Файл: Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ДАТА 03.02.2023

Студент: Сидорова Елизавета Сергеевна

Класс и учитель: 4 «А»

Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна

Тема урока: «Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: ознакомление с приёмами деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули; формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Задачи урока:

Дидактические: формировать умения выполнять деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Развивающие: развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, математическую речь, память.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего труда, интерес к предмету математики.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

Учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работына

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р- регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Как вы понимаете высказывание венгерского

математика Дьёрдь Пойа «Где нет трудности - нет

и задачи»?

- Какие качества ученика сегодня вам понадобятся на уроке, чтобы преодолевать трудности?

- Я желаю, чтобы все эти качества вы взяли с собой на урок.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
- Решать задачи - значит преодолевать трудности.
- Внимательность, трудолюбие, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Беседа с мотивирующим приемом.

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся.

Ф

Слайд презен-тации, проектор, компьютер.

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

П - строит речевое высказывание в устной форме

К - включается в диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения.

  1. Актуализация знаний.

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для закрепления нового знания;

- Запишите в тетрадях число 3 февраля и классная работа, отступив 4 клетки от предыдущей записи.

- Начнем наш урок как всегда с устного счета, для этого предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах листочки. Нужно решить примеры. 

Работа в группах. Решение выражений и нахождение «ключевого» слова ответа. 

-Посмотрите на доску. (Слайд)
№1.Выполните вычисления, расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте слово.

49:7= (Н)

150:3 = (Л)

4600+900= (Д)

43·20= (Е)

154:2= (Е)

72:12+178= (Е)

200:5= (И)
-Объясните, как считали?

-Какое слово у нас получилось?
- Давайте вспомним подробный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.

(слайд)




-Воспринимают, анализируют.

49:7=7(Н)

150:3=50(Л)

4600+900=5500(Д)

43·20=860(Е) (43·2)·10

154:2=77(Е)

72:12+17=29(Е) (72:12)+17

200:5=40(И)

5500,860,50,77,7,40,29

Д Е Л Е Н И Е

-Деление.



Словесные методы: репродуктивная беседа; Практические методы: практическая работа; Наглядные методы: показ.



Оценка деятельности обучающихся


Ф


Презентация, компьютер, экран

Использует математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления


Р:осуществляет контроль и коррекцию своих действий под руководством учителя: выполняет учебное действие в соответствии с заданием; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем; П:осуществляет анализ, синтез, обобщение изученного материала по заданным критериям; осознанно строит речевое высказывание в устной форме.

К:включается в диалог с учителем и сверстниками , в коллективное обсуждение проблем, проявляет инициативу и активность в стремлении высказаться

Имеет начальные представлени я о самоконтроле и личной ответственности.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) сформировать цель и тему урока;

3) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;

-Посмотрите на доску.

(слайд)

№2.

560:80

876000:800

77600:700

3200:20
- Разделите примеры на две группы?

-По какому признаку?

-Чем похожи эти примеры?
-Решите устно примеры первой группы.

-Можем ли мы устно решить примеры 2 группы?
-Предположите тему нашего урока?

-Сформулируйте задачи нашего урока.


-Что поможет нам научиться решать примеры из второй группы?
-Вспомните алгоритм, который вы уже знаете.

Прокомментируйте решение примера по алгоритму.



-Мы с вами открыли новый алгоритм письменного деления, многозначного числа на 3-х значное число с остатком и без остатка.
- Откройте учебник на с.29, объясните решение №102 примера, устно.
-Выполним №103 письменно у доски, а остальные в тетрадях.

Физминутка.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)



Первая группа:

560:80

3200:20

Вторая группа:

876000:800

329000:700
-Деление на двузначные круглые и трехзначные.
-во всех группах делитель оканчивается на ноль.

560:80=7

3200:20=160
-Нет.
-Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями.
-Научимся составлять письменный алгоритм на числа, оканчивающиеся нулями. Применять этот алгоритм на практике.
-Алгоритм деления многозначного числа на трехзначное число.
Первое неполное делимое-…

В записи частного будет…цифры.

