ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в этом случае?
Во-первых, не приближаться к бткрытой двери салона, не пытаться ее закрыть. При некоторых маневрах летательного аппарата можно легко выпасть. Например, если пилот Ан-2 резко нажимает на левую педаль, человек, стоящий около двери, просто оказывается за бортом, не успев ничего понять.
Во-вторых, если парашют частично распущен (например, вытяжной парашют вышел из ранца), устранить возможность выдувания его в дверь. Для этого как можно плотнее собрать ткань парашюта (в приведенном примере — вытяжного) и накрыть чем-то тяжелым, например ранцем этого же парашюта, чтобы сквозняк, гуляющий по салону, не мог надуть парашют.
В-третьих, занять место подальше от открытой двери (в вертолете с закрытой рампой — в хвосте, в самолете — у кабины летчиков, если свободно место второго пилота — занять его с разрешения летчика, пристегнуть спасательный парашют, выполнять все указания пилота).
Отцепка основного парашюта и ввод в действие запасного
При возникновении отказа спортсмен должен принять решение о введении запасного парашюта.
Если позволяет высота, можно попытаться устранить отказ, но такая попытка должна быть только одна.
Обычно для определения, работает ли основной парашют, применяют такие понятия: наполнен, устойчив, управляем. Если хотя бы одно условие не выполнено, необходимо вводить запаску.
Спортивные купола имеют значительную горизонтальную скорость, поэтому при одновременно раскрытых основном и запасном парашютах велика вероятность спутывания парашютов. Возможны следующие ситуации:
1) Основной парашют кружится вокруг более медленного (или круглого — нейтрального) запасного купола, наматывается, и парашюты душат друг друга.
2) Основной и запасной парашют работают и не вращаются, но относительно медленный
(треугольный) или нейтральный (круглый) запасной парашют стоит позади основного и тормозит его планирование. Купола становятся в подобие «колокола» и не стремятся спутаться, но управлять ими нельзя, и вертикальная скорость увеличена.
3) Самый худший вариант— одновременное наполнение основного и запасного парашютов.
При этом наиболее вероятно спутывание парашютов без возмож-ности как-то повлиять на ситуацию.
Для предотвращения таких случаев предусмотрена отцепка свободных концов основного парашюта с помощью замков КЗУ (кольцевое замковое устройство) — системы колец, каскадно ослабляющих нагрузку на трос, подсоединенный к подушке отцепки. При отказе основного парашюта спортсмен должен сперва произвести его отцепку и только потом раскрывать запасной. При наличии запаса высоты раскрывать запаску без отцепки основного можно, только если к основному парашюту не присоединено никаких страхующих приборов и парашют гарантированно остается полностью уложенным в своем контейнере (например,
если основной парашют имеет мягкую медузу и парашютист не трогал бобышку медузы).
Действия парашютиста по отцепке различны в зависимости от высоты, на которой он в данный момент находится.
Высота 600 м — критическая высота принятия решения — работает ли основной парашют или необходимо ввести запасной. Если основной в этот момент все еще не работоспособен, выполняются отработанные действия — отцепка основного и раскрытие запаски. Выше данной границы можно пытаться устранить отказ. Если очевидно, что отказ неустраним, то дожидаться снижения до 600 м не следует, отцепляться можно и выше, это увеличивает шансы на благоприятный исход (в частности, на приземление в расчетной точке).
Высота 300 м — точка принятия решения о применении запаски без отцепки основного парашюта.
Если основной парашют не работает, необходимо немедленно вводить в действие запаску. Основной в данном случае не следует отцеплять, так как времени остается слишком мало. Потому что 300 м — это в среднем 6 с свободного падения. В то же время при раскрытии запаски на данной высоте она, вероятнее всего, не успеет спутаться с основным парашютом до приземления, а если и спутается, то над парашютистом будут хоть какие-то «тряпки». Они уменьшат скорость снижения и позволят если и не сохранить здоровье, то, по крайней мере, спасти жизнь.
Приведенные высоты — традиционно принятые в РОСТО. В разных аэроклубах эти значения могут отличаться, но только в большую сторону.
Итак, действия при отказе в зависимости от высоты:
1) Контроль высоты.
2) Выше 600м: можно (но не обязательно) попытаться устранить отказ, если парашютист достаточно опытен, хорошо понимает, в чем проблема, и отказ устранимый (закрутка, несход слайдера).
Если отказ устранить нельзя (например, порыв строп), высоты 600 м дожидаться не следует, лучше отцепиться повыше.
3) 300—600 м: отцепить основной, раскрыть запасной парашют.
4) 300 м и ниже: раскрыть запасной парашют без отцепки основного (высоты слишком мало для отцепки; при этом основной и запаска, скорее всего, не успеют спутаться, а если и спутаются — это будет лучше, чем если запаска не успеет наполниться).
