

1

2

3




Ваше отношение к бранной лексике

допускаю

терплю

не допускаю




Использование бранной лексики в личной жизни

часто

редко

никогда




Использование бранной лексики в семье

допускают

редко

никогда




Ваше отношение к запрету бранной лексики

не имеет смысла

не уверен

запретить






Алгоритм выполнения Кейс-задания 1:

  1. Провести исследование.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты.

  4. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».

  5. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.

  6. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).

  7. Написать выводы.

  8. Дать самооценку проведенной работе.



  1. Заполнить таблицу. (см. Приложение 1)



  1. Провести анализ ответов респондентов.

  2. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».

  3. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.

  4. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).

  5. Написать выводы.

  6. Дать самооценку проведенной работе.

2.2.

Кейс-задача № 2

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

  1. Какие этические принципы психолога являются безусловными с точки зрения врача и с точки зрения психолога?

  2. Какие особые принципы и правила этики присутствуют в профессиональной деятельности психолога и почему?




2.3.

Кейс-задача № 3

В этическом кодексе психолога содержится перечень санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс. Выберите те, которые являются релевантными для Российской Федерации и объясните почему:

  1. Информирование потенциальных клиентов о нарушениях

  2. Исключение данного специалиста из действующего реестра психологов РПО

  3. Общественное порицание

  4. Передача информации о нарушителе в профессиональные психологические ассоциации других стран

  5. Правовые юридические санкции

  6. Предупреждение от имени Российского психологического общества

  7. Приостановление членства в Российском психологическом обществе

  8. Широкое информирование общественности о нарушениях




2.4.

Кейс-задача № 4

Найдите и прокомментируйте ошибку в сюжете: «Первый этический кодекс разработан в 1953 г. Американской Психологической Ассоциацией (АРА). Для создания кодекса была образована комиссия, которая под руководством Никласа Хоббса провела экспериментальное исследование с использованием метода критических случаев. Для этого они опросили 7500 членов АРА и выявили примеры случаев, в которых наиболее ярко проявлялось поведение психологов, следующих кодексу профессиональной этики. Помимо этого, анализу подверглись более 1000 случаев, относящихся к проведению научных исследований».


2.5.

Кейс-задача № 5

Многие годы никто не ставил под сомнение выводы сэра Сирила Берта, видного британского психолога, главного участника дебатов о природе интеллекта. Исследования разлученных монозиготных близнецов в чужих семьях позволили ему сделать вывод о наследуемости коэффициента интеллекта от одного из родителей. Однако, после смерти учёного были обнаружены странные данные: в течение многих лет, когда в эксперимент входили новые испытуемые-близнецы, коэффициенты корреляции в его отчетах оставались одними и теми же вплоть до третьего десятичного знака. Почему исследование Барта отнесли к категории научного мошенничества?


3.

Систематизация собранного нормативного и фактического материала.

4.

Оформление отчета о прохождении практики.

5.

Защита отчета по практике.



Разработано

руководителем практики от Университета

(ФИО) (Подпись)
«____» _________________ 202___ г.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)

Отчет
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(вид практики)

Учебно-ознакомительной практики

(тип практики)
2 семестр




Обучающийся

 

 

 




(ФИО)




(подпись)



Москва 2022 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи

Кейс-задача № 1



Проведено анкетирование 10 человек различных возрастов.