Разделю…

Умножу…

Вычту…

Сравню…

Второе неполное делимое-

Разделю…

Умножу…

Вычту…

Сравню…

Читаю ответ:

1)Первое неполное делимое – 4980 десятков. В записи частного будет 2 цифры.

Разделю 498 на 60. Для этого разделю 49 на 6, получу 8- столько десятков будет в частном.

Умножу 600 на 8, получу 4800- столько десятков разделили.

Вычту 4800 из 4980, получу 180- столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 600.

Второе неполное делимое- 1800 единиц.

Разделю 1800 на 600. Для этого разделю 180 на 60, получу 3- столько единиц будет в частном.

Умножу 600 на 3, получу 1800.

Вычту 1800 из 1800.Все единицы раздели.

Читаю ответ: частное равно 83.
2)Первое неполное делимое- 2290 десятков. В записи частного будет 2 цифры.

Разделю 2290 на 300. Для этого разделю 229 на 30 , получу 7-столько десятков будет в частном.

Умножу 300 на 7, получу 2100- столько десятков разделили.

Вычту из 2100 из 2290,получу 190- столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 300.

Второе неполное делимое- 1900 единиц.

Разделю 1900 на 300. Для этого разделю 19 на 3, получу 6- столько единиц осталось в частном.

Умножу 6 на 300, получу 1800- столько единиц разделили.

Вычту 1800 из 1900,получу 100-столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: единиц осталось меньше, чем 30.

Читаю ответ: частное равно 76, остаток 100


Словесные методы: фронтальная беседа; Практически е методы: упражнение; Наглядные методы: демонстрация.

Оценка деятельности обучающихся


Ф


Компьютер, экран, презентация.


Использует математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления на числа оканчивающиеся нулями

Р:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П:осуществляет анализ, синтез, обобщение изученного материала по заданным критериям; К: строит речевое высказывание в устной форме , использует математическую терминологию; понимает различные позиции в подходе к решению учебной задачи.

Умение самостоятельно выполнять определенны е учителем виды деятельности, понимая личную ответственность за результат.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи

-У доски решит первый пример по алгоритму…

Второй… и т.д.


1)140:70

2)320:80

3)2.400:200

4)1600:400

- Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием. Теперь, выполните в своих тетрадях №103 самостоятельно, а кто-то один у доски. После, мы вместе проверим.
- Все справились ? Кому, что непонятно?


1)140:70 =7
Первое неполное делимое – 140 десятков. В записи частного будет 1 цифра.

Разделю140 на70. Для этого разделю 22 на 3, получу 7- столько десятков будет в частном.

Умножу на, получу - столько десятков разделили.

Вычту из, получу - столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше,.

Второе неполное делимое- единиц.

Разделю на. Для этого разделю на, получу столько единиц будет в частном.

Умножу на , получу.

Вычту из.Все единицы раздели.

Читаю ответ: частное равно.

2)320:80= 4
Первое неполное делимое –десятков. В записи частного будет цифры.

Разделю на. Для этого разделю на , получу столько десятков будет в частном.

Умножу на, получу 0- столько десятков разделили.

Вычту из, получу - столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем.

Второе неполное делимое- единиц.

Разделю на. Для этого разделю на , получу - столько единиц будет в частном.

Умножу на , получу.

Вычту из .Все единицы раздели.

Читаю ответ: частное равно.
3)2400:200=12
Первое неполное делимое –десятков. В записи частного будет 2 цифры.

Разделю на. Для этого разделю на , получу - столько десятков будет в частном.

Умножу на, получу - столько десятков разделили.

Вычту из, получу - столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем.

Второе неполное делимое- единиц.

Разделю на. Для этого разделю на, получу - столько единиц будет в частном.

Умножу на , получу.

Вычту из .Все единицы раздели.

Читаю ответ: частное равно.


4)1600:400=4
Первое неполное делимое –десятков. В записи частного будет цифры.

Разделю на . Для этого разделю на , получу 6- столько десятков будет в частном.

Умножу на , получу - столько десятков разделили.

