ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контроль парашютной системы
Парашют, с которым спортсмен идет на прыжок, контролируется несколько раз. При укладке любого парашюта производится проверка строп (если стропы не запутаны, то парашют с большой вероятностью раскроется, даже если его просто затолкать в ранец, не соблюдая правила укладки).
"Уложенный парашют должен быть осмотрен укладчиком непосредственно после укладки, если прыжок планируется в этот же день, укладчик включает страхующий прибор. Спортсмен, который будет совершать прыжок на системе, обязан осмотреть ее, прежде чем наденет. Это можно делать в том же порядке, в каком осматривает парашютиста проверяющий на линии стартового осмотра:
• беглый осмотр подвесной системы на предмет повреждений;
• осмотр замков КЗУ (тросы должны быть вставлены до упора, замки смонтированы правильно);
• проверка зачековки контейнеров основного и за-1 пасного парашютов (должна исключаться случайная самопроизвольная расчековка, шпильки должны быть вставлены достаточно глубоко, не должны торчать из-под клапанов стренги и перья медуз);
• включение страхующего прибора, в случае ППК-У — правильное его подключение.
Когда сформирован взлет (группа), спортсмены строятся на линии стартового осмотра? где их осмат- ривает инструктор, который отвечает за правильность снаряжения парашютистов.
Техосмотр парашютной системы проводится не реже двух раз в год инструкторами аэроклубов. Тех- осмотр спортивных систем проводится обычно ригге-ром аэроклуба одновременно с плановой переукладкой запасного парашюта. Результаты осмотра заносятся в паспорт системы.
Риггер (rigger, от амер. rig — парашютная система) — лицо, занимающееся обслуживанием парашютных систем и их составляющих. Риггер может контролировать состояние, укладывать, производить монтаж/демонтаж основных, запасных парашютов и страхующих приборов, мелкий ремонт парашютных систем, технический осмотр, на основании которого системы допускаются к эк- сплуатации в той или иной авиационной организации.
Занятия по мерам безопасности
Федерация парашютного спорта ежегодно составляет анализ парашютных происшествий — сборник случаев серьезных травм и гибели, в котором детально описываются обстоятельства каждого происшествия, его причины и предлагаются меры по недопущению его повторения.
Периодически на теоретических занятиях спортсменам сообщают о летных происшествиях, зачитывают ежегодный анализ, поступившие директивы.
На начальной стадии обучения парашютистам рассказывают об общих правилах безопасности при нахождении на аэродромах:
• самолет следует обходить сзади, вертолет — спереди, даже если двигатели выключены;
• выходить на летное поле можно только с разрешения руководителя полетов;
• находясь на летном поле, нужно контролировать воздушное пространство, чтобы на тебя никто не приземлился;
• ВПП следует пересекать только бегом, убедившись в отсутствии выруливших на взлет или заходящих на посадку летательных аппаратов.
В любой серьезной авиационной организации тре-нажи по действиям в особых случаях проводятся регулярно, во время наземной подготовки к прыжкам.
Парашютисты должны в совершенстве знать мат-часть, то есть устройство парашютной системы, взаимодействие ее частей, нюансы укладки. В нештатной ситуации эти знания позволяют быстро понять, в чем дело и как с этим бороться.
Важные дополнительные навыки, которыми я бы рекомендовал овладеть всем без исключения спортсменам-парашютистам:
• умение определять класс купола в небе по его внешнему виду и поведению;
• работа на одиночную и групповую точность приземления;
• знание теоретических вопросов безопасности при выполнении прыжков в купольной акробатике.
Помните, что в любой нештатной ситуации следует в первую очередь обеспечивать сохранность здоровья людей, а потом уже задумываться о целостности матчасти. Безопасность парашютиста имеет высший приоритет среди задач, ставящихся при выполнении прыжков.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАШЮТОВ
В этом разделе приводятся краткие описания и характеристики некоторых распространенных в настоящее время в России парашютов — десантных, учебно-тренировочных, спасательных, запасных, спортивных, а также некоторых «крыльев».
Д-1-5 СЕРИИ 6, Д-1-5У (рис. 86)
Используется для прыжков перворазников, начального обучения парашютистов. Очень надежен и безопасен, раскрывается практически всегда и из любого положения. За надежность и медлительность парашютисты ласково называют его «Дубом».
Купол и стропы хлопчатобумажные.
Д-1-5 серии 6 имеет нейтральный купол (это означает, что в штиль парашют снижается вертикально).
Д-1-5У имеет конструктивные щели в задней части купола, за счет которых парашют перемещается по горизонту и может разворачиваться. Для разворотов используются стропы управления.
