Файл: 40. Основные типы речи повествование, описание, рассуждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40. Основные типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный проме- жуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связа- ны друг с другом. Композиция повествова- ния такова: завязка (начало действия; обяза- тельно есть сообщение о месте и времени действия, о действующем лице), развитие действия, кульминация (пиковый момент действия) и развязка (конец действия).
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Описание имеет следующую композицион- ную структуру: общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; авторская оценка описываемого
Рассуждение — тип речи, в котором исследу- ются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъясне- ние и подтверждение какой-то мысли. Вклю- чает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, а также сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить, расширить или обобщить
41. Сокращение текста. План. Конспект.
Рецензия. Аннотация.
Существует несколько видов преобразова- ния, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами:
1) исключить отдельные его части (соответ- ствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми
План— нэто логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.
Конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспри- нимаемого на слух текста. При конспектиро- вании происходит свертывание. Компрессия первичного текста. Запись-конспект позво- ляет восстановить, развернуть с необходи- мой полнотой исходную информацию, поэто- му при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже извест- ным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения.
Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецен- зия даёт право на оценку работы, сделанной человеком, нуждающимся в правке и коррек- тировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку.
Аннотация — это краткое обобщенное описа- ние статьи. В ней должны быть изложены цели и задачи исследования, существенные факты работы и ее результаты.
42. Функциональные стили литературного
языка. Научный стиль.
Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля – сообщение и логическое доказательство истинности сообщаемого. Научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный. В научном стиле преобладают слова нейтраль- ные и слова с обобщенным и отвлеченным значением
(достоверность, изыскание, анализ и пр.), активно используется специ- альная терминология и общенаучная лекси- ка (функция, элемент, система и пр.).
43. Функциональные стили литературного
языка. Официально-деловой стиль.
Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятель- ности. Самую важную роль в официально-де- ловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информацион- но-директивная функция). Стилевые черты – безличность, стандартность.
Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны.
Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.
44. Функциональные стили литературного
языка. Публицистический стиль.
Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздей- ствия. Первоначально он выступал как книж- ный стиль и употреблялся в газетах и журна- лах, т.е. публицистике (отсюда и его назва- ние), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенно- сти разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистиче- ском стиле активно употребляется обще- ственно-политическая лексика и фразеоло- гия, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репор- таж, комментарий, агитационное выступле- ние и пр.
45. Функциональные стили литературного
языка. Язык художественной литературы.
Разговорный стиль.
Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимуще- ственно, в устной форме. Этот стиль противо- поставляется другим стилям, которые связа- ны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимуще- ственно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность.
Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложе- ний.
25. Морфологические нормы. Употребление
форм имени существительного.
1.слова обозначающие неодуш предметы относятся к среднему роду. 2.жен пол=жен род 3. Муж пол=муж род 4.муж+женрод=
двуродовые-мой протеже,моя протеже 5.сущ.
Обозначающ. Животного =муж род,без отношения к полу животного-кенгуру покор- мила дитя. 6.обознач географ понятия обозначаются по родовому наименованию.
7.по родовому наим опред и организ.печа- ти-газета,урнал\писала
8.сложно сокращ слова аббривеатуры склоняются по род определяется по 1 слову
26. Морфологические нормы. Употребление
форм имени прилагательного.
Варианты степеней сравнения:
1.сравнительная-простая\умнее\сильнее(раз- говорная речь)
-составная\более умный\менее(употребляет- ся в научном и офиц.дел.стиле)
2.превосходная степень-простая\умнейший-
(книжное)
-сложная \самый умный(свойственна всем стилям речи)
В одном предложении не стоит использовать простую и сложную форму сравнительной степени
Краткие формы им прил ед ч мр
Прилагательные завершаются суффиксом после согл, как правило образуют краткую форму на ен-отважный\отважен,умный\умен
Во многих случаех когда полное оканчивает- ся на -нный- краткое будет на -нен-странный\
странен,откровенный\откровенен
27. Морфологические нормы. Употребление
форм имени числительного.
1.собирательные числительные от двое до десятого употреблются если:
А.с сущ муж рода множ числа-двое студентов
\трое сирот
Б.с личными местоимениями-нас двое\их пятеро
В.с сущ ребята дети лица люди
Г.с сущ имеющими форму только множ числа- трое ножниц
2.при склонении составных имен числитель- ных склоняются все слова,а при склонении порядковых состаных числительных изменя- ется только последнее слово
29. Морфологические нормы. Употребление
личных форм глагола, причастия, дееприча-
стия.