Последовательность действий при отцепке основно-го парашюта и вводе в действие запасного:
1) Посмотреть на подушку отцепки и взять ее двумя руками.
2) Сильно прогнуться в пояснице (чтобы предот- I вратить характерный завал на спину после отцепки).
3) Посмотреть на кольцо запасного парашюта, чтобы после отцепки не искать его.
4) Отлепить липучку подушки отцепки, вытащив ее нижнюю часть из кармана, чтобы все усилие рывка шло на выдергивание троса (взгляд остается на кольце запаски).
5) Выдернуть подушку отцепки и додернуть трос j отцепки так, чтобы он полностью вышел из шлангов, выбросить подушку (взгляд — на кольце).
6) Взять кольцо запасного парашюта, лучше всего двумя руками.
7) Выдернуть кольцо и выбросить, чтобы его трос не помешал раскрытию запасного парашюта.
Если раскрытие запасного парашюта производится без отцепки основного (например, высота меньше
300 м), то после контроля высоты выполняются только пункты 3, 6, 7.
Смотреть на подушку отцепки и кольцо обязательно. Во-первых, если выдергивать их вслепую, то можно в суете дергать за что-нибудь другое, например за лямку подвесной системы. Во-вторых, глядя на подушку отцепки, парашютист пригибает голову вперед и меньше рискует получить удар по голове отходящими свободными концами, которые буквально выстреливают вверх.
Ситуация, когда хотя бы один свободный конец основного парашюта не отошел, равносильна вводу запаски без отцепки основного парашюта. Возможно спутывание. Если свободный конец не отсоединился после выдергивания подушки отцепки, необходимо помочь ему: потянув за свободный конец, ослабить натяжение на замке КЗУ, побить по замку второй рукой. Если замок все равно не отцепился, можно стро-порезом обрезать стропы или свободные концы. Все это время необходимо контролировать высоту и на 300 м в любом случае открыть запасной парашют. Визуально контролировать отход свободных концов рекомендуется при использовании старых отечественных парашютных систем, замки КЗУ которых допускали заклинивания из-за того, что одно из колец вставало враспор в другом кольце либо недостаточно жесткий стальной трос отцепки проваливался в люверс и не позволял выдернуть подушку. Современным системам такое несвойственно, поэтому достаточно полностью выдернуть трос отцепки. Делать это надо для того, чтобы во-первых, убедиться в выходе троса из замков, во-вторых — освободиться от троса с подушкой, который теоретически может помешать правильному раскрытию запаски.
Не следует браться одновременно одной рукой за подушку отцепки, а другой — за кольцо запаски. В спешке можно выдернуть все одновременно или еще хуже — кольцо запаски раньше отцепки. В этих случаях также вероятно спутывание.
То, какой рукой и каким образом выдергивать подушку отцепки и кольцо запаски, — зависит от парашютной системы. Например, отечественные системы производства Ивановского завода «Полет»
(«крылья» серии ПО и круглые) имеют подушку отцепки с кармашком для захвата левой рукой.
Иностранные системы и отечественные фирм «Параавис», «ПараЗона» имеют жесткую подушку отцепки для правой руки, подушки отцепки фирмы НПП «Звезда» — жесткие с кармашком — для выдергивания любой рукой. Конкретные действия парашютист должен отрабатывать для той системы, с которой он собирается прыгать. Лучше всего привыкать к выдергиванию подушки двумя руками — у начинающих при этом не будет соблазна схватиться свободной рукой за кольцо, а пилотам скоростных куполов это может пригодиться при сильных закрутках, когда для выдергивания подушки требуются большие усилия из-за центробежной силы. При сильной закрутке высокозагруженного купола свобод- ные концы иногда скручиваются друг с другом почти до самых замков КЗУ и концы троса отцепки зажима-' ются в жгуте, поэтому усилия для отцепки понадобятся очень большие. Чтобы не допустить защемления тросов, в кармашки для концов троса отцепки вставляют отрезки жесткого шланга — такое приспособление называется antitwist.
Во время тренажа отцепки спортсмен должен многократно и, главное, правильно выполнять последовательность своих действий при отказе, чтобы выработать мышечную память и при возникновении реального отказа не задумываться (времени на это не будет), а просто выполнить заученные действия.
Транзит
На современных парашютных ранцах может быть установлена система транзит (RSL), раскрывающая запаску автоматически при отцепке свободных концов (шпилька запаски подсоединяется к свободному концу основного или — на некоторых системах — к подушке отцепки). У такой системы есть свои плюсы и минусы.
Достоинства:
• после отцепки основного парашюта запаска раскрывается немедленно, независимо от скорости действий человека. Это уменьшает высоту, теряемую с момента отцепки до момента раскрытия запаски, — фактор, особо значимый при отцепке на малых высотах, а также при прыжках малоопытных, медленно соображающих студентов;
• уменьшается вероятность ошибочных действий парашютиста: в случае отказа требуется только выдернуть подушку отцепки.
