Цель: изучение требований федеральных нормативных документов и выявление требований к качеству образования по предмету.
1. Анализ содержания предметной Концепции и выявление информации, значимой для практики обучения предмету.
2. Анализ обновленного ФГОС ООО и выявление особенностей его требований к качеству образования по предмету.
Задание 2.1.
|
-
Выполните анализ разделов/подразделов Концепции по предмету, который преподаете, с точки зрения требований к качеству образования по предмету. Тексты предметных Концепций представлены в приложениях 1-4.
-
Результаты анализа зафиксируйте в указанной ниже таблице:
|
Ваш ответ:
Таблица
Анализ Концепции по физике. (указать предмет)
Разделы/
подразделы Концепции
| Новая, значимая для меня информация
(с т.зр. требований к качеству образования по предмету)
| Изменения в моей профессиональной деятельности, которых требует реализация Концепции
| 1. Значение учебного предмета "Физика" в современной системе общего образования.
| 1. Для достижения целей обучения физики требуется решение новых задач:
- На уровне основного общего образования: освоение приемов анализа и критического оценивания информации физического содержания; знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой и современными технологиями;
- На уровне среднего общего образования: овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определение достоверности полученного результата; создание условий для развития проектно-исследовательской, творческой деятельности, связанной с физикой.
| 1. Для решения новых задач обучения физики необходимо:
- освоить способы организации самостоятельной аналитической и оценочной деятельности обучающихся;
- спланировать профориентационную деятельность;
- организовать самостоятельную экспериментально-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
| 2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета "Физика".
2.1. Проблемы мотивационного характера.
2.2. Проблемы содержательного характера.
| 2.1.Нет новой значимой информации.
2.2 В содержании предмета "Окружающий мир" примерной основной образовательной программы начального общего образования отсутствуют семь больших тем: "источники энергии", "тепловые явления", "световые и звуковые явления", "электрические и магнитные явления", "силы и движение", которые не изучаются и в 5-6 классах, так как предусмотрено изучение только биологии и географии;
Выпускники 11-х классов, изучающие физику на углубленном уровне, слабо выполняют задания из содержательной области "Физика атома и атомного ядра";
ЕГЭ по физике показывает, что 75% участников не справляются с заданиями, которые требуют применения знаний для реальных ситуаций.
| 2.2 Разработать программу элективного курса физики для 5-6 класса;
Проанализировать и скорректировать рабочую программу по физике 9 класса в разделе "Квантовая физика" и 11 класса в разделе "Физика атома и атомного ядра";
При подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике больше уделять внимания решению задач, моделирующих реальные ситуации.
| 2. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета "Физика".
2.3. Проблемы методического характера.
2.4. Кадровые проблемы.
| 2.3 В обучении физике не уделяется должное внимание формированию умений постановки задач исследования, выдвижения гипотез и предложения способов их проверки, определения плана исследования и интерпретации его результатов, что приводит к недостаточному уровню формирования естественнонаучной грамотности обучающихся.
2.4. Нет новой значимой информации.
| 2.3. Освоить методы и способы обучения функциональной грамотности:
Скорректировать планы проведения лабораторных работ и экспериментальных исследований;
Организовать и курировать проектную деятельность обучающихся.
| З. Цель и задачи Концепции.
| 3. Обновление документов, регламентирующих содержание физического образования;
обновление учебно-методических комплексов, технологий и методик обучения;
совершенствование материально-технической базы кабинетов физики;
совершенствование системы оценки учебных достижений обучающихся;
совершенствование системы подготовки учителей физики и повышения их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.
| 3. Проанализировать документы, регламентирующие содержание физического образования и скорректировать РП по физике с учетом обновления учебно-методических комплексов, технологий и методик обучения.
| 4. Основные направления реализации Концепции.
| 4. На уровне основного общего образования в 5—6 классах элементы физики могут изучаться в рамках интегрированных естественнонаучных курсов за счет учебных часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Здесь знакомство с основными физическими явлениями целесообразно перенести на новый качественный уровень, предполагающий проведение простейших исследований, измерений и даже обработку данных с помощью компьютера.
В 7—9 классах учебный предмет «Физика» должен преподаваться с акцентом на применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями;
С целью увеличения количества обучающихся, мотивированных к изучению учебного предмета «Физика» и выбирающих его на уровне среднего общего образования в качестве профильного, основной образовательной программой основного общего образования должна предусматриваться возможность изучения углубленного курса физики в 8 и 9 классах;
Основной целью изучения предмета на базовом уровне должно стать формирование естественнонаучной грамотности;
На углубленном уровне учебный предмет «Физика» изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности, выбранной обучающимся;
Важной составляющей обновления содержания физического образования является совершенствование инструментария по оценке учебных достижений по физике;
Целесообразно перейти на федеральный программно-целевой способ обновления материальной базы кабинетов физики. Необходимо разработать единые технические условия производства оборудования для обучения учебному предмету «Физика» в общеобразовательных организациях, что позволит обеспечить стандартизацию оснащения кабинетов физики.
| 4. Разработать программу элективного курса физики для 5-6 класса с учетом того, что обучающиеся способны переходить к научным объяснениям некоторых явлений и пониманию взаимосвязи разных наук о природе, осмысленно использовать такие понятия, как факт, гипотеза, модель, проверочный эксперимент;
Разработать программу элективного курса физики для 8 класса с учетом того, что в требованиях к результатам обучения акцент должен быть сделан на выполнении заданий по объяснению физических явлений на основе имеющихся знаний (качественные задачи) и решению задач, моделирующих реальные ситуации;
Существенное усиление методологической составляющей учебного предмета, более широкого использования заданий практико-ориентирован-ного характера и обсуждения вопросов современной науки с опорой на источники научной и научно-популярной информации;
Скорректировать РП по физике с учетом усиления роли качественных задач, увеличение доли заданий практико-ориентированного характера, расширение спектра заданий на проверку методологической составляющей курса.
| 5. Реализация концепции.
| 5. Нет новой значимой информации.
|
|
|
Задание 2.2.
|
Изучите ФГОС ООО-2021 (приложение 5) и выявите его главные особенности в части требований к качеству образования по сравнению с ФГОС ООО-2010 относительно оснований, указанных в таблице. При необходимости ФГОС ООО-2010 найдите в сети интернет.
