ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход занятия
-
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание. Поприветствуйте гостей!
-
Мотивация учебной деятельности
-Сегодня мы продолжим работу над фразеологизмами.(1 слайд)
- Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
- Ребята, давайте вспомним, что же такое фразеологизмы...
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов
Для чего нужны нам фразеологизмы?
Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой.
-Начнем свою работу «с разминки ума».
Задание 1. «Отгадай слово» (2 слайд)
1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
-
Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)
Задание 2. «Анаграммы». Переставь местами буквы и образуй новые слова. (3 слайд)
лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)
Задание 3. «Грамматическая арифметика» (4 слайд)
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
3.Основная часть
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Предлагаю послушать стихотворение.
«Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…»
(В.Суслов)
-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?
-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
Задание 1. «Найди соответствия»( 5слайд)
1.обманывать (водить за нос…)
2.замолчать (прикусить язык…)
3. засыпать (клевать носом…)
4.преувеличивать (делать из мухи слона…)
5. сплетничать (чесать языки…)
6. бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)
Проверка задания
Задание 2 . «На загадку дай отгадку» (6 слайд)
1.Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
2.Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
3.Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
4.Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
5.Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
6.Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
Задание 3. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.(7-8слайд)
1. Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
2. Спустя рукава (небрежно, кое-как)
3. Как курица лапой (небрежный почерк)
4. Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
5. Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
6. Носом к носу (близко столкнуться)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем- глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Задание 4.«Найди пару» (выделение пары одинаковым цветом) (Слайд 9)
Задание 5. Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.(10слайд)
-
Стричь под одну гребенку. — Парикмахер. -
На живую нитку. — Портной, -
Сложить оружие. — Военный. -
Брать на прицел. — Охотник. -
Закидывать удочку. — Рыбак. -
В час по чайной ложке. — Врач. -
Играть первую скрипку. — Музыкант. -
Петь с чужого голоса. — Певец. -
Открывать Америку. — Путешественник. -
Ждать у моря погоды. — Рыбак. -
Попасть в ловушку. — Охотник. -
Закусить удила. — Конюх. -
Сгущать краски. — Художник. -
Ход конем. — Шахматист.
Задание 6. « Крылатые слова в стихах» (Слайд 11)
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно
выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?
Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути…
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
- Какие фразеологизмы вы услышали?
Задание 7. Разгадав ребус, назови фразеологизм. (12 слайд)
Задание 8.Узнай по иллюстрации
Итог занятия
- Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили и вам понравились в течение мероприятия.
- Спасибо всем за занятие.
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.