Предусмотрены варианты укладки на «веревку» (принудительное стягивание чехла), «расчековку»
(принудительная расчековка клапанов) и ручное раскрытие. В варианте наручное раскрытие парашют применяется со страхующим прибором ППК-У (длина шланга 575 мм).
Рис.86.Д-1-5У Основные характеристики:
• максимально допустимая масса парашютиста с парашютом — 120 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с;
• горизонтальная скорость Д-1-5У — 2,47 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 17,5 кг;
• прочность на разрыв ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность на разрыв строп — 125 кгс;
• площадь купола — 82,5 м
2
;
• срок службы — 15 лет.
Д-6(рис. 87)
Данная парашютная система предназначена для десантников. Д-6 имеет дополнительные регулировки подвесной системы для прыжков с десантным снаря-
Рис. 87. Схема раскрытия парашюта Д-6:
1 — камера стабилизирующего парашюта; 2 — стабилизирующий парашют; 3 — соединительное звено; 4 — камера основного парашюта; 5 — купол парашюта; 6 — ранец жением (ранец, грузовой контейнер) и оружием. Парашютная: система отличается надежностью и широко применяется для прыжков начинающих парашютистов.
Купол Д-6 нейтральный, в нем имеются две щели и стропы управления для разворота вокруг вертикальной оси.
Купол и стропы из капрона.
Предусмотрен только один вариант укладки — на стабилизацию падения. Используемый страхующий прибор - ППК-У-165А-Д или АД-ЗУ-Д-165.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 140 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 200 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с;
• скорость снижения под стабилизацией — 35 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 12,5 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 83 м
2
;
• площадь купола стабилизирующего парашюта — 1,5 м
2
;
• срок службы — 20 лет.
Т-4(рис.88)
Парашютная система предназначена для прыжков начинающих спортсменов, освоивших базовые навыки свободного падения.
Купол имеет конструктивные щели и клапана, обеспечивающие его горизонтальное перемещение и управ-
Рис. 88. Т-4-4МП
ление. Особенностью Т-4 является возможность реверса: купол двигается вперед, при втягивании строп управления горизонтальная скорость снижается, при сильном втягивании строп управления появляется отрицательная горизонтальная скорость (то есть парашют двигается назад).
Купол и стропы капроновые. Система используется со страхующим прибором ППК-У-405А.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 6,3 м/с;
• горизонтальная скорость — 4 м/с вперед, 2,3 м/с назад;
• масса парашюта с ППК-У — 14,2 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 64 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
УТ-15СЕРИИ5
Парашютная система для спортивно-тренировочных прыжков. Используется для спортсменов, обучаемых по классической программе и освоивших навыки управления телом в свободном падении.
Самый совершенный среди всех круглых парашютов.
Купол имеет конструктивные щели и клапаны, за счет которых он перемещается горизонтально вперед и управляется стропами управления (рис. 89).
Рис. 89. УТ-15:
1 — полотнище; 2 — клапаны; 3 — радиальные щели; 4 — отверстие трапециевидной формы; 5 — сопла; 6 — радиальные отверстия; 7— контур кольца. Цифры, расположенные по кругу, показывают номера строп
Система используется со страхующим прибором ППК-У-405А.
Купол и стропы из капрона. В передней части купола ткань имеет пропитку для меньшей воздухопроницаемости, что вводит эксплуатационные ограничения: парашют нельзя использовать при температуре ниже минус 10°С.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 5,1 м/с;
• горизонтальная скорость — 5,1 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 13,3 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м а
;
• срок службы — 10 лет.
С-4У(рис. 90)
Спасательный управляемый парашют, является индивидуальным средством спасения летного состава легкомоторных самолетов и вертолетов {например, Ан-2, Ми-8), может использоваться в комплекте с лодкой МЛАС-1 ОБ и страхующим прибором.
В летательном аппарате С-4У размещают в специально предназначенном углублении в сиденье летчика. В полете пилот сидит на парашюте, пристегнувшись его подвесной системой и привязными ремнями сиденья.
Рис. 90. Спасательный парашют С-4У
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 120 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 60 м;
• вертикальная скорость — 6 м/с;
• горизонтальная скорость — 3 м/с;
• масса парашюта без страхующего прибора и лодки — 12 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 200 кгс;
• площадь купола — 54 м
2
ПЛП-60(рис. 91)
Спасательный парашют летчика-планериста. Используется для спасения пилотов планеров стандарт- ного класса при совершении вынужденного прыжка над сушей.