Результаты выполнения задания представьте в виде следующей таблицы:
|
Ваш ответ:
Таблица
Сравнительная характеристика ФГОС ООО-2021 и ФГОС ООО-20210
Основания для сравнения
| ФГОС ООО-2021
| ФГОС ООО-2010
| Требования к личностным результатам
| Структурированы по 8 направлениям: гражданское воспитание, патриотическое и т.д.
Всего 36 формулировок
| Не структурированы. Всего 10 формулировок.
| Требования к метапредметным результатам
| ПУУД структурированы, больше соприкасаются с предметными результатами;
КУУД и РУУД структурированы, больше соприкасаются с личностными результатами;
Всего 33 формулировки.
| Не структурированы. Всего 16 формулировок сплошным текстом.
| Требования к предметным результатам
| Ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования; определены требования к БУ и УУ обучения.
| Должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
| Возможность изучения предмета на углубленном уровне
| Обеспечивает возможность изучения пяти учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
| Нет возможности изучения предмета на углубленном уровне
| Формирование у обучающихся функциональной грамотности
| Через программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся
| Не предусмотрено
| Реализация задач воспитания средствами предмета
| Через единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания
| Не предусмотрена
|
|
Задание 2.3.
|
Изучив во ФГОС ООО-2021 (приложение 5) подпункты 42.1.1- 42.1.8, определите направления программы воспитания, реализация которых наиболее целесообразна при обучении вашему предмету, и конкретные личностные результаты, на достижение которых можно работать, обучая вашему предмету. Свой ответ обоснуйте. Результаты выполнения задания зафиксируйте в виде следующей таблицы:
|
Ваш ответ:
Таблица
Реализация воспитательного компонента при обучении предмету
Направления программы воспитания, которые целесообразно реализовывать при обучении предмету физика. (указать предмет)
| Личностные результаты, на достижение которых можно работать в рамках данного направления при обучении предмету
| Обоснование
(указать тему из программы по предмету, при изучении которой можно работать на этот результат)
| Гражданское воспитание
| Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
| При проведении фронтальных лабораторных работ и практических работ методом "малых групп"
| Патриотическое воспитание
| Ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, технологиям и трудовым достижениям народа.
| 7 кл.: Физика и техника.
8 кл.: Виды теплопередачи в быту и технике (авиации, космосе, медицине).
9 кл.: Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине.
10 кл.: Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
11 кл.: Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.
| Духовно-нравственное воспитание
| Готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков.
| На каждом уроке на этапах самоконтроля, самооценки и рефлексии.
| Эстетическое воспитание
| Понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах технического творчества.
| Во внеурочной и исследовательско-проектной деятельности обучающихся:
Написание инструкций для бытовых и измерительных приборов; конструирование простейших измерительных и бытовых приборов (динамометр, фонтан в 7 кл., эл.\магнитный двигатель за минуту в 8 кл. и т. д.)
| Физическое воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
| Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
| Систематическое проведение физминуток и упражнений на психоэмоциональную разгрузку на уроках письменных тематических работ;
Систематическое проведение текущих инструктажей по ТБ на лабораторных работах и уроках с применением ИКТ-технологий;
На каждом уроке на этапах самоконтроля, самооценки и рефлексии.
| Трудовое воспитание
| Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.
| 7 кл.: Условия плавания тел. Воздухоплавание.
8 кл.: Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС.
9 кл.: Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине.
10 кл.: Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
11 кл.: Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.
| Экологическое воспитание
| Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
| 7 кл.: Условия плавания тел. Воздухоплавание.
8 кл.: Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС.
9 кл.: Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.
10 кл.: Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин.
11 кл.: Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений.
| Ценности научного познания
| Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека и природы, взаимосвязях человека с природной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков.
| 7 кл.: Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления.
8 кл.: Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел.
9 кл.: Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Источники энергии Солнца и звезд.
10 кл.: Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) и ее экспериментальные доказательства.
11 кл.: Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд.
|
|
|
Задание 2.4.
|
Проанализируйте результаты своей работы по данной теме и ответьте на следующие вопросы:
1. В чем Вы профессионально продвинулись?
2. Что вызвало затруднение? Почему?
|
Ваш ответ:
-
Проанализировав особенности требований предметной Концепции к качеству образования по физике и обновленного ФГОС ООО, я сформулировала изменения в своей профессиональной деятельности, необходимые для повышения функциональной грамотности моей и обучающихся, а также естественнонаучной грамотности обучающихся. Я также осознала на достижение каких конкретно личностных результатов можно работать на уроках физики для реализации воспитательного компонента РП.
-
Затруднения вызвали требования обновления учебно-методических комплексов, технологий и методик обучения; совершенствование материально-технической базы кабинетов физики; совершенствование системы оценки учебных достижений обучающихся. Все эти задачи не могут быть решены мною лично, а требуют согласования и конструктивного взаимодействия с другими субъектами образовательной деятельности .
|