Недостатки:
• если происходит вращение под отказавшим парашютом, то раскрытие запаски тоже происходит с вращением тела парашютиста, что может вызвать отказ запаски;
• если парашютист после приземления в сильный ветер отцепляет основной купол, чтобы тот не тащил его по земле, транзит расчекует ранец запасного парашюта.
С помощью специального замка транзит может быть легко отсоединен прямо в воздухе, что позволяет избавиться от его недостатков. С другой стороны — это опять же потеря драгоценных секунд. Кроме того, уже на тренаже отцепки надо будет отрабатывать различные действия при разных отказах, так как при возникновении «дуги» или «прогрессирующей закрутки» необходимо отсоединить транзит перед отцепкой.
Целесообразность применения системы спорна. Чаще всего транзит устанавливают на студенческих системах, а продвинутые парашютисты предпочитают полагаться на свой опыт и делать все вручную.
Тем, кто использует транзит, не следует забывать, что он не является аналогом или заменой страхующего прибора. Кольцо запасного парашюта после отцепки выдергивать обязательно.
ПРИЗЕМЛЕНИЯ ВНЕ ЗАДАННОЙ ПЛОЩАДКИ
Возможны ситуации, когда парашютист вынужден приземляться не на специально предназначенную для этого площадку, а в некотором удалении от нее. Такие ситуации возникают из-за ошибки выброски, неправильной работы парашютиста под куполом, резко изменившихся погодных условий, при аварийном покидании летательного аппарата, отказе основного и вводе в действие запасного парашюта, прыжках при низкой облачности, а также при выполнении различных поисково-спасательных операций.
При удачном стечении обстоятельств у парашютиста есть возможность выбрать какую-нибудь поляну, подходящую для приземления, но бывает, что весь район, куда он может приземлиться, заполнен дачными участками, лесом, водоемами и линиями электропередач. В таких случаях необходимо как можно раньше начать работу на приземление. Даже для нейтрального купола можно путем скольжения сместить точку приземления и уйти от препятствий, вопрос только в том, хватит ли высоты. Чем больше запас высоты, тем боль- ше возможности выбрать место посадки. Поэтому очень важно как можно раньше определить вероятность того, что во время снижения под куполом парашютиста снесет на препятствия.
Приземление на препятствия
Общие действия при приземлениях на препятствия. Необходимо развернуть парашют так, чтобы перемещаться лицом вперед и встретить препятствия ногами. Для круглых куполов это чаще всего означает лететь на полном сносе (по ветру). Парашют-«крыло» необходимо развернуть против ветра.
Особый случай, когда собственная скорость парашюта-«крыло» меньше скорости ветра, например при использовании Parafoil и ветре более 11 м/с. В этой ситуации парашют, развернутый против ветра, будет сносить назад, и, чтобы не встретить препятствие спиной, парашютисту следует развернуться в подвесной системе. Это может привести к повороту купола, но парашюты-«крыло» с невысокой собственной скоростью не очень восприимчивы к перекосу подвесной системы, и поворот купола не будет слишком активным. Тем не менее разворот в подвесной системе необходимо производить по возможности позже.
Развернувшись лицом к препятствию, следует взяться руками крест-накрест (вены к себе) за передние свободные концы, прикрыв лицо. Ноги поставить вместе, немного согнуть и напрячь. Нужно стараться встретить препятствие ногами.
При приземлении на стену, забор, столб необходимо оттолкнуться от препятствия и продолжить снижение под парашютом либо зацепиться за препятствие и не дать парашюту, подхваченному ветром, стянуть вас с него. При попадании в окно желательно оттолкнуться ногами от оконной рамы, чтобы не разбить стекло и не влететь внутрь. Осколками стекла можно сильно порезаться.
При приземлении на край крыши здания надо немедленно, пока не. погас купол, спрыгнуть с крыши и продолжить снижение под парашютом. Если приземление происходит на крышу вдали от ее края и быстро спрыгнуть не удастся, необходимо зафиксироваться на крыше, чтобы парашют, подхваченный ветром, не стащил парашютиста с этой крыши. Если есть замки отцепки, купол необходимо отцепить.
Действия при приземлении на лес. В случае с круглым парашютом действия аналогичны тем, что описаны для других препятствий. Парашют-«крыло» отличается тем, что предоставляет гораздо больше возможностей по выбору места приземления. Но оказаться с парашютом -«крыло» в лесу -г*,
незавидная участь. Здесь нет продолжительных прямых участков для планирования «крыла».
Зацепившись за любую ветку, парашют-«кры-ло» складывается, и парашютист падает вниз с высоты порядка 20 м. Поэтому надо стараться во что бы то ни стало избегать таких приземлений. Если приземление на лес все-таки неизбежно, следует выбрать самое вы- j сокое дерево и приземляться прямо на него.