Рис. 91. Спасательный парашют ПЛП-60:
/ — купол; 2 — чехол купола; 3 — поддерживающий парашют; 4 — чехол поддерживающего парашюта; 5— вытяжной парашют; б— гибкий шланг; 7 — ранец; 8 — страхующий прибор; 9 —
подушка; 10 — вытяжное кольцо; // — подвесная система
Основные характеристики:
ПЗ-81
• максимально допустимая масса парашютиста вместе с парашютом — 90 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 60 м;
• вертикальная скорость — 6 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 8,7 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
3-6П
Запасной парашют, применяемый совместно с десантными, тренировочными системами (Д-6, Д-1-5,
Т-4, УТ-15). По сравнению с более простой запаской 3-5, ранец 3-6П имеет пружину, выбрасывающую па-' рашют из зоны затенения, и предусматривает установку страхующего прибора ППК-У. Парашют имеет нейтральный капроновый купол, капроновые стропы. Для повышения надежности и уменьшения времени раскрытия купол укладывается в ранец без чехла.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 140 кг;
• минимальная безопасная высота применения -100 м;
• вертикальная скорость — не более 8,5 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 6,9 кг;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
Запасной парашют дельтавидной формы. В наполненном виде напоминает по форме первые дельтапланы. Благодаря этому, имея одну оболочку и небольшую площадь, парашютирует с относительно высокой горизонтальной и относительно небольшой вертикальной скоростями.
Изначально был рассчитан на укладку в нагрудный ранец для использования с парашютными системами ПО-9,ПО-16.
После проведения небольших доработок парашют стали устанавливать на парашютные системы с задним расположением запаски — «Талка-М», «Талка-3». Возможна установка в современные отечественные ранцы: «Ретал», «Спирит», «Статус».
Парашют имеет следующие особенности. Благодаря бескамерной укладке данная запаска может спасти в некоторых сложных ситуациях, таких, как «вязанка» куполыциков.
Парашют допускает возможность совместной работы с классическим основным крылом (ПО-16,
«Хит», Parafoil и т.п.), например, при непреднамеренном раскрытии запаски при работающем и не отцепленном основном.
Ввиду больших допусков по времени (и высоте) раскрытия при использовании данной запаски на па- рашютной системе с прибором типа Cypres высоту срабатывания прибора необходимо устанавливать с превышением.
Вытяжной парашют при раскрытии не отделяется от основного, и теоретически возможно возникновение «дуги».
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — не более 5,62 м/с;
• горизонтальная скорость — 6,5 м/с;
• масса парашюта (в ранце) — 4,3 кг;
• прочность строп — 200, 450 кгс;
• площадь купола — 27 м
2
; . • срок службы — 12 лет.
ПО-16
Один из самых старых представителей парашютов типа «крыло», используемый и ныне.
Предназначен для спортивно-тренировочных прыжков, работы на точность приземления. Имеет 7- секцонный прямоугольный купол из каландрированного капрона, с небольшим удлинением, толстым профилем. Из-за пропитки верхней оболочки, призванной улучшить аэродинамические свойства купола, парашют нельзя использовать при температурах ниже минус 10°С (от мороза ткань твердеет и становится хрупкой). Система используется с отдельной запаской переднего расположения (3-5, 3-6П,
ПЗ-81). Популярна у начинающих спортсменов из-за*; низкой цены.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения -600 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с; .
• горизонтальная скорость — 10 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 11 кг;
• прочность на разрыв ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность на разрыв строп — 450 кгс;
• площадь купола — 22 м
2
;
• срок службы — 10 лет.
PARAFOIL (рис. 92)
Парашют для работы на точность приземления. Считается лучшим (или одним из лучших) для дан- ной спортивной дисциплины. Относительно прост в управлении, из-за чего также применяется для прыжков начинающих парашютистов. По сравнению с другими парашютами «крыло» достаточно тяжелый и медленный, что связано с большой площадью и конструкцией, предназначенной для высоких точностных показателей.
Основные характеристики:
•
ткань — F-l
11;
• число секций
-
• удлинение — около 1,8;
• площадь — 230—300 кв. футов.
PD RESERVE
Запасной парашют одной из ведущих американских фирм. По надежности и летным характеристикам ничем особым не выделяется среди других запасок-«крыльев». Имеет относительно большой
7;
Этот полностью прямоугольный девятисекционник был очень популярен несколько лет назад. Сейчас он уже не ценится в высоком классе, но для парашютистов, совершенствующих свои навыки, все еще является неплохим инструментом. Для данного купола характерны жесткие раскрытия.
Рис. 94. PD Sabre
Основные характеристики:
• число секций — 9;
/
• площадь — 97—230 кв. футов;
• удлинение — 2,5.
