Файл: 1. 1 Методическая деятельность и ее специфика в системе начального общего.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1840
Скачиваний: 142
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· курсовая подготовка, стажировка;
· участие в региональных, всероссийских, международных программах и т.п.
Задания по теме 1.3 Уровни и формы методической деятельности. Методические задачи
Цель: уметь анализировать методическую продукцию; иметь практический опыт анализа методической продукции; изучения и анализа педагогической и методической литературы.
Задание 5. Одной из важных методических задач, стоящих перед учителем начальных, классов является задача анализа и адаптации имеющихся методических разработок.
Познакомьтесь с видами методической продукции.
Рассмотрите требования, предъявляемые к качеству методической продукции.
Изучите методы анализа методической продукции.
Результаты работы оформите в таблице:
Виды методической продукции
Требования к качеству методической продукции
Методы анализа методической продукции информационно-методическая содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности (методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат, буклет) изложение сведений, подлежащие распространению; анализ передового педагогического опыта; применение инновационных педагогических технологии и т.д. организационно-методическая предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел инструктивно–методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа прикладная представляет собой вспомогательный материал, сценарий, тематическая подборка, картотека,
иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции методическая тема, документация учебно- методической продукции
Научно-методическая создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания
Тезис, статья
Учебная (образовательная продукция)
Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода
Учебники, учебное пособие,
Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.
Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.
Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:
Учебная (образовательная продукция). Учебник
План анализа методической продукции:
1. Актуальность работы.
Образовательная продукция для учащихся и педагогов
2. Научная достоверность содержания.
Содержание имеет научную достоверность
3. Доступность языка и качество стиля.
Имеет доступный язык и стилевое содержание
4. Оригинальность преподнесения материала.
Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО
5. Логичность изложения материала.
Содержит логичность изложения и последовательность
6. Практическая значимость содержания.
Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.
Научно-методическая создаётся с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания
Тезис, статья
Учебная (образовательная продукция)
Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода
Учебники, учебное пособие,
Задание 6. Выберите любой вид методической продукции из указанных Вами в предыдущем задании, анализ которого Вы хотели бы выполнить.
Из методов изучения методической продукции выберите наиболее простой, удобный и доступный для применения педагогом, по Вашему мнению, метод.
Проведите анализ выбранной Вами методической продукции этим методом по предложенному плану:
Учебная (образовательная продукция). Учебник
План анализа методической продукции:
1. Актуальность работы.
Образовательная продукция для учащихся и педагогов
2. Научная достоверность содержания.
Содержание имеет научную достоверность
3. Доступность языка и качество стиля.
Имеет доступный язык и стилевое содержание
4. Оригинальность преподнесения материала.
Материал преподносится согласно требованиям ФГОС НОО
5. Логичность изложения материала.
Содержит логичность изложения и последовательность
6. Практическая значимость содержания.
Имеет практическую значимость для учащихся и педагогов. Согласно учебнику, учащийся выполняет задания.
7. Широта использования данных материалов.
Учебники используются образовательных учреждениях
8. Соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, которой данное пособие
адресовано.
Каждый учебник составляется под определенную категорию учащихся
9. Возможность широкого распространения.
Учебники используются образовательных учреждениях
Задания по теме 1.4 Работа учителя начальных классов в методическом объединении
Цель: уметь осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения, адаптировать имеющееся методические разработки; иметь практический опыт изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования.
Задание 7.Заполните таблицу. Приведите в соответствие указанным в таблице направлениям работы методического объединения учителей начальных классов ее содержание.
Направления работы методического объединения учителей начальных классов
Содержание методической работы в данном направлении
Аналитическая деятельность
Мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников
ОУ;
Создание базы данных о педагогических работниках ОУ (с методической точки зрения);
Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
Сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.
Информационная деятельность
Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и тд.);
Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
Ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инноваций деятельности округа, города, России, зарубежных стран;
Информирование педагогических работников
ОУ о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
Создание медиатеки современных учебно- методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.
Консультационная деятельность
Организация консультационной работы для педагогических работников ОУ по вопросам методики преподавания и воспитания;
Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Организационно-методическая деятельность Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в меж аттестационный и межкурсовой периоды;
Прогнозирование, планирование о организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников
ОУ, оказание им информационно- методической помощи в системе непрерывного образования;
Организация работы методических объединений педагогических работников ОУ;
Организация взаимодействия с методическими объединениями других ОУ;
Участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов ОУ, элективных курсов для предпрофильной подготовки;
Участие в разработке программы развития ОУ;
Организация методического сопровождения профильного обучения в ОУ;
Методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
Помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
Подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников
ОУ;
Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
Взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующим подразделениями органов управления образованием и учреждением дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.
Задание 8. Изучите план работы МО учителей начальных классов, разработанный в одной из школ.
План школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ "СОШ №2
п.г.т. Актюбинский" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
на 2019-2020 учебный год
Методическая тема ШМО учителей начальных классов на 2019- 2020 учебный год:
«Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных
действий»
Цель школьного методического объединения учителей начальных классов:
Совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС, путём внедрения в учебно-
воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год:
Информационная деятельность:
* Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
* Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Отбор содержания и составление учебных программ.
* Утверждение индивидуальных программ по предметам.
* Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
* Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных
образовательных стандартов по предмету.
* Организация и проведение предметной недели в начальной школе.
* Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
* Выступления учителей начальных классов на ШМО, педагогических советах.
* Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
* Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания».
* Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе
жизни.
Аналитическая деятельность:
* Анализ методической деятельности за 2018 - 2019 учебный год и планирование на 2019 - 2020 учебный год.
* Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
* Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность:
* Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный
интерес.
* Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими
технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в
практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей
обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную
технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод
самостоятельной работы
* Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
* Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
* Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
* Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
* Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках
ФГОС.
Ожидаемые результаты работы:
* Рост качества знаний обучающихся.
* Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Заседания МО учителей начальных классов
Заседание № 1
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019 - 2020 учебный год.
Содержание деятельности
Сроки проведения Ответственные
Цель: Обсудить план работы МО учителей
начальной школы на 2019–2020 учебный год,
основные направления работы.
1. Анализ работы МО учителей начальных
классов за 2018-2019 учебный год.
2. Формирование банка данных о кадровом
потенциале учителей начальных классов.
3. Утверждение графика контрольных работ
для учащихся 2- 4 классов.
4. Обсуждение нормативных, программно –
методических документов: изучение
нормативной и методической документации
по вопросам образования
5. Рассмотрение плана работы
методического объединения на 2019 - 2020
учебный год.
6.Требования к рабочей программе по
учебному предмету как основному механизму
Август
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Учителя МО
реализации основной образовательной
программы. Рассмотрение КТП по
предметам, рабочих программ учителей
начальных классов в соответствии с учебным
планом и стандартом начального
образования.
7. Особенности организации внеурочной
деятельности. Рассмотрение и утверждение
программ внеурочной деятельности.
8. Корректировка тем самообразования
учителей.
9. Рассмотрение плана проведения
Предметной недели в начальной школе.
10. Обсуждение участия учителей и учащихся
начальных классов в различных конкурсах.
11. Контроль за обеспеченностью учебниками
и за готовностью кабинетов к новому
учебному году.
Библиотекарь Хуснуллина
Р.Р.
Заседание № 2
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе
начальной школы.
Содержание деятельности
Сроки проведения Ответственные
Понятие, цели и роль смыслового чтения в
организации учебного процесса начальной
школы.
«Формирование коммуникативных УУД
младших школьников посредством
использования различных видов творческой
деятельности на уроках литературного
чтения»
Приёмы работы с текстом на уроках
литературного чтения.
Октябрь
Результаты итоговых контрольных работ за
1 четверть.
октябрь
Проверка тетрадей по русскому языку и
математике во 2 – 4 классах с целью
выполнения орфографического режима,
правильности и выставления оценки, объема
октябрь
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
работы, дозировки классной и домашней
работы.
Заседание № 3
Использование ИКТ в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования.
Содержание деятельности
Сроки проведения Ответственные
1. Влияние современных технологий на
повышение учебной и творческой мотивации
учащихся.
2. Активизация познавательных интересов
посредством применения ИКТ.
3. Здоровьесберегающие технологии на ИКТ-
уроках.
4. Использование современных педагогических
технологий в процессе обучения .
декабрь
Учителя начальных классов
Руководитель ШМО
Результаты итоговых контрольных работ за
2 четверть.
декабрь
Уточнение банка данных о способных детях и
низкомотивированных детях, выделение
детей для индивидуальной работы.
ноябрь
Состояние оформления журналов. Анализ
объективности выставления четвертных
отметок, выполнение государственных
программ, анализ успеваемости.
декабрь
Зам. директора по УВР
Заседание № 4
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС
НОО.
Содержание деятельности
Сроки проведения Ответственные
1. Организация эффективной контрольно-
оценочной деятельности.
2. Изучение методов педагогической
диагностики в соответствии с ФГОС.
3 Использование новых педагогических
технологий – портфолио ученика начальной
школы как средство мотивации личностного
развития.
март
Учителя начальных классов
Проведение Предметной недели начальной
школы
Результаты итоговых контрольных работ за
3 четверть.
Рук.ШМО
Завуч нач.классов
Заседание № 5
Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию
образовательного процесса.
Содержание деятельности
Сроки
проведения
Ответственные
1. Обсуждение плана работы и задач МО на
2020 -2021 учебный год.
2. Родительское собрание для родителей
будущих 1-ов.
3. Анализ результатов ВПР в 4 классах
4. Анализ итоговых контрольных работ по
предметам, техники чтения за год 2-4 классы
5.Выполнение учебных программ.
6. Анализ работы методического объединения
учителей начальных классов за 2019 -2020
учебный год.
7. Обеспечение УМК на новый учебный год.
Май
Учителя МО
Хуснуллина Р.Р.
Состояние оформления журналов. Анализ
объективности выставления четвертных
отметок, выполнение государственных
программ, анализ успеваемости.
май
Зам. директора по УВР
Проанализируйте план работы МО учителей начальных классов:
1. Определите основные задачи, реализуемые в плане.
1. Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
2. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
3. Отбор содержания и составление учебных программ
4. Утверждение индивидуальных программ по предметам
5. Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
6. Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
7. Организация и проведение предметной недели в начальной школе.
8. Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
9. Выступления учителей начальных классов на ШМО, педагогических советах
10. Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.