Вычту из , получу - столько десятков осталось разделить.

Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем.

Второе неполное делимое- единиц.

Разделю на. Для этого разделю на, получу - столько единиц будет в частном.

Умножу на , получу.

Вычту из .Все единицы раздели.

Читаю ответ: частное равно .



Словесные методы: фронтальная беседа; Практически е методы: упражнение;


Взаимооценка.



Ф

И

Учебник


Умеют пользоваться математической терминологией выполнении арифметического действия деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Р:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П:осуществляет анализ, синтез, обобщение изученного материала по заданным критериям; К:строит речевое высказывание в устной форме , использует математическую терминологию. Умеет самостоятельно выполнять определенные учителем виды деятельности

Умение самостоятельно выполнять определенны е учителем виды деятельности, понимая личную ответственность за результат.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом.

Выполните задание на карточках.
Выполните деление.

1)289 460:700


2)350 525:400

-Сравните решение с эталоном на доске.

-У кого не так?




Практические методы: упражнение; Наглядные методы: показ

Оценка учителя.


И

Карточки,компьютер,презентация,экран.

Умеет правильно

Р:выполняет учебное действие в соответствии с заданием; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;П:осуществляет анализ, синтез, обобщение изученного материала по заданным критериям.

Умение самостоятельно выполнять определенны е учителем виды деятельности, понимая личную ответственно ть за результат.





6. Включение нового знания в систему знаний.
Образовательная задача этапа урока:
1) определить границы применимости нового знания;

2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);

3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

Откройте №107

Прочитайте задачу.

Обратите внимание на таблицу на доске.


-Что обозначает число 3.690?

-Что обозначает число 6?

-Что означает число 5??

-Назовите вопрос задачи?


-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи ?

-Что для этого нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

-Мы можем это найти?

-Каким действием ?

-Теперь можем узнать сколько часов туристы потратили на то, чтобы преодолеть это расстояние ?

-Каким действием?

- Зная, что туристы ежедневно находились в плавании по 5 часов, мы можем узнать сколько дней они путешествовали ?

-Каким действием?

Запишите решение задачи по действиям с пояснением.

- Решите самостоятельно №105. Первые 3 человека сдают тетрадь на проверку.


- длина реки Волги

- Скорость туристов

- Сколько часов они находились в плаванье ежедневно

-Сколько дней они плыли
-Нет.

- Сколько км прошли туристы на лодках.

-Да

-Длину реки разделить на третью часть


-Да.

-Делением, 1230 км разделить на скорость туристов.

-Да.
-Делением. 205 часов разделить на кол-во часов в плавании ежедневно
1)3690:3=1230 (км.)прошли туристы на лодках

2)1230:6 = 205 (ч.)потратили туристы на определенное расстояние

3)205:5=41(дн.)путешествовали по реке
Ответ:41 день



Словесные методы: фронтальная беседа; Практически е методы: упражнение; Наглядные методы: демонстрация.

Оценка деятельности обучающихся

Ф

Ф

И

Учебник презентация, проектор, экран, компьютер .

Умеют анализировать текстовую задачу.Моделируют с использованием схематических Решают задачи арифметическими способами. Объясняют выбор действий для решения


Р:принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П:осуществляет анализ, синтез, обобщение изученного материала по заданным критериям; К: строит речевое высказывание в устной форме , использует математическую терминологию.

Умение самостоятель но выполнять определенны е учителем виды деятельности, понимая личную ответственность за результат.





7.Рефлексия.
Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) обсудить и записать домашнее задание.

- Назовите задачи урока. Все ли задачи мы решили?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что было трудным?

- Продолжите фразы на доске:
Я научился ……
У меня получилось...
У меня не получилось... - Запишите домашнее задание: с. 29 №106,108

- Урок окончен. До свидания.


-Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями.

- Научится составлять письменный алгоритм на числа, оканчивающиеся нулями. Применять этот алгоритм на практике.

Оценка работы на уроке.

Самооценка


Ф
И

Презентация, компьютер, экран

Получают домашнее задание.

Выражают свои мысли.

Оценивают свою работу.

Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________