Чтобы не получить дополнительных травм, после повисания на деревьях необходимо грамотно спуститься на землю. Сначала рассмотрим действия парашютиста при повисании на деревьях на десантном или спортивно-тренировочном круглом парашюте.
При повисании вблизи ствола дерева или крупных веток нужно постараться, раскачавшись, зацепиться за ствол или ветки, закрепиться на дереве, после чего освободиться от подвесной системы и слезть с дерева. Если достать до ствола не удается, то можно спуститься по запасному парашюту.
Распущенная запаска, вы-
-тянутая в длину, позволяет спуститься парашютисту, висящему на высоте более чем 10 м от земли.
Порядок действий следующий:
1. Отстегнуть с одной стороны крепления запаски, отвести ее в сторону.
. 2. Расчековать ранец запаски, вытащить стропы из сот и распустить купол со стропами на всю длину.
3. Поглубже сесть в круговую лямку подвесной системы так, чтобы на ножных обхватах не было нагрузки.
4. Стараясь не выпасть из подвесной системы, расстегнуть карабины ножных обхватов и грудной перемычки.
5. Аккуратно вылезти из подвесной системы и медленно спуститься по стропам и куполу запаски на землю, стараясь не попасть внутрь купола.
Возможные ошибки и их последствия. Если при освобождении от подвесной системы не сесть поглубже в круговую лямку, то ножные обхваты будут под натяжением и расстегнуть их будет практически невозможно. Если все-таки удастся их расстегнуть или обрезать, парашютист сразу же выскользнет из подвесной системы вниз и сломает шейные позвонки о застегнутую грудную перемычку. С другой стороны, если расстегнуть грудную перемычку в первую очередь, появляется вероятность выпадания из подвесной системы при застегнутых ножных обхватах. В этом случае пара- шютист повисает вниз головой, ножные обхваты застегнуты, и расстегнуть их под нагрузкой очень сложно. Возможные перспективы — висеть с перетянутыми бедрами несколько часов до прихода помощи; выпасть вниз головой с высоты в десяток метров.
Если быстро съехать по капроновым стропам запаски вниз, руки и ноги будут серьезно обожжены.
Если при спуске по запасному парашюту попасть внутрь его купола, то вылезти оттуда самостоятельно практически невозможно, так как капроновый купол скользкий. Чтобы выбраться самостоятельно, придется воспользоваться стропорезом. Если же нет и стропореза, то остается только прогрызть материал купола и далее рвать его руками.
Важно хорошо обдумывать все действия, не совершать ошибок. Все перечисленные ошибки были совершены реальными людьми, и их последствия также являются реальными, это не просто прогноз.
Никому не следует их повторять.
Однако долго размышлять тоже не стоит, ведь при долгом висении в подвесной системе или на ветках дерева начинают затекать конечности, и делать что-либо будет сложнее.
Приземление на автомобильную дорогу
Приземление на любую дорогу нежелательно ввиду твердого покрытия. Кроме того, опасность приземления на оживленную автомобильную дорогу заключается в том, что парашютиста может сбить автомобиль. Чтобы свести вероятность этого к минимуму, необходимо заранее привлечь к себе внимание водителей — крик они не услышат, но, скорее всего, заметят бросаемые на дорогу предметы снаряжения — шлем, перчатки; если система с передним расположением запаски, можно отстегнуть ее и тоже бросить вниз. Увидев на дороге посторонние предметы, водители, вероятнее всего, начнут притормаживать.
Приземление на электрические провода
При контакте с электрическими проводами возможно поражение электрическим током. Напряжение на проводах вблизи аэродромов исчисляется сотнями и тысячами вольт. При возможном контакте следует соблюдать следующие правила:
1. Всеми возможными способами стараться избежать контакта с проводами.
2. Обычно провода хорошо натянуты, и от них можно отталкиваться. Желательно отталкиваться ногами (подошвой) от верхнего провода (обычно на нем нулевой потенциал). Не следует касаться одновременно более одного провода..
3. Можно попытаться проскользнуть между проводами, стараясь их не касаться.
4. Если парашютист приземлился на землю, а парашют завис на проводах, следует освободиться от подвесной системы и не пытаться снять парашют с проводов самостоятельно, пока не будет достоверно известно, что электричество отключили.
5. Если произошел обрыв провода и конец этого провода упал на землю, вблизи него возникает зона так называемого шагового напряжения. Напряжение на проводе высокое, по мере удаления от него оно понижается до нуля. Если стоять, расставив ноги так, что одна будет ближе к проводу, другая — дальше, то между местами контакта ног с землей возникает разница потенциалов и через человека начинает идти ток. Поэтому следует перемещаться или маленькими шажками, или прыгая с ноги на ногу.