1.Одаренным воображением



рациональным



2.Полезным



сообразительным



3.Умелым



сопереживающим другим



4.Уравновешенным



продуктивным



5.Интеллектуальным



деликатным



6.Надежным



честолюбивым



7.Уважающим других



оригинальным



8.Творческим



здравомыслящим



9.Великодушным



особенным



10.Ответственным



оригинальным



11.Способным



принимающим других



12.Заслуживающим доверия



умудренным опытом



13.Умелым



логически мыслящим



14.Прощающим других



утонченным



15Продуктивным



уважающим других



16.Практичным



уверенным в своих силах



17.Способным



независимым



18.Энергичным



способным сотрудничать



19.Одаренным воображением



полезным



20.Реалистичным



высоконравственным



21.Деликатным



умудренным опытом



22.Сопереживающим другим



особенным



23.Честолюбивым



терпеливым



24.Трезвомыслящим



сообразительным


Анкета СоцИн (социальный интерес) – показала средний балл 10.0 при минимальном балле 4 и максимальном балле 14. Средний балл анкетируемой группы достаточно высокий, что говорит о хорошей социальной ориентированности респондентов. Их врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством находится на высоком уровне. Люди из данной группы ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми. Наблюдается закономерность: чем больше возраст респондентов, тем выше этот показатель. Также он достаточно высок у девушек юного возраста. Но в основном, молодые люди (студенты) показывают значительную степень эгоизма. Это говорит о недостаточно гармоническом отношении в современном мире детей с родителями, которые вынуждены много работать, что в свою очередь ведёт к развитию у подростков отгороженности, авторитаризма, критического отношения к действительности и, как результат, блокировки развития социального интереса.

Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки.

Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой.

С возрастом, в результате приобретения опыта работы и построения отношений в коллективах, в собственных семьях приобретается социальная адаптация, а уровень эгоизма снижается.

Обсценная (нецензурная) лексика становится все более распространенной в России. Ругательства можно услышать не только в рабочих коллективах, но и в офисах, в учреждениях, в учебных заведениях, с экранов телевизоров. При этом практически все едины в одном: употребление бранных слов - это плохо.

В России употребление нецензурных слов всегда являлось особенностью низших классов и преступных элементов. Невозможно даже себе представить, что в высшем, культурном обществе могли бы быть произнесены слова, которые сейчас вошли в повседневную речь многих молодых людей. Христианская мораль так же считает применение нелитературной лексики табуированным. Да и в советское время сквернословие не приветствовалось. Но запретный плод сладок. Подросток, употребляя бранную лексику, как бы приобщается к кругу «взрослых», которым «по закону разрешается» выражаться намного свободней, нежели молодым. С другой стороны, мощный семантический потенциал неприличных слов, свободное их варьирование, большая словообразовательная разработанность позволяют малообразованным людям, «разговаривая матом», выразить все, что они захотят, благодаря использованию буквально пяти слов и производных от них. В наше время из-за обнищания основной массы народа и, как следствие, падения его культурного уровня, употребление ненормативной лексики приобрело повальный характер.

Есть теория о том, что матерщина навязана русским людям тюрками-иноверцами. Однако анализ аналогичной лексики в современных славянских языках, говорит о всеобщем славянском характере мата. Вся «нехорошая» лексика -- исконно родная, славянская. Возможно поэтому, в последнее время матерные слова все больше используются в литературе, кинематографии, на телевидении, что вызывает протесты общественности.

Гипотеза. Как сделать так, чтобы люди не употребляли обсценную лексику? Многие считают, что бороться с этим бесполезно. Выход из положения могут найти только подростки вместе со взрослыми. Самое главное все должны понять, что сквернословие - отрицательное явление нашей жизни и от него необходимо избавиться.

Результаты анкетирования: 1 вопрос еще раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её решения. «Ваше отношение к бранной лексике» допускаю - 63 %, терплю - 10%, не допускаю – 27% не допускаю.

2 вопрос «Используете бранную лексику в личной жизни?» 73% опрошенныхдали положительный ответ (часто), 19% ответили: «никогда», 3 человек ответил «редко», что составило 8% опрошенных.

3 вопрос: «Используете бранную лексику в семейной жизни?» Оказалось, что в большинстве случаев, 45% (допускаю), это не является ограничителем для употребления обсцена. К сожалению, только 12% опрошенных редко используют бранную лексику в семейной жизни и лишь 8 процентов - никогда.

Цель 4 вопроса - изучить мнение опрошенных к запрету бранной лексики. 59 % считают, что нет смысла, однако 19 % имеют противоположную точку зрения - запрещать. Остальные не уверены.

В наше время, к огромному сожалению, ненормативная лексика прочно вошла в повседневную разговорную речь огромного количества русских людей. Мат начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия.

Сегодня все прекрасно понимают, что одними запретами и административными мерами делу не помочь. Нужно вести планомерную разъяснительную работу, увеличить количество часов родной речи в школе, проводить различные мероприятия в защиту русского языка и многое другое, чтобы спасти себя от духовной деградации.