ICARUS SAFIRE (рис. 95)
Очень удачный полуэллиптический купол высокого класса, который в зависимости от загрузки может использоваться и парашютистами с небольшим опытом (порядка 200 прыжков), и достаточно продвинутыми спортсменами. Сильно закругленная задняя кромка дает о себе знать — при высокой загрузке купол медленно выходит из спиралей и способен делать длинные пролеты. Отличительная особенность — долгое мягкое раскрытие.
Рис. 95. Icarus Safire
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 99—229 кв. футов.
PD VENGEANCE
Эллиптический парашют высшего класса с клапанами (airlocks) и большим коэффициентом эллипсно-сти. Имея схему традиционного девятисекционного эллипса, по особенностям управления приближается к косонервюрникам. Предназначен для опытных пилотов.
Благодаря клапанам- на соплах купол очень устойчив в условиях турбуленции, в низкоскоростных режимах.
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 89—170 кв. футов;
• удлинение — 2,72.
ICARUS CROSSFIRE
Эллипс высшего класса. Имеет достаточно высокие аэродинамические свойства, благодаря чему популярен среди опытных пилотов.
Одноклассники: Cobalt Competition.
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 89—189 кв. футов.
PD VELOCITY
Высокоскоростной косонервюрник, предназначенный для пилотов-экспертов. Как и другие парашюты с косыми нервюрами, заточен под длинные пролеты. Такие показатели, как стабильность раскрытия, простота управления, у парашютов этого класса не самые лучшие.
Одноклассники: Icarus Extreme FX, Xaos-21.
Основные характеристики:
• число секций — 21 (7x3);
• площадь — 79—120 кв. футов;
• удлинение — 2,7.
ICARUS EXTREME VX
Высокоскоростной косонервюрник. Один из самых совершенных на сегодняшний день куполов.
Среди куполов, с которыми приземляются парашютисты, у этой модели самая маленькая площадь.
Имеется в виду VX-39, который, правда, не продается, а используется только заводскими тест- пилотами, так как с такой загрузкой могут прыгать единицы. Те же купола, что продаются, постоянно фигурируют в первых рядах в списках победителей соревнований по пилотированию.
Одноклассники: Xaos-27, Onyx.
Основные характеристики:
• число секций — 27 (9 х 3);
• площади — 69—119 кв. футов.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПАРАШЮТИЗМА
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ОБ УСТРОЙСТВАХ ДЛЯ ПЛАВНОГО СПУСКА С ВЫСОТЫ
Человек предпринимал попытки полетов и прыжков с высоты еще в глубокой древности. Очевидно, это началось гораздо раньше, чем появились письменные' свидетельства подобных случаев, и происходило чаще, чем могло быть зафиксировано.
Одно из первых упоминаний о попытке подняться в воздух на искусственных крыльях встречается в китайской рукописи «Цяньханьшу» («История ранней династии Хань»), датируемой I в.
Невозможность взлететь при помощи искусственных крыльев приводила к попыткам полета (с крыльями же) после прыжка с высоты. Такие случаи происходили в арабских странах (бен Фиранс, около 875 г., ал-Джа-ухари, 1003 г.), в Англии (Элимер, начало XI в.), в Византии (1162 г.) и других странах. Обычно подобные попытки заканчивались падением и гибелью или увечьем экспериментатора и лишь изредка — сравнительно благополучно.
В китайских рукописях и рассказах европейски) путешественников упоминается и другой вид прыжков с высоты: с устройствами, напоминающими зонты. По-видимому, жителям Китая, Африки и
Юго-Восточной
Парашют, с которым спортсмен идет на прыжок, контролируется несколько раз. При укладке любого парашюта производится проверка строп (если стропы не запутаны, то парашют с большой вероятностью раскроется, даже если его просто затолкать в ранец, не соблюдая правила укладки).
"Уложенный парашют должен быть осмотрен укладчиком непосредственно после укладки, если прыжок планируется в этот же день, укладчик включает страхующий прибор. Спортсмен, который будет совершать прыжок на системе, обязан осмотреть ее, прежде чем наденет. Это можно делать в том же порядке, в каком осматривает парашютиста проверяющий на линии стартового осмотра:
• беглый осмотр подвесной системы на предмет повреждений;
• осмотр замков КЗУ (тросы должны быть вставлены до упора, замки смонтированы правильно);
• проверка зачековки контейнеров основного и за-1 пасного парашютов (должна исключаться случайная самопроизвольная расчековка, шпильки должны быть вставлены достаточно глубоко, не должны торчать из-под клапанов стренги и перья медуз);
• включение страхующего прибора, в случае ППК-У — правильное его подключение.
Когда сформирован взлет (группа), спортсмены строятся на линии стартового осмотра? где их осмат- ривает инструктор, который отвечает за правильность снаряжения парашютистов.