Во-первых, не приближаться к бткрытой двери салона, не пытаться ее закрыть. При некоторых маневрах летательного аппарата можно легко выпасть. Например, если пилот Ан-2 резко нажимает на левую педаль, человек, стоящий около двери, просто оказывается за бортом, не успев ничего понять.
Во-вторых, если парашют частично распущен (например, вытяжной парашют вышел из ранца), устранить возможность выдувания его в дверь. Для этого как можно плотнее собрать ткань парашюта (в приведенном примере — вытяжного) и накрыть чем-то тяжелым, например ранцем этого же парашюта, чтобы сквозняк, гуляющий по салону, не мог надуть парашют.
В-третьих, занять место подальше от открытой двери (в вертолете с закрытой рампой — в хвосте, в самолете — у кабины летчиков, если свободно место второго пилота — занять его с разрешения летчика, пристегнуть спасательный парашют, выполнять все указания пилота).
Отцепка основного парашюта и ввод в действие запасного
При возникновении отказа спортсмен должен принять решение о введении запасного парашюта.
Если позволяет высота, можно попытаться устранить отказ, но такая попытка должна быть только одна.
Обычно для определения, работает ли основной парашют, применяют такие понятия: наполнен, устойчив, управляем. Если хотя бы одно условие не выполнено, необходимо вводить запаску.
Спортивные купола имеют значительную горизонтальную скорость, поэтому при одновременно раскрытых основном и запасном парашютах велика вероятность спутывания парашютов. Возможны следующие ситуации:
1) Основной парашют кружится вокруг более медленного (или круглого — нейтрального) запасного купола, наматывается, и парашюты душат друг друга.
2) Основной и запасной парашют работают и не вращаются, но относительно медленный
(треугольный) или нейтральный (круглый) запасной парашют стоит позади основного и тормозит его планирование. Купола становятся в подобие «колокола» и не стремятся спутаться, но управлять ими нельзя, и вертикальная скорость увеличена.
3) Самый худший вариант— одновременное наполнение основного и запасного парашютов.
При этом наиболее вероятно спутывание парашютов без возмож-ности как-то повлиять на ситуацию.
Для предотвращения таких случаев предусмотрена отцепка свободных концов основного парашюта с помощью замков КЗУ (кольцевое замковое устройство) — системы колец, каскадно ослабляющих нагрузку на трос, подсоединенный к подушке отцепки. При отказе основного парашюта спортсмен должен сперва произвести его отцепку и только потом раскрывать запасной. При наличии запаса высоты раскрывать запаску без отцепки основного можно, только если к основному парашюту не присоединено никаких страхующих приборов и парашют гарантированно остается полностью уложенным в своем контейнере (например,
если основной парашют имеет мягкую медузу и парашютист не трогал бобышку медузы).
Действия парашютиста по отцепке различны в зависимости от высоты, на которой он в данный момент находится.
Высота 600 м — критическая высота принятия решения — работает ли основной парашют или необходимо ввести запасной. Если основной в этот момент все еще не работоспособен, выполняются отработанные действия — отцепка основного и раскрытие запаски. Выше данной границы можно пытаться устранить отказ. Если очевидно, что отказ неустраним, то дожидаться снижения до 600 м не следует, отцепляться можно и выше, это увеличивает шансы на благоприятный исход (в частности, на приземление в расчетной точке).
Высота 300 м — точка принятия решения о применении запаски без отцепки основного парашюта.
Если основной парашют не работает, необходимо немедленно вводить в действие запаску. Основной в данном случае не следует отцеплять, так как времени остается слишком мало. Потому что 300 м — это в среднем 6 с свободного падения. В то же время при раскрытии запаски на данной высоте она, вероятнее всего, не успеет спутаться с основным парашютом до приземления, а если и спутается, то над парашютистом будут хоть какие-то «тряпки». Они уменьшат скорость снижения и позволят если и не сохранить здоровье, то, по крайней мере, спасти жизнь.
Приведенные высоты — традиционно принятые в РОСТО. В разных аэроклубах эти значения могут отличаться, но только в большую сторону.
Итак, действия при отказе в зависимости от высоты:
1) Контроль высоты.
2) Выше 600м: можно (но не обязательно) попытаться устранить отказ, если парашютист достаточно опытен, хорошо понимает, в чем проблема, и отказ устранимый (закрутка, несход слайдера).
Если отказ устранить нельзя (например, порыв строп), высоты 600 м дожидаться не следует, лучше отцепиться повыше.
3) 300—600 м: отцепить основной, раскрыть запасной парашют.
4) 300 м и ниже: раскрыть запасной парашют без отцепки основного (высоты слишком мало для отцепки; при этом основной и запаска, скорее всего, не успеют спутаться, а если и спутаются — это будет лучше, чем если запаска не успеет наполниться).