Кейс-задача № 2


Профессия психолога интересна и многогранна. Данная профессия в классификации Климова Е. А. относится к типу «человек-человек». Это означает, что специалист, получивший профессию такого типа, должен уметь находить общий язык с людьми независимо от их индивидуальных особенностей, устанавливать и поддерживать контакт, понимать и принимать людей такими, какие они есть, относиться к ним безоценочно, разбираться в особенностях личности, поведения и т.д. Безусловно, данная профессия очень востребована в настоящее время, так как сфера деятельности довольно обширна, начиная с образовательных учреждений и частной практики до крупнейших организаций. Следует отметить, что спектр целей и задач работы во всех случаях сугубо индивидуален, имеет свои особенности и характеристики. Однако неизменной составляющей профессиональной деятельности остается этика психолога. Данное понятие не меняется в зависимости от места осуществления деятельности, в любом месте, в любое время этические нормы и правила остаются постоянными.

Этика психолога — это те нормы и правила, которые, безусловно, отражают содержание Этического кодекса психолога, необходимы для профессионального исполнения своих обязанностей. Соблюдение этических принципов, на наш взгляд, обязательно, так как именно они регулируют отношения моральными нормами и нравственной составляющей профессионала.

По мнению Юсуповой И. Н. главными этическими принципами психолога являются: принцип «Не навреди», принцип объективности, принцип профессиональной компетенции, принцип уважения клиента, принцип соблюдения конфиденциальности.

Обратимся к Кленовой М. А. и к выделенным ею этическим принципам: Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалификационной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах исследования. Следует отметить, что во всех классификациях этических принципов есть общее, например, конфиденциальность, уважение, ответственность и психолога, и клиента, компетентность, ненанесение вреда или ущерба, применение только научных и научно-практических знаний в работе и так далее. Таким образом, сущность профессиональной этики психолога состоит в решении профессиональных целей и задач должным образом и с соблюдением норм и правил, в защите прав людей, с которыми работает специалист, в сохранении благоприятной атмосферы, доверия между психологом и клиентом, в укреплении психологической службы, как источника профессиональных норм и ценностей.

Помимо этого, важно учитывать в работе личностные, индивидуальные характеристики того, с кем осуществляет профессиональную деятельность специалист, принимать другого человека с его проблемами и недостатками, уметь сопереживать, проявлять эмпатию, при этом руководствоваться этическими нормами.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Принцип уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

Уважение достоинства, прав и свобод личности

Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.

Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

Конфиденциальность

Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

Осведомленность и добровольное согласие Клиента

Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

Самоопределение Клиента

Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

Принцип компетентности

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип компетентности включает:

Знание профессиональной этики

Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.

Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.

В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

Ограничения профессиональной компетентности

Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

Ограничения применяемых средств

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

Профессиональное развитие

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

Принцип ответственности

Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

Основная ответственность

Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

Ненанесение вреда

Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.

Решение этических дилемм

Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

Принцип честности

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

Осознание границ личных и профессиональных возможностей

Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.

Честность

Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:

– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

– профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;

– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.

Прямота и открытость

Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

Избегание конфликта интересов

Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.

В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Кейс-задача № 3


Вопрос: В этическом кодексе психолога содержится перечень санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс. Выберите те, которые являются релевантными для Российской Федерации и объясните почему:

1. Информирование потенциальных клиентов о нарушениях

2. Исключение данного специалиста из действующего реестра психологов РПО

3. Общественное порицание

4. Передача информации о нарушителе в профессиональные психологические ассоциации других стран

5. Правовые юридические санкции

6. Предупреждение от имени Российского психологического общества

7. Приостановление членства в Российском психологическом обществе

8. Широкое информирование общественности о нарушениях.

Ответ: Релевантными для Российской Федерации являются пп.: 1, 2, 4, 6, 7, 8, что подтверждается п. 3 II части Этического кодекса психолога. (приводится ниже).

Правовые юридические санкции (п. 5) применяются в отдельных исключительных случаях. Общественное порицание (п. 3) в данном случае не имеет смысла, так как оно само, по сути, является нарушением этики.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

3.В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. (Этический кодекс психолога)


Кейс-задача № 4


Психологи в США опубликовали первый этический кодекс в 1953 г. (АРА, 1953).