Техосмотр парашютной системы проводится не реже двух раз в год инструкторами аэроклубов. Тех- осмотр спортивных систем проводится обычно ригге-ром аэроклуба одновременно с плановой переукладкой запасного парашюта. Результаты осмотра заносятся в паспорт системы.
Риггер (rigger, от амер. rig — парашютная система) — лицо, занимающееся обслуживанием парашютных систем и их составляющих. Риггер может контролировать состояние, укладывать, производить монтаж/демонтаж основных, запасных парашютов и страхующих приборов, мелкий ремонт парашютных систем, технический осмотр, на основании которого системы допускаются к эк- сплуатации в той или иной авиационной организации.
Занятия по мерам безопасности
Федерация парашютного спорта ежегодно составляет анализ парашютных происшествий — сборник случаев серьезных травм и гибели, в котором детально описываются обстоятельства каждого происшествия, его причины и предлагаются меры по недопущению его повторения.
Периодически на теоретических занятиях спортсменам сообщают о летных происшествиях, зачитывают ежегодный анализ, поступившие директивы.
На начальной стадии обучения парашютистам рассказывают об общих правилах безопасности при нахождении на аэродромах:
• самолет следует обходить сзади, вертолет — спереди, даже если двигатели выключены;
• выходить на летное поле можно только с разрешения руководителя полетов;
• находясь на летном поле, нужно контролировать воздушное пространство, чтобы на тебя никто не приземлился;
• ВПП следует пересекать только бегом, убедившись в отсутствии выруливших на взлет или заходящих на посадку летательных аппаратов.
В любой серьезной авиационной организации тре-нажи по действиям в особых случаях проводятся регулярно, во время наземной подготовки к прыжкам.
Парашютисты должны в совершенстве знать мат-часть, то есть устройство парашютной системы, взаимодействие ее частей, нюансы укладки. В нештатной ситуации эти знания позволяют быстро понять, в чем дело и как с этим бороться.
Важные дополнительные навыки, которыми я бы рекомендовал овладеть всем без исключения спортсменам-парашютистам:
• умение определять класс купола в небе по его внешнему виду и поведению;
• работа на одиночную и групповую точность приземления;
• знание теоретических вопросов безопасности при выполнении прыжков в купольной акробатике.
Помните, что в любой нештатной ситуации следует в первую очередь обеспечивать сохранность здоровья людей, а потом уже задумываться о целостности матчасти. Безопасность парашютиста имеет высший приоритет среди задач, ставящихся при выполнении прыжков.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАШЮТОВ
В этом разделе приводятся краткие описания и характеристики некоторых распространенных в настоящее время в России парашютов — десантных, учебно-тренировочных, спасательных, запасных, спортивных, а также некоторых «крыльев».
Д-1-5 СЕРИИ 6, Д-1-5У (рис. 86)
Используется для прыжков перворазников, начального обучения парашютистов. Очень надежен и безопасен, раскрывается практически всегда и из любого положения. За надежность и медлительность парашютисты ласково называют его «Дубом».
Купол и стропы хлопчатобумажные.
Д-1-5 серии 6 имеет нейтральный купол (это означает, что в штиль парашют снижается вертикально).
Д-1-5У имеет конструктивные щели в задней части купола, за счет которых парашют перемещается по горизонту и может разворачиваться. Для разворотов используются стропы управления.
Предусмотрены варианты укладки на «веревку» (принудительное стягивание чехла), «расчековку»
(принудительная расчековка клапанов) и ручное раскрытие. В варианте наручное раскрытие парашют применяется со страхующим прибором ППК-У (длина шланга 575 мм).
Рис.86.Д-1-5У Основные характеристики:
• максимально допустимая масса парашютиста с парашютом — 120 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с;
• горизонтальная скорость Д-1-5У — 2,47 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 17,5 кг;
• прочность на разрыв ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность на разрыв строп — 125 кгс;
• площадь купола — 82,5 м
2
;
• срок службы — 15 лет.
Д-6(рис. 87)
Данная парашютная система предназначена для десантников. Д-6 имеет дополнительные регулировки подвесной системы для прыжков с десантным снаря-
Рис. 87. Схема раскрытия парашюта Д-6:
1 — камера стабилизирующего парашюта; 2 — стабилизирующий парашют; 3 — соединительное звено; 4 — камера основного парашюта; 5 — купол парашюта; 6 — ранец жением (ранец, грузовой контейнер) и оружием. Парашютная: система отличается надежностью и широко применяется для прыжков начинающих парашютистов.
Купол Д-6 нейтральный, в нем имеются две щели и стропы управления для разворота вокруг вертикальной оси.
Купол и стропы из капрона.