Последовательность действий при отцепке основно-го парашюта и вводе в действие запасного:
1) Посмотреть на подушку отцепки и взять ее двумя руками.
2) Сильно прогнуться в пояснице (чтобы предот- I вратить характерный завал на спину после отцепки).
3) Посмотреть на кольцо запасного парашюта, чтобы после отцепки не искать его.
4) Отлепить липучку подушки отцепки, вытащив ее нижнюю часть из кармана, чтобы все усилие рывка шло на выдергивание троса (взгляд остается на кольце запаски).
5) Выдернуть подушку отцепки и додернуть трос j отцепки так, чтобы он полностью вышел из шлангов, выбросить подушку (взгляд — на кольце).
6) Взять кольцо запасного парашюта, лучше всего двумя руками.
7) Выдернуть кольцо и выбросить, чтобы его трос не помешал раскрытию запасного парашюта.
Если раскрытие запасного парашюта производится без отцепки основного (например, высота меньше
300 м), то после контроля высоты выполняются только пункты 3, 6, 7.
Смотреть на подушку отцепки и кольцо обязательно. Во-первых, если выдергивать их вслепую, то можно в суете дергать за что-нибудь другое, например за лямку подвесной системы. Во-вторых, глядя на подушку отцепки, парашютист пригибает голову вперед и меньше рискует получить удар по голове отходящими свободными концами, которые буквально выстреливают вверх.
Ситуация, когда хотя бы один свободный конец основного парашюта не отошел, равносильна вводу запаски без отцепки основного парашюта. Возможно спутывание. Если свободный конец не отсоединился после выдергивания подушки отцепки, необходимо помочь ему: потянув за свободный конец, ослабить натяжение на замке КЗУ, побить по замку второй рукой. Если замок все равно не отцепился, можно стро-порезом обрезать стропы или свободные концы. Все это время необходимо контролировать высоту и на 300 м в любом случае открыть запасной парашют. Визуально контролировать отход свободных концов рекомендуется при использовании старых отечественных парашютных систем, замки КЗУ которых допускали заклинивания из-за того, что одно из колец вставало враспор в другом кольце либо недостаточно жесткий стальной трос отцепки проваливался в люверс и не позволял выдернуть подушку. Современным системам такое несвойственно, поэтому достаточно полностью выдернуть трос отцепки. Делать это надо для того, чтобы во-первых, убедиться в выходе троса из замков, во-вторых — освободиться от троса с подушкой, который теоретически может помешать правильному раскрытию запаски.
Не следует браться одновременно одной рукой за подушку отцепки, а другой — за кольцо запаски. В спешке можно выдернуть все одновременно или еще хуже — кольцо запаски раньше отцепки. В этих случаях также вероятно спутывание.
То, какой рукой и каким образом выдергивать подушку отцепки и кольцо запаски, — зависит от парашютной системы. Например, отечественные системы производства Ивановского завода «Полет»
(«крылья» серии ПО и круглые) имеют подушку отцепки с кармашком для захвата левой рукой.
Иностранные системы и отечественные фирм «Параавис», «ПараЗона» имеют жесткую подушку отцепки для правой руки, подушки отцепки фирмы НПП «Звезда» — жесткие с кармашком — для выдергивания любой рукой. Конкретные действия парашютист должен отрабатывать для той системы, с которой он собирается прыгать. Лучше всего привыкать к выдергиванию подушки двумя руками — у начинающих при этом не будет соблазна схватиться свободной рукой за кольцо, а пилотам скоростных куполов это может пригодиться при сильных закрутках, когда для выдергивания подушки требуются большие усилия из-за центробежной силы. При сильной закрутке высокозагруженного купола свобод- ные концы иногда скручиваются друг с другом почти до самых замков КЗУ и концы троса отцепки зажима-' ются в жгуте, поэтому усилия для отцепки понадобятся очень большие. Чтобы не допустить защемления тросов, в кармашки для концов троса отцепки вставляют отрезки жесткого шланга — такое приспособление называется antitwist.
Во время тренажа отцепки спортсмен должен многократно и, главное, правильно выполнять последовательность своих действий при отказе, чтобы выработать мышечную память и при возникновении реального отказа не задумываться (времени на это не будет), а просто выполнить заученные действия.
Транзит
На современных парашютных ранцах может быть установлена система транзит (RSL), раскрывающая запаску автоматически при отцепке свободных концов (шпилька запаски подсоединяется к свободному концу основного или — на некоторых системах — к подушке отцепки). У такой системы есть свои плюсы и минусы.
Достоинства:
• после отцепки основного парашюта запаска раскрывается немедленно, независимо от скорости действий человека. Это уменьшает высоту, теряемую с момента отцепки до момента раскрытия запаски, — фактор, особо значимый при отцепке на малых высотах, а также при прыжках малоопытных, медленно соображающих студентов;
• уменьшается вероятность ошибочных действий парашютиста: в случае отказа требуется только выдернуть подушку отцепки.