Общие принципы этического кодекса АРА

Принцип А. Компетентность. Психологи «осознают границы личной компетентности и пределы своих способностей» и постоянно повышают уровень своей компетентности.

Принцип В. Честность. Психологи кристально честны в «научной работе, преподавании и психологической практике» и «ведут себя по отношению к окружающим безупречно, честно и с уважением».

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность. Психологи «придерживаются профессиональных стандартов в работе» и «несут ответственность за свое поведение».

Принцип D. Уважение к правам и достоинству людей. Психологи стараются избегать ошибок в обращении с людьми и уважают их право на «частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и независимость».

Принцип Е. Забота о благополучии других людей. Психологи «стараются повлиять на благополучие людей, с которыми они взаимодействуют профессионально», а также не «используют и не вводят в заблуждение других людей в процессе или по завершении профессионального контакта».

Принцип F. Социальная ответственность. Психологи «применяют и делают общедоступными знания по психологии с целью повлиять на благополучие людей».

Правильное обращение с испытуемыми

Несколько разделов этического кодекса АРА Посвящено вопросам правильного и уважительного обращения с добровольцами. В них говорится о том, что по завершении исследования участники получают о нем исчерпывающую информацию, что стресс, возникший в результате экспериментов, будет снят, а их участие будет сохраняться в тайне. Ниже приведены некоторые стандарты по данной теме.

Разработка этического кодекса АРА

В соответствии с правилом психологов — полагаться на информационный подход — ассоциация АРА Разработала свой первый этический кодекс эмпирически, с помощью метода критических случаев. Кодекс для исследований с участием людей впервые был опубликован в 1953 г. и с тех пор периодически пересматривался, в последний раз в 1992 г. Кодекс состоит из общих принципов, определяющих поведение психологов (например, принцип заботы о благополучии окружающих), и особых стандартов поведения (например, стандарт обеспечения конфиденциальности), нарушение которых строго осуждается.

Этические основы исследований с участием людей.

Кодекс АРА Для исследований с участием людей представляет собой руководство по планированию и проведению экспериментов. Планирование включает анализ соотношения затраты/польза, при котором сравнивается уровень риска участников и научная ценность исследования. Также кодекс требует, чтобы будущие участники исследования получили информацию, достаточную для принятия решения об участии (т. е. для осведомленного согласия). Особое внимание необходимо уделить детям и людям, которых могут вынудить на участие в исследовании (например, заключенным). Следует сообщить участникам, что они могут безнаказанно оставить эксперимент, и заверить их в полной конфиденциальности. По окончании экспериментов испытуемые должны пройти полный дебрифинг. Дебрифинга — постэкспериментальной процедуры, в которой исследователь подробно обсуждают с испытуемым все аспекты исследования. Исследовательские советы несут ответственность за то, чтобы эксперименты с участием людей проводились в соответствии с этическим кодексом. В психологических исследованиях возможны некоторые виды мистификации, но для получения разрешения на ее применение исследователь должен убедить исследовательский совет в том, что настоящая цель исследования иначе не может быть достигнута.

Этические основы исследований с использованием животных.

Разработанные АРА Основы исследований с использованием животных включают требования заботы и гуманного обращения с подопытными, являются руководством по выбору подходящей экспериментальной процедуры и касаются использования животных как для исследований, так и в образовательных целях. Хотя защитники прав животных утверждают, что психологические исследования с участием животных недопустимы, большинство психологов-исследователей считают, что такие исследования приносят пользу не только людям, но и животным.

Кейс-задача № 5


Джон Лонг, работавший в Массачусетской неспециализированной больнице, получил из федерального фонда грант в размере 750 тысяч долларов и в течение семи лет умышленно фальсифицировал данные своих исследований.

Виджайя Саман, студент Йельского медицинского колледжа, присвоил результаты из статьи своего коллеги и получил под них грант в 100 тысяч долларов от Национальных институтов здравоохранения (НИЗ). Одиннадцать статей этого гастролера от науки оказались плагиатом, но сам он благополучно вернулся домой в Индию, оставив научного руководителя и соавторов в двусмысленном положении.