1.глагол класть употребляется только без приставки-покласть\поклади неверно,верно
-положить
2.гласная -о- пишется в корне глагола совер- шенного вида (проверяемая безударная гласная): опоздать (поздний), раскроить
(кройка). гласная -а- пишется в корне соответ- ствующего глагола несовершенного вида на
-ывать (-ивать): опаздывать, раскраивать.
3.в лит яз не употреб формы первого лица будущ и прошедш времени- победить,убе- дить,очутится,ощутить, употребляются в словосочетаниях-сумею победить
4.глагол кушать употребляется только при созыве гостей за стол,и к детям
5.литературными считаются след формы повелительного наклонения:выставь почисть испорть
6.нельязя допускать разнобой во временах у деепр в одном предложении
28. Морфологические нормы. Употребление
местоимений.
1.формы от ней для ней- разговорная речь,правильно-от нее\для нее
2.местоименя ихний нет
3.личные местоимения 3л ед ч употребляют- ся с собирательными существ
30. Понятие о синтаксисе. Основные синтак- сические единицы: словосочетание, предло- жение.
Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение .
Словоформа — это слово в одной из его грамматических форм, готовое к выполне- нию той или иной синтаксической роли.
Словосочетание — это основная единица синтаксиса, состоящая из двух и более слово- форм, соединенных посредством граммати- ческого подчинения. Предложение — основ- ная коммуникативная единица синтаксиса, грамматически оформленная и интонацион- но завершенная единица речи, состоящая из словоформ (иногда из одного слова), посред- ством которых формируется, выражается и сообщается мысль (сообщение, вопрос, побуждение к действию).
31. Стилистические возможности русского
синтаксиса. Актуальное членение предложе- ния. Прямой и обратный порядок располо- жения слов в предложении.
Фигура – обобщенное название стилистиче- ских приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в перенос- ном значении.
Выделяют следующие виды стилистических фигур русского синтаксиса: анафора, антите- за, градация, оксюморон, острота, паралле- лизм, повторение, риторический вопрос
Актуальное членение предложения — смысловое членение предложения, при котором выделяются известное, данное
(основа, тема), то, что сообщается о данном, новое (ядро, рема) и (некоторыми учеными) элементы перехода.
При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, т. E. Стоит на первом месте. При обратном порядке слов подлежащее ставится сразу после сказуемо- го (его спрягаемой части).
32. Синтаксические нормы. Согласование
сказуемого с подлежащим в простом
предложении.
При подлежащем выраженном существи- тельным в собир. знач, в сочетании с существ во мн. ч и род п сказуемое обычно ставится во мн ч если речь идет о одушевленных, если о неодушев-в ед ч
-при числ два три четыре-сказуемое мн.ч.
-при состав числ оканч на один сказуемое в ед.ч.
-при словах тысяча миллион миллиард -ед.ч.
-при сущ лет.годов, дней-ед ч
-при словах много мало немало сколько -ед.ч
-при подлеж выраж группой слов где ведущее слово в им.падеже сказуемое согла- суется с ним\ими
-при сложных названиях состоящ из двух слов одного грам рода сказуемое согласуется с тем которое выражает более широкое значение предмета
34. Синтаксические нормы. Употребление
однородных членов
-нельзя ставить в ряд однородных членов видовые и родовые понятия
-можно оускать одинаковые предлоги при перечисл однородных членов,но нельзя опускать разные
-однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодина- ковыми словами
35. Синтаксические нормы. Употребление
причастных и деепричастных оборотов
-глагол сказуемое и деепр не должны обозначать действия разных предметов и лиц
-нельзя допускать разнобой в употреб видов деепр
-деепр оборот не может быть употреб если предложение выражено страдательной конструкцией
- деепр оборот не может быть употреблен в безличном предложении
-причастный оборот обособляется если стоит после определяемого слова
-причастие должно согласоваться с опреде- ляемым словом в роде, числе и падеже.
36. Сложное предложение. Синтаксические
нормы в сложном предложении. Сложносо- чиненное предложение (ссп) — это предло- жение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочини- тельными союзами. Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — придаточным.