Недостатки:
• если происходит вращение под отказавшим парашютом, то раскрытие запаски тоже происходит с вращением тела парашютиста, что может вызвать отказ запаски;
• если парашютист после приземления в сильный ветер отцепляет основной купол, чтобы тот не тащил его по земле, транзит расчекует ранец запасного парашюта.
С помощью специального замка транзит может быть легко отсоединен прямо в воздухе, что позволяет избавиться от его недостатков. С другой стороны — это опять же потеря драгоценных секунд. Кроме того, уже на тренаже отцепки надо будет отрабатывать различные действия при разных отказах, так как при возникновении «дуги» или «прогрессирующей закрутки» необходимо отсоединить транзит перед отцепкой.
Целесообразность применения системы спорна. Чаще всего транзит устанавливают на студенческих системах, а продвинутые парашютисты предпочитают полагаться на свой опыт и делать все вручную.
Тем, кто использует транзит, не следует забывать, что он не является аналогом или заменой страхующего прибора. Кольцо запасного парашюта после отцепки выдергивать обязательно.
ПРИЗЕМЛЕНИЯ ВНЕ ЗАДАННОЙ ПЛОЩАДКИ
Возможны ситуации, когда парашютист вынужден приземляться не на специально предназначенную для этого площадку, а в некотором удалении от нее. Такие ситуации возникают из-за ошибки выброски, неправильной работы парашютиста под куполом, резко изменившихся погодных условий, при аварийном покидании летательного аппарата, отказе основного и вводе в действие запасного парашюта, прыжках при низкой облачности, а также при выполнении различных поисково-спасательных операций.
При удачном стечении обстоятельств у парашютиста есть возможность выбрать какую-нибудь поляну, подходящую для приземления, но бывает, что весь район, куда он может приземлиться, заполнен дачными участками, лесом, водоемами и линиями электропередач. В таких случаях необходимо как можно раньше начать работу на приземление. Даже для нейтрального купола можно путем скольжения сместить точку приземления и уйти от препятствий, вопрос только в том, хватит ли высоты. Чем больше запас высоты, тем боль- ше возможности выбрать место посадки. Поэтому очень важно как можно раньше определить вероятность того, что во время снижения под куполом парашютиста снесет на препятствия.
Приземление на препятствия
Общие действия при приземлениях на препятствия. Необходимо развернуть парашют так, чтобы перемещаться лицом вперед и встретить препятствия ногами. Для круглых куполов это чаще всего означает лететь на полном сносе (по ветру). Парашют-«крыло» необходимо развернуть против ветра.
Особый случай, когда собственная скорость парашюта-«крыло» меньше скорости ветра, например при использовании Parafoil и ветре более 11 м/с. В этой ситуации парашют, развернутый против ветра, будет сносить назад, и, чтобы не встретить препятствие спиной, парашютисту следует развернуться в подвесной системе. Это может привести к повороту купола, но парашюты-«крыло» с невысокой собственной скоростью не очень восприимчивы к перекосу подвесной системы, и поворот купола не будет слишком активным. Тем не менее разворот в подвесной системе необходимо производить по возможности позже.
Развернувшись лицом к препятствию, следует взяться руками крест-накрест (вены к себе) за передние свободные концы, прикрыв лицо. Ноги поставить вместе, немного согнуть и напрячь. Нужно стараться встретить препятствие ногами.
При приземлении на стену, забор, столб необходимо оттолкнуться от препятствия и продолжить снижение под парашютом либо зацепиться за препятствие и не дать парашюту, подхваченному ветром, стянуть вас с него. При попадании в окно желательно оттолкнуться ногами от оконной рамы, чтобы не разбить стекло и не влететь внутрь. Осколками стекла можно сильно порезаться.
При приземлении на край крыши здания надо немедленно, пока не. погас купол, спрыгнуть с крыши и продолжить снижение под парашютом. Если приземление происходит на крышу вдали от ее края и быстро спрыгнуть не удастся, необходимо зафиксироваться на крыше, чтобы парашют, подхваченный ветром, не стащил парашютиста с этой крыши. Если есть замки отцепки, купол необходимо отцепить.
Действия при приземлении на лес. В случае с круглым парашютом действия аналогичны тем, что описаны для других препятствий. Парашют-«крыло» отличается тем, что предоставляет гораздо больше возможностей по выбору места приземления. Но оказаться с парашютом -«крыло» в лесу -г*,
незавидная участь. Здесь нет продолжительных прямых участков для планирования «крыла».
Зацепившись за любую ветку, парашют-«кры-ло» складывается, и парашютист падает вниз с высоты порядка 20 м. Поэтому надо стараться во что бы то ни стало избегать таких приземлений. Если приземление на лес все-таки неизбежно, следует выбрать самое вы- j сокое дерево и приземляться прямо на него.