Предусмотрен только один вариант укладки — на стабилизацию падения. Используемый страхующий прибор - ППК-У-165А-Д или АД-ЗУ-Д-165.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 140 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 200 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с;
• скорость снижения под стабилизацией — 35 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 12,5 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 83 м
2
;
• площадь купола стабилизирующего парашюта — 1,5 м
2
;
• срок службы — 20 лет.
Т-4(рис.88)
Парашютная система предназначена для прыжков начинающих спортсменов, освоивших базовые навыки свободного падения.
Купол имеет конструктивные щели и клапана, обеспечивающие его горизонтальное перемещение и управ-
Рис. 88. Т-4-4МП
ление. Особенностью Т-4 является возможность реверса: купол двигается вперед, при втягивании строп управления горизонтальная скорость снижается, при сильном втягивании строп управления появляется отрицательная горизонтальная скорость (то есть парашют двигается назад).
Купол и стропы капроновые. Система используется со страхующим прибором ППК-У-405А.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 6,3 м/с;
• горизонтальная скорость — 4 м/с вперед, 2,3 м/с назад;
• масса парашюта с ППК-У — 14,2 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 64 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
УТ-15СЕРИИ5
Парашютная система для спортивно-тренировочных прыжков. Используется для спортсменов, обучаемых по классической программе и освоивших навыки управления телом в свободном падении.
Самый совершенный среди всех круглых парашютов.
Купол имеет конструктивные щели и клапаны, за счет которых он перемещается горизонтально вперед и управляется стропами управления (рис. 89).
Рис. 89. УТ-15:
1 — полотнище; 2 — клапаны; 3 — радиальные щели; 4 — отверстие трапециевидной формы; 5 — сопла; 6 — радиальные отверстия; 7— контур кольца. Цифры, расположенные по кругу, показывают номера строп
Система используется со страхующим прибором ППК-У-405А.
Купол и стропы из капрона. В передней части купола ткань имеет пропитку для меньшей воздухопроницаемости, что вводит эксплуатационные ограничения: парашют нельзя использовать при температуре ниже минус 10°С.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — 5,1 м/с;
• горизонтальная скорость — 5,1 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 13,3 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м а
;
• срок службы — 10 лет.
С-4У(рис. 90)
Спасательный управляемый парашют, является индивидуальным средством спасения летного состава легкомоторных самолетов и вертолетов {например, Ан-2, Ми-8), может использоваться в комплекте с лодкой МЛАС-1 ОБ и страхующим прибором.
В летательном аппарате С-4У размещают в специально предназначенном углублении в сиденье летчика. В полете пилот сидит на парашюте, пристегнувшись его подвесной системой и привязными ремнями сиденья.
Рис. 90. Спасательный парашют С-4У
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 120 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 60 м;
• вертикальная скорость — 6 м/с;
• горизонтальная скорость — 3 м/с;
• масса парашюта без страхующего прибора и лодки — 12 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 200 кгс;
• площадь купола — 54 м
2
ПЛП-60(рис. 91)
Спасательный парашют летчика-планериста. Используется для спасения пилотов планеров стандарт- ного класса при совершении вынужденного прыжка над сушей.
Рис. 91. Спасательный парашют ПЛП-60:
/ — купол; 2 — чехол купола; 3 — поддерживающий парашют; 4 — чехол поддерживающего парашюта; 5— вытяжной парашют; б— гибкий шланг; 7 — ранец; 8 — страхующий прибор; 9 —
подушка; 10 — вытяжное кольцо; // — подвесная система
Основные характеристики:
ПЗ-81
• максимально допустимая масса парашютиста вместе с парашютом — 90 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 60 м;
• вертикальная скорость — 6 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 8,7 кг;
• прочность ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
3-6П
Запасной парашют, применяемый совместно с десантными, тренировочными системами (Д-6, Д-1-5,
Т-4, УТ-15). По сравнению с более простой запаской 3-5, ранец 3-6П имеет пружину, выбрасывающую па-' рашют из зоны затенения, и предусматривает установку страхующего прибора ППК-У. Парашют имеет нейтральный капроновый купол, капроновые стропы. Для повышения надежности и уменьшения времени раскрытия купол укладывается в ранец без чехла.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 140 кг;
• минимальная безопасная высота применения -100 м;
• вертикальная скорость — не более 8,5 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 6,9 кг;
• прочность строп — 150 кгс;
• площадь купола — 50 м
2
;
• срок службы — 12 лет.
Запасной парашют дельтавидной формы. В наполненном виде напоминает по форме первые дельтапланы. Благодаря этому, имея одну оболочку и небольшую площадь, парашютирует с относительно высокой горизонтальной и относительно небольшой вертикальной скоростями.