- в главной и придаточной частях спп подле- жащее и сказуемое должны быть согласова- ны в числе: кто, тот, никто + сказуемое в ед. Ч.; все, те, многие + сказуемое во мн. Ч.- прида- точная часть спп присоединяется так, чтобы не создавать неоднозначность восприятия смысла предложения
- связь между главным и придаточным предложением в спп оформляется без употребления лишних слов
- разрыв определяемого слова и придаточно- го определительного, относящегося к этому слову, другими членами главного предложе- ния недопустим
- придаточная часть спп не отделяетс в следу- ющее предложение, чтобы смысл высказыва- ния был понятен
37. Пунктуация. Принципы русской пунктуа-
ции. Пунктуация- это система знаков препи- нания в письменности какого-либо языка; правила их постановки в письменной речи; а также раздел грамматики, изучающий эти правила. Пунктуация как система граф обознач была принята к середине 15 го века,в конце 18го сложился основной состав небукв знаков-которые принято называть знаками препинания. Каждый из этих знаков имеет свою историю,еще м.в.ломоносов в «россий- ской грамматике»
Начал работу над пунктуацией, и выделил 8 основных знаков , .; : ? ! … «» -
Русская пунктуация строится на совмещении трех основных принципов:
Структурного (знаки как формально-грамма- тический показатель),
Смыслового (знаки как функционально-се- мантический компонент высказывания),
Интонационный (знаки как отражение устно- го бытования того же текста, предполагаемое прочтение фразы)
Правила:знаки препинания в конце прело- жения, внутри простого предложения, между частями сложного, в предложениях с прямой речью
Пунктуационное правило-инструкция в которой указ.услов выбора знаков препин
, ставится: между однород членами, перед и после обособл членов, перед и после обращ, перед и после ввсл, между предикативными частями предлоежния
-ставится тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, являет- ся родовым понятием по отношению к подлежащему.
39. Текст. Основные признаки текста. Абзац.
Текст-это письменная или звучащая речь, которая внутренне организована и относи- тельно закончена.
Признаки текста:
Предложения объединены общей темой.
Предложения связаны между собой по смыслу.
Предложения в тексте расположены логично и последовательно.
В тексте всегда можно выделить главную мысль.
Текст всегда можно озаглавить.
Текст можно разбить на части.
Абзац – это часть текста между двумя отступа- ми. Помимо этого, абзацем называют отступ вправо, который находится в начале строки.
Это так называемая красная строка
38. Чужая речь. Способы оформления чужой
речи.
Косвенная речь- чужая речь,введенная автором в повествование в форме придаточ- ного предложения,передает речь не долсловно
Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистиче- ские особенности речи
Способы оформления прямой речи:
«далече ли до крепости»-спросил я у ямщика
\«п(!?)»-а;
Игнат сказал: «завтра едем на дачу\ »а: «(п!?)»
«п(!?)-а-п(!?)»\ да ведь это школа!-воскликнул шофер.-здесь учительница живет
Ты думаешь?-встревоженно шепнул берило- за самм подумал:а ведь он прав!\п(!?)-а:-п(!?)»\
А: «п(!?)»-а\он кивнл присутствующим «все здесь»и широко улыбнулся
Косвенная речь. В главной части содержатся слова автора а в придаточной чужая речь.придаточная всегда стоит после главнойприсоеденяется к главной при помощи союзов что,чтобы,и если предложе- ние вопросительное ,союз словами какой ккая где когда и проч.
Прямая речь заключается в кавычки и сопро- вождается словами автора,используется для характеристк героев
Диалог.каждая реплика записывается с красной строки,не заключается в кавычки,пе- ред ней ставится тире
Цитатами называются дословные выдержки из высказываний и сочинеий кого то,приво- димые для потверждения воей мысли.
12. Слово и его лексическое значение.
Многозначность слова. Лексические нормы.
Лексика- словарный состав языка. Слово- является основной единицей языка ,и выпол- няет следующие функции:
Слово служит определением наименования, названия
Оно называет причины признаки действия состояния
Слово не только называет обьект мира но и часто содержит указания на его признаки,- прим, -аква-: аквариум,акватория
3.словоявляется основой для словосочета- ний и предложений, из слов состоит наша речь полностью
Признак слова,как самостоятельной едини- цы языка:
Воспроизводимость 2. Устойчивость 3.
Изолируемость 4. Одноударность
Лексическое значение слова- это его веще- ственное значение в котором отражается историческая связь слова с конкретным обьектом или действием
Многозначными называют слова имеющие несколько значений. Мдем по дороге-пря- мое значение, платье идет , время идет, переносное
Открыть окно-окно в европу,побелит потолок- потолок возраста,темный коридр-коридор власти
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Виды: употребление слова без учета его значения.
Нарушение лексической сочетаемости.
Лексическая избыточность (плеоназм и тавтология).
Лексическая недостаточность.
Некорректный выбор синонимов, антони- мов, омонимов, паронимов.
Ошибки в употреблении фразеологизмов.