Чтобы не получить дополнительных травм, после повисания на деревьях необходимо грамотно спуститься на землю. Сначала рассмотрим действия парашютиста при повисании на деревьях на десантном или спортивно-тренировочном круглом парашюте.
При повисании вблизи ствола дерева или крупных веток нужно постараться, раскачавшись, зацепиться за ствол или ветки, закрепиться на дереве, после чего освободиться от подвесной системы и слезть с дерева. Если достать до ствола не удается, то можно спуститься по запасному парашюту.
Распущенная запаска, вы-
-тянутая в длину, позволяет спуститься парашютисту, висящему на высоте более чем 10 м от земли.
Порядок действий следующий:
1. Отстегнуть с одной стороны крепления запаски, отвести ее в сторону.
. 2. Расчековать ранец запаски, вытащить стропы из сот и распустить купол со стропами на всю длину.
3. Поглубже сесть в круговую лямку подвесной системы так, чтобы на ножных обхватах не было нагрузки.
4. Стараясь не выпасть из подвесной системы, расстегнуть карабины ножных обхватов и грудной перемычки.
5. Аккуратно вылезти из подвесной системы и медленно спуститься по стропам и куполу запаски на землю, стараясь не попасть внутрь купола.
Возможные ошибки и их последствия. Если при освобождении от подвесной системы не сесть поглубже в круговую лямку, то ножные обхваты будут под натяжением и расстегнуть их будет практически невозможно. Если все-таки удастся их расстегнуть или обрезать, парашютист сразу же выскользнет из подвесной системы вниз и сломает шейные позвонки о застегнутую грудную перемычку. С другой стороны, если расстегнуть грудную перемычку в первую очередь, появляется вероятность выпадания из подвесной системы при застегнутых ножных обхватах. В этом случае пара- шютист повисает вниз головой, ножные обхваты застегнуты, и расстегнуть их под нагрузкой очень сложно. Возможные перспективы — висеть с перетянутыми бедрами несколько часов до прихода помощи; выпасть вниз головой с высоты в десяток метров.
Если быстро съехать по капроновым стропам запаски вниз, руки и ноги будут серьезно обожжены.
Если при спуске по запасному парашюту попасть внутрь его купола, то вылезти оттуда самостоятельно практически невозможно, так как капроновый купол скользкий. Чтобы выбраться самостоятельно, придется воспользоваться стропорезом. Если же нет и стропореза, то остается только прогрызть материал купола и далее рвать его руками.
Важно хорошо обдумывать все действия, не совершать ошибок. Все перечисленные ошибки были совершены реальными людьми, и их последствия также являются реальными, это не просто прогноз.
Никому не следует их повторять.
Однако долго размышлять тоже не стоит, ведь при долгом висении в подвесной системе или на ветках дерева начинают затекать конечности, и делать что-либо будет сложнее.
Приземление на автомобильную дорогу
Приземление на любую дорогу нежелательно ввиду твердого покрытия. Кроме того, опасность приземления на оживленную автомобильную дорогу заключается в том, что парашютиста может сбить автомобиль. Чтобы свести вероятность этого к минимуму, необходимо заранее привлечь к себе внимание водителей — крик они не услышат, но, скорее всего, заметят бросаемые на дорогу предметы снаряжения — шлем, перчатки; если система с передним расположением запаски, можно отстегнуть ее и тоже бросить вниз. Увидев на дороге посторонние предметы, водители, вероятнее всего, начнут притормаживать.
Приземление на электрические провода
При контакте с электрическими проводами возможно поражение электрическим током. Напряжение на проводах вблизи аэродромов исчисляется сотнями и тысячами вольт. При возможном контакте следует соблюдать следующие правила:
1. Всеми возможными способами стараться избежать контакта с проводами.
2. Обычно провода хорошо натянуты, и от них можно отталкиваться. Желательно отталкиваться ногами (подошвой) от верхнего провода (обычно на нем нулевой потенциал). Не следует касаться одновременно более одного провода..
3. Можно попытаться проскользнуть между проводами, стараясь их не касаться.
4. Если парашютист приземлился на землю, а парашют завис на проводах, следует освободиться от подвесной системы и не пытаться снять парашют с проводов самостоятельно, пока не будет достоверно известно, что электричество отключили.
5. Если произошел обрыв провода и конец этого провода упал на землю, вблизи него возникает зона так называемого шагового напряжения. Напряжение на проводе высокое, по мере удаления от него оно понижается до нуля. Если стоять, расставив ноги так, что одна будет ближе к проводу, другая — дальше, то между местами контакта ног с землей возникает разница потенциалов и через человека начинает идти ток. Поэтому следует перемещаться или маленькими шажками, или прыгая с ноги на ногу.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19