Изначально был рассчитан на укладку в нагрудный ранец для использования с парашютными системами ПО-9,ПО-16.
После проведения небольших доработок парашют стали устанавливать на парашютные системы с задним расположением запаски — «Талка-М», «Талка-3». Возможна установка в современные отечественные ранцы: «Ретал», «Спирит», «Статус».
Парашют имеет следующие особенности. Благодаря бескамерной укладке данная запаска может спасти в некоторых сложных ситуациях, таких, как «вязанка» куполыциков.
Парашют допускает возможность совместной работы с классическим основным крылом (ПО-16,
«Хит», Parafoil и т.п.), например, при непреднамеренном раскрытии запаски при работающем и не отцепленном основном.
Ввиду больших допусков по времени (и высоте) раскрытия при использовании данной запаски на па- рашютной системе с прибором типа Cypres высоту срабатывания прибора необходимо устанавливать с превышением.
Вытяжной парашют при раскрытии не отделяется от основного, и теоретически возможно возникновение «дуги».
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения — 150 м;
• вертикальная скорость — не более 5,62 м/с;
• горизонтальная скорость — 6,5 м/с;
• масса парашюта (в ранце) — 4,3 кг;
• прочность строп — 200, 450 кгс;
• площадь купола — 27 м
2
; . • срок службы — 12 лет.
ПО-16
Один из самых старых представителей парашютов типа «крыло», используемый и ныне.
Предназначен для спортивно-тренировочных прыжков, работы на точность приземления. Имеет 7- секцонный прямоугольный купол из каландрированного капрона, с небольшим удлинением, толстым профилем. Из-за пропитки верхней оболочки, призванной улучшить аэродинамические свойства купола, парашют нельзя использовать при температурах ниже минус 10°С (от мороза ткань твердеет и становится хрупкой). Система используется с отдельной запаской переднего расположения (3-5, 3-6П,
ПЗ-81). Популярна у начинающих спортсменов из-за*; низкой цены.
Основные характеристики:
• максимальная масса парашютиста вместе с парашютом — 100 кг;
• минимальная безопасная высота применения -600 м;
• вертикальная скорость — 5 м/с; .
• горизонтальная скорость — 10 м/с;
• масса парашюта с ППК-У — 11 кг;
• прочность на разрыв ленты подвесной системы — 1600 кгс;
• прочность на разрыв строп — 450 кгс;
• площадь купола — 22 м
2
;
• срок службы — 10 лет.
PARAFOIL (рис. 92)
Парашют для работы на точность приземления. Считается лучшим (или одним из лучших) для дан- ной спортивной дисциплины. Относительно прост в управлении, из-за чего также применяется для прыжков начинающих парашютистов. По сравнению с другими парашютами «крыло» достаточно тяжелый и медленный, что связано с большой площадью и конструкцией, предназначенной для высоких точностных показателей.
Основные характеристики:
•
ткань — F-l
11;
• число секций
-
• удлинение — около 1,8;
• площадь — 230—300 кв. футов.
PD RESERVE
Запасной парашют одной из ведущих американских фирм. По надежности и летным характеристикам ничем особым не выделяется среди других запасок-«крыльев». Имеет относительно большой
7;
укладочный объем.
Основные характеристики:
• число секций — 7;
• площадь — 99—281 кв. футов;
• удлинение — 2,1.
Все перечисленные ниже купола, являющиеся характерными представителями каждого подкласса, обладают высокими аэродинамическими характеристиками, изготавливаются из ткани с нулевой воздухо- проницаемостью (ZP-0). Они относятся к скоростным, хотя некоторые (Spectre, Sabre, Safire) при небольшой загрузке могут являться и переходными.
Рис. 92. Parafoil
PD SPECTRE (рис. 93)
Одноклассники: Aerodyne Triathlon, Icarus Omega.
Очень удачная модель, уже много лет пользующаяся заслуженной популярностью среди начинающих парашютистов и спортсменов среднего уровня. Отличается простотой управления, неплохой аэродинами- кой, простотой укладки, мягкими раскрытиями.
Основные характеристики:
• число секций — 7;
• площадь — 97—230 кв. футов;
• удлинение — 2,14.
PD SABRE (рис. 94)
Рис. 93. PD Spectre
Основные характеристики:
• число секций — 7;
• площадь — 99—281 кв. футов;
• удлинение — 2,1.
Все перечисленные ниже купола, являющиеся характерными представителями каждого подкласса, обладают высокими аэродинамическими характеристиками, изготавливаются из ткани с нулевой воздухо- проницаемостью (ZP-0). Они относятся к скоростным, хотя некоторые (Spectre, Sabre, Safire) при небольшой загрузке могут являться и переходными.