14. Антоним-ы. Антонимия как средство
выразительности речи. Антитеза. Оксюмо-
рон. Энантиосемия
Антонимы это слова одной и той же части речи выражающие противоположное значе- ние- холодный\горячий, день\ночь
Антонимами могут быть однокоренные слова- порядок\ беспорядок, так и разнокор- невые далеко\близко
Если слова вступают в антонимичные отношения в определнном контексте то они называпются контекстуальными антонимами
Оксюморон- сочетание слов взаимно исклю- чающихся логически не овместимых
Энантиосемия, внутрисловная антонимия, — способность слова выражать антонимиче- ские значения, то есть так называемая
«внутрисловная антонимия
Антитеза – риторическое противопоставле- ние понятий, образов

15. Синонимы. Синонимия как средство
выразительности речи. Градация
Синонимы- слова одной и той же части речи, разные по написанию,отличаются значения- ми или стилистической окраской- гореть-пы- лать.
Абсолютные синонимы- слова схожие по стилистической окраске лингвистика\
языкознание. Даже различаясь оттенками значений синонимы все равно позволяют предельно четко выражать мысль,в этом случае они выполняют 1.дифференцирую- щую функцию- отличие по обьему значения – писатель\литератор
2.выполняют стилистическую функцию так же,придают речи разговорный или книж характер
3.прием противопоставления если необходи- мо выделить различие у слов из одного синонимического ряда,то использют «клеве- та и лож не одно и тож»
4.параллельное употреб синонимов для подчеркивания особенности предмета
16. Омонимия как средство выразительности
речи. Омофоны. Омоформы. Омографы
Омонимы- слова одной и той же части речи сопадающие по значению и написаню но разные по лексическому значению
Причины появления:1. Значение в звучании заимств и руск слов клуб-клуб 2. Слова из разных языков блок нато-блок 3.приходящие из одного языка- мина- мина лицо
Омофоны — слова, которые звучат одинако- во, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Омоформы — это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамма- тических формах.
Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.
17. Фразеологизмы, их использование в речи.
Источники русской фразеологии.
Фразеологизм- устойчивый оборот речи. 1.
Фразеологизмы подобно словам вступают в синонимические отношения- кот напла- кал-мало. 2.фразеолоизмы устойчивы, их состав не меняеся- первый блин комом 3.
Фразеологизмы яляются ограниченными и теряют способность к распостранению- намылить шею\отругать-намылить шею мылом. 4. Фразеологизмы обладают образ- ностью эмоциональностью экспрессивно- стью- белая ворона 5. Грамматически или словосочетания-зарубить на носу, или предложения- когда рак на горе свистнет
Делятся на : 1. Именные.главным словом выступает существительное
-дело в шляпу,медвежья услуга, или прилагательно- е-легкий на подьем.
Глагольные. Глагол лавное слово+ сущ или наречие- видеть насквозь,поставить в тупик.
6. Имеют синонимы и антонимы-другие ф-ы.-водить за нос\обвести вокруг пальца,
Жить душа в душу\как кошка с собакой


Группы фразеологизмов:1. Выражения из разговр-бытов речи(русские)-родиться в рубашке
2.выражения из проф сферы употреб-ставить в тупик,играть первую скрипку,сойти со сцены
3.выражения из книжной лит речи-ахилессо- ва пята, яблко раздора
4.авторские фразеолог-покой нам только снится,блок; прекрасное далеко,гоголь
5.термины и обороты научного обихода- цепная реакция,катиться по наклонной
6.фразеологизмы инояз происх-хранить молчание,борьба за существование
18. Лексикография. Основные словари
русского языка.
1.толковый словарь живого великорусского языка владимира ивановича даля, свыше 200
тыс слов, так же поговорки,диалекты,посло- вицы
2.1935-40 толковый словарь русского языка,4 тома, в.в.виноградов, г.о.винокуров, б.а.ларин, с.и. Ожеговым и ушаковым
3.четырехтомный «словарь русского языка», создан институтоп языка российскойакаде- миинаук, есть так же широко употребляемая лексика
4.словрь русского языка,ожегова с.и. 70.000 слов
5.толковый словарь русского языка с.и.
Ожегова и н.ю. Шведовой 72.500 слов и 7500 фразеологизмов
6.словарь современного русского литератур- ного языка, 17 томов,1948-65,более 120кк слов
7.школьный толковый словарь русского языка м.попатухина ,е.в. Скорлуповской-
,г.п.снетовой,
8.школьный словарь иностраных слов крысин л.п.
19. Морфемика. Состав слова.
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание. Корень – это обязательная часть слова.только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяе- мые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть)
Приставка — словообразовательная морфе- ма, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть). Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть). В лингви- стике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфе- му, стоящую после окончания или формо- образующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-ли- бо). Окончание — формообразующая морфе- ма, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) И служащая для связи слов в словосоче- тании и предложении.окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служеб- ных слов, наречий, неизменяемых существи- тельных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.у некоторых сложных существи- тельных и числительных несколько оконча- ний.сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван

□-кровать□, диван-а-кроват-и.