Начинающий исследователь из Иордании Э.А.К. Эльсабти почти слово в слово списал семь чужих статей, опубликовав их в малоизвестных журналах.

Марк Штраус из Бостонского университета получил за три года около миллиона долларов на исследование раковых заболеваний, представляя отчеты с фальсифицированными результатами.

Перечень нечистоплотных проделок жуликов от науки можно продолжить, но дело это скучное. Давайте лучше познакомимся с наиболее типичными "следственными делами" в области биомедицинской науки.

В мае 1981 года коллеги Дж. Дарси по Национальному институту крови, сердца и легких испытали шок, узнав, что он занимается фальсификацией результатов исследования. Поначалу пойманный за руку Дарси признал один-единственный факт подтасовки (на которой он и погорел), но его сотрудники и три последовательно собиравшиеся комиссии вскрыли подделку фактов, которые легли в основу его работ, написанных в течение трех лет. С 1977 по 1981 годы он лично и в соавторстве опубликовал 18 статей в главных биомедицинских журналах и около ста рефератов, отдельных глав в монографиях, писем, рецензий, коротких заметок по проблемам клинической и экспериментальной кардиологии. Через пять месяцев после первого признания Дарси в недобросовестности прояснилась методика его “исследований”. Данные экспериментов над собаками, полученные за несколько часов опыта, он “экстраполировал” на якобы имевшие место двухнедельные эксперименты.

Спустя два года, в 1983 году, Дж. Плезантс, знавший Дарси в бытность последнего выпускником университета Нотр-Дам (штат Индиана), не поленился просмотреть две статьи однокашника в студенческом ежеквартальнике. Одна из них была основана на эксперименте, в котором анализировалась кровь из хвостовой вены двухсот крыс. По логике вещей опыт должен был длиться около полутора лет, тогда как Дарси завершил его за неделю.

Комиссии, расследовавшие дело Дарси, рекомендовали лишить его на десять лет возможности получать гранты и работать консультантом в системе НИЗ. До марта 1983 года эти санкции не действовали, пока дело не передали в Министерство юстиции. Ни до, ни после этого столь суровых мер против недобросовестных исследователей в США не принимали. Дарси покаялся в печати, заявив, что, несмотря на вину, хотел бы продолжить исследования и внести посильный вклад в любимую науку.

Тем не менее Дарси не оставили в покое. В 1987 году У. Стюарт и Н. Федер в журнале “Nature” вернулись к его делу, скрупулезно разложив по полочкам все грехи незадачливого кардиолога. Получилось, что Дарси и его соавторы использовали старые данные в новых опытах, мотивируя подлог экономией экспериментального материала (собак) и времени.

Кроме этого. Дарси настолько небрежно вел дневники опытов, что порой допускал анекдотические ошибки. Например, согласно анамнезу, 17-летний юноша, страдающий необычным сердечным недугом, имел четырех детей: 4, 5, 7 и 8 лет. Это была не описка, ибо цифры фигурировали и в таблице, и в тексте.

Из 18 статей Дарси в 13 его соавторами были либо научный руководитель, либо те, от кого зависело получение гранта. “Нужные люди”, как правило, не вникали в суть работы. И, наконец. Дарси баловался самоплагиатом, многократно повторяя то, что было опубликовано им ранее.

Любопытную позицию занял научный руководитель Дж. Дарси Е.Браунуолд. Уже зная о фокусах подопечного, он дал ему блестящую характеристику как ученому и человеку. Впрочем, развив столь бурную деятельность. Дарси и без помощи шефа прослыл самым талантливым из молодых кардиологов в США.

Почти шесть лет длился инкубационный период раздумий и переживаний Браунуолда, затем он решился и в той же «Nature» прокомментировал статью Стюарта и Федора.