Рис. 92. Parafoil
PD SPECTRE (рис. 93)
Одноклассники: Aerodyne Triathlon, Icarus Omega.
Очень удачная модель, уже много лет пользующаяся заслуженной популярностью среди начинающих парашютистов и спортсменов среднего уровня. Отличается простотой управления, неплохой аэродинами- кой, простотой укладки, мягкими раскрытиями.
Основные характеристики:
• число секций — 7;
• площадь — 97—230 кв. футов;
• удлинение — 2,14.
PD SABRE (рис. 94)
Рис. 93. PD Spectre
Этот полностью прямоугольный девятисекционник был очень популярен несколько лет назад. Сейчас он уже не ценится в высоком классе, но для парашютистов, совершенствующих свои навыки, все еще является неплохим инструментом. Для данного купола характерны жесткие раскрытия.
Рис. 94. PD Sabre
Основные характеристики:
• число секций — 9;
/
• площадь — 97—230 кв. футов;
• удлинение — 2,5.
ICARUS SAFIRE (рис. 95)
Очень удачный полуэллиптический купол высокого класса, который в зависимости от загрузки может использоваться и парашютистами с небольшим опытом (порядка 200 прыжков), и достаточно продвинутыми спортсменами. Сильно закругленная задняя кромка дает о себе знать — при высокой загрузке купол медленно выходит из спиралей и способен делать длинные пролеты. Отличительная особенность — долгое мягкое раскрытие.
Рис. 95. Icarus Safire
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 99—229 кв. футов.
PD VENGEANCE
Эллиптический парашют высшего класса с клапанами (airlocks) и большим коэффициентом эллипсно-сти. Имея схему традиционного девятисекционного эллипса, по особенностям управления приближается к косонервюрникам. Предназначен для опытных пилотов.
Благодаря клапанам- на соплах купол очень устойчив в условиях турбуленции, в низкоскоростных режимах.
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 89—170 кв. футов;
• удлинение — 2,72.
ICARUS CROSSFIRE
Эллипс высшего класса. Имеет достаточно высокие аэродинамические свойства, благодаря чему популярен среди опытных пилотов.
Одноклассники: Cobalt Competition.
Основные характеристики:
• число секций — 9;
• площадь — 89—189 кв. футов.
PD VELOCITY
Высокоскоростной косонервюрник, предназначенный для пилотов-экспертов. Как и другие парашюты с косыми нервюрами, заточен под длинные пролеты. Такие показатели, как стабильность раскрытия, простота управления, у парашютов этого класса не самые лучшие.
Одноклассники: Icarus Extreme FX, Xaos-21.
Основные характеристики:
• число секций — 21 (7x3);
• площадь — 79—120 кв. футов;
• удлинение — 2,7.
ICARUS EXTREME VX
Высокоскоростной косонервюрник. Один из самых совершенных на сегодняшний день куполов.
Среди куполов, с которыми приземляются парашютисты, у этой модели самая маленькая площадь.
Имеется в виду VX-39, который, правда, не продается, а используется только заводскими тест- пилотами, так как с такой загрузкой могут прыгать единицы. Те же купола, что продаются, постоянно фигурируют в первых рядах в списках победителей соревнований по пилотированию.
Одноклассники: Xaos-27, Onyx.
Основные характеристики:
• число секций — 27 (9 х 3);
• площади — 69—119 кв. футов.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПАРАШЮТИЗМА
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ ОБ УСТРОЙСТВАХ ДЛЯ ПЛАВНОГО СПУСКА С ВЫСОТЫ
Человек предпринимал попытки полетов и прыжков с высоты еще в глубокой древности. Очевидно, это началось гораздо раньше, чем появились письменные' свидетельства подобных случаев, и происходило чаще, чем могло быть зафиксировано.
Одно из первых упоминаний о попытке подняться в воздух на искусственных крыльях встречается в китайской рукописи «Цяньханьшу» («История ранней династии Хань»), датируемой I в.
Невозможность взлететь при помощи искусственных крыльев приводила к попыткам полета (с крыльями же) после прыжка с высоты. Такие случаи происходили в арабских странах (бен Фиранс, около 875 г., ал-Джа-ухари, 1003 г.), в Англии (Элимер, начало XI в.), в Византии (1162 г.) и других странах. Обычно подобные попытки заканчивались падением и гибелью или увечьем экспериментатора и лишь изредка — сравнительно благополучно.
В китайских рукописях и рассказах европейски) путешественников упоминается и другой вид прыжков с высоты: с устройствами, напоминающими зонты. По-видимому, жителям Китая, Африки и
Юго-Восточной