20. Морфемика (словобразование) основные
способы словообразования в русском языке.
Стилистика словобразования.в русском языке выделяют следующие способы словоо- бразования:
1. Морфологический-способ при котором для словообразования используются морфемы,- делится на:приставочный-делать\переде- лать, суффиксальный -цветок\цветочек,при- ставочно суффиксальный-окно\подоконник, безсуффиксный-выходить\выход ,сложение слов-плащ-палатка,основ-само\лет.
2. Лексико-семантический– это образование новых слов в результате распадения слова на омонимы
Молния\гроза-молния\швея
3.лексико синтаксический- способ сращения при котором из нескольких слов образуется новое одно – с ума сшедший\сего дня
4.морфолого синтаксический- в резултате изменения и морфемного и синтаксических свойств слова- переход к другой части речи
-учительская указка\школьная учительская
5.аббревиация-образование новых слов путем сокращения- заведующая\зав
По стилистическому образованию делят на:
1.уменьш ласк суфф у сущ -снежок\морозец\
трамвайчик\
2.суфф со значением пренебреж-воришка,- душенка
3.увеличение,со значением неодобрения- грязища,жарища,пылища
4.вносят стилистич окраску и характер слова по отношению к книжным или разговор. Или иному стилю- гуманист\авторство\препода- ватель\материализм
5. Суфф придающий просторечное значение- добряк\грубиян\лентяй\бедняга
Прситавки вносящие эмоц-стилист окраску-пре\хорошенький,раз\весёлый,
Приставки книжного происхождения исп. В научных и деловых док-х:аморальный,анти- военный, экстраординарный,ультра-совре- менный
Сложение глагола 2 л ед ч с существ-сорвиго- лова,вертихвостка
Для худ речи характерны сложные названия цветов- кроваво-вкрасный,нежно-розовый.
21. Орфограф-ия. Принципы русской орфо-
графии. Правописание гласных.
Орфография- представляет собой свод правил регламентирующих собой единоо- бразное написание слов и их форм
Правилами орфографии регламинтируется слитное дефисное и раздельное написание слов при переносе
1.морфологический принцип.основной принцип,смысл которого в том,что все морфемы пишутся одинаково ,вне зависимо- сти от произношения-воз\возы\возить. В соотв.с морфолог принципом пишется:

1.безуд глас в корнях слов – площадь\площад- ка. 2.звонкие и глухие согласные-сапог\
сапоги
2.фонетический принцип-на письме можно отражать произношение слов и их форм.
1.буквы з и с на конце приставок- бездомный\
бесполезный
2. Буквы а и о в приставках раз\роз\рас\
рос-рассыпать,россыпи,разыскивать,розыск
3.традиционный принцип.в рус. Орфографии существует традиционное написание к которому можно отнести:
1.написание и после ж ш ц-цирк,шить,жизнь.
2. Написание ь после ж ш -говоришь,нарежь- те
3.написание непровер безударной гласной-аккомпанемент,приоритет
4.написание непровер глух и звонк согл- экзамен 5. Написание соед.глас. О и е-само- лет, пешеход
5.дифференцированный-служит для разли- чения слов с разными значениями-компания
\кампания.
23. Понятие о морфологии. Классификация
частей речи.
Морфология-раздел грамматики в котором изучается строение слова,способы образова- ня слов,изучение грамматических значений форм слова. Все слова современного русско- го языка делятся на классы называемые частями речи всего частей речи 10 и они делятся на : 1.знаменательные-самостоятель- ные(имеют номинативную функцию-могут называть предметы,действия,явления или указывать на них).они- имеют систему форм,явл членами предложения; существи- тельное,прилагательное,местоимение,чис- лительное,наречие,глагол,глова категории состояния 2.служебные()не имеют номина- тивную функцию,не изменяются не явл членами предложения)
Предлоги,союзы,частицы
А так же модальные слова и междометия.
1.понятие о современном русском литера-
турном языке.
Происхождение русского языка.
Современный литературный язык – это строго нормированная форма общенародно- го национального языка. Под языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освященных традици- ей языковых средств и правил их употребле- ния, принятых в данном обществе в данную эпоху. В более широком смысле современ- ный литературный язык – это язык большой исторической эпохи от пушкина, тургенева, толстого, чехова до наших дней
В 20-30 годах xix века произошло формирова- ние современного литературного языка, создателем которого признаётся пушкин, а его произведения считаются вершиной русской литературы, энциклопедией образ- цов применения русского языка.