Быть ученым - привилегия, писал Браунуолд. Общество изначально доверяет всем научным сотрудникам, и злоупотребление доверием унижает достоинство самих ученых. Из-за высокой стоимости ошибок научное сообщество должно проявлять здоровый скептицизм. При распределении грантов нужно оценивать не количественный, а качественный вклад ученого в науку. Как правило, трудно объяснить мотивы мошенничества в науке в рамках здравого смысла. Часто мошенничество представляет собой форму бессознательного, саморазрушающего поведения, агрессивная составляющая которого направлена против научных руководителей, коллег и института, где работает мошенник. По сути, это - издевка над наукой. Если разоблачен один-единственный случай мошенничества, надо не полениться и проверить данные других исследований этого специалиста, даже если кажется, что они получены честным путем. Мошенничество в науке - обычное преступление, которое должно расследоваться, как и всякое другое.

В целом же, по мнению Браунуолда, наука здорова и подавляющее большинство ученых - люди честные.

Многие считают, что к обвинениям в мошенничестве следует относиться с большой осторожностью, поскольку слишком велика бывает цена ошибки. Иными словами, травмировать ученого легко, гораздо труднее убедительно доказать его недобросовестность. Ведь порой бывает невозможно отличить фальсификацию от ошибки или небрежности, от которых никто не гарантирован.

Дж. X. Эббс из Висконсинского университета, считая, что намеренно затянутое Комиссией по расследованию правонарушений в науке при НИЗ рассмотрение выдвинутого против него обвинения вредит его репутации, вчинил иск против Комиссии и группы официальных лиц из Службы общественного здравоохранения. Предметом разбирательства стали три диаграммы, опубликованные Эббсом в американском журнале “Neyrology” в 1987 году. Они иллюстрировали дрожание губ, нижней челюсти и языка у здоровых людей и больных, страдающих болезнью Паркинсона. Вскоре после этой публикации аспирант из лаборатории Эббса Стивен Барлоу заметил, что диаграммы поразительно напоминали три другие, которые он и Эббс опубликовали раньше. Барлоу направил письмо в “Neyrology”, обвинив шефа в незаконной приватизации их общей собственности.

Разбирательство дела Эббса изобиловало недомолвками, проволочками, приливами и отливами энтузиазма, шагами вспять. В 1987 году НИЗ официально одобрили заключение Висконсинского университета, посчитавшего обвинения Барлоу несостоятельными. Затем, в апреле 1988 года, Чарлз Мак-Китчен, работающий в системе НИЗ и лично заинтересовавшийся делом Эббса, представил Комиссии статистический анализ, согласно которому вероятность случайного совпадения диаграмм была равна одной миллиардной.

Администрация НИЗ рассмотрела выкладки Мак-Китчена и решила создать группу экспертов со стороны. Те реабилитировали Барлоу, и официальное расследование началось вновь. При этом выяснилось, что Эббс для своей защиты от обвинений не располагал исходными данными экспериментов. Он чертил диаграммы от руки, глядя на экран осциллографа. Такой опыт, разумеется, был невоспроизводим. Сам Эббс объяснял сходство диаграмм тем, что все пациенты, страдающие болезнью Паркинсона, проявляют одни и те же симптомы. Впрочем, «подследственный» не исключал неисправности лабораторной аппаратуры.

Расследование зашло в тупик. Тем не менее председатель Комиссии НИЗ Дж. Халлум, отметая все претензии, заявил буквально следующее: «Бремя доказательства всегда лежит на плечах ученого, чьи данные оспариваются». Вот так-то! И ведь наверняка мистер Халлум не был знаком с научными трудами Андрея Януариевича Вышинского.

Сами ученые считают, что мошенничество всегда присутствовало в науке, но не всегда об этом было принято говорить вслух. «В прошлом, - писал Е. Ф. Уилок, микробиолог из медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии, чью работу присвоил уже упоминавшийся Эльсабти,- наука была более кастовым занятием, и ученые боялись привлечь внимание к мошенничеству». Хотя сам Уилок не побоялся огласки, выставив из своей лаборатории пройдоху и направив в журналы разоблачавшие его письма.

Тем не менее, авторитет ученого или института по-прежнему препятствует прояснению истины. Типичный пример «неприкасаемости» - случай С. Барта, английского психолога с мировым именем. Его теория наследования интеллекта легла в основу школьной системы, при которой одиннадцатилетних детей на основании результатов теста распределяли по трем уровням обучения. Теория Барта долгие годы оставалась вне критики, поскольку она устраивала общество, в котором жила вера в то, что ребенок, профессора способнее отпрыска землекопа.

Сенсационность разоблачения теории Барта (уже после его смерти) заключалась в том, что созданный ею дискриминационный барьер определил жизнь не одного поколения людей.

Демократизация современной науки сделала факты мошенничества более заметными. Но, как случается, палка оказалась о двух концах. Утратив благоговейное почтение перед мэтрами, да и перед самим храмом науки, молодежь пустилась во все тяжкие. Начинающим исследователям, которые сталкиваются с жестокой конкуренцией, необходимо как можно быстрее завершить собственную работу, опубликоваться, сделать себе имя. Только тогда можно рассчитывать на гранты. И бывает, что юное дарование идет на сделку с совестью, может быть, даже внутренне оправдывая себя. Мол, только в первый и последний раз, а потом все будет по-честному. Если такую позицию можно понять, то гораздо большее презрение вызывают люди, готовые подставить ножку коллегам по научному сообществу, если те могут составить конкуренцию в борьбе за грант. Самое печальное, что, как показывает статистика, в основном этим занимаются молодые лаборанты и начинающие исследователи.

В последнее время все чаще можно слышать критику идеи «организованного скептицизма», предложенной в 1942 году Р.Мертоном и ставшей общепринятой нормой в науке. Суть ее в том, что любой опыт должен быть доступен другим ученым. Воспроизводимость и есть критерий честности экспериментов. Сам Мертон считал, что научные исследования подчиняются строгому контролю, «который, по-видимому, недостижим в иных областях человеческой деятельности». Или, как выразился Д. Фредериксон, бывший директором НИЗ в 1981 году, «фальшивая монета обнаруживается автоматически и изымается из обращения».

Все это верно, но принцип Мертона не дает ответа на главный вопрос: преднамеренно ли была отчеканена фальшивая монета?

Столкнувшись с участившимися случаями мошенничества, администрация НИЗ начала предпринимать ответные меры. В ноябре 1981 года вступило в силу постановление, разрешающее правительству лишать грантов целые институты в системе НИЗ, если даже один-единственный сотрудник будет уличен в злоупотреблении финансами или фальсификации данных. Ответственность за предотвращение и обнаружение злоупотреблений возлагалась на сами институты. В свою компьютерную сеть НИЗ ввели систему сигнализации, предупреждающую, находится ли под подозрением в нечестности тот или иной исследователь, претендующий на грант.

Еще десять лет назад американский конгресс считал проблему мошенничества в науке преувеличенной. Однако, по данным Комиссии по расследованию правонарушений в науке, число вскрытых фальсификаций планомерно нарастало из года в год. Дошло до того, что некоторые конгрессмены и даже сами ученые предложили рассматривать научное жульничество как заурядное преступление с передачей дела в суд. Дабы облечь это в правовую форму, в 1986 году было предложено внести дополнение в акт о мошенничестве 1863 года. По этому акту любой человек может возбудить уголовное дело от имени федерального правительства. Если Министерство юстиции отклоняет иск, истец вправе обратиться в суд самостоятельно. В случае выигрыша истец получает до 30% сверх компенсации, которую выплачивает ответчик в тройном размере от суммы нанесенного ущерба.

До сих пор дополнение в акт о мошенничестве 1863 года не внесено, но, если это случится, наука попадет в ведение судейских. И такая перспектива не может не волновать научное сообщество США.

В июле 1990 года в палате представителей конгресса был рассмотрен законопроект Р.А.Рое о защите научного исследования. Он гласил, что научные учреждения имеют право самостоятельно решать вопрос о виновности своего сотрудника с последующим обнародованием в печати, а научные журналы обязаны публиковать эти сведения.

Одним словом, наука пока лишь пополняет коллекцию мошенников и их проделок, будучи не в силах покончить с ними раз и навсегда. Наверное, потому, что нет в природе и быть не может юридических документов и норм, регламентирующих творчество. Похоже, Запад нам тут не поможет, и до скончания века гонять мытарей из Храма будут сами верующие.