Файл: Методическое пособие для образовательных учреждений г. Волгодонск 2019 год 2 Редакционная коллегия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Волгодонска
Управление образования г.Волгодонска
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Методическое пособие для образовательных учреждений
г.Волгодонск
2019 год

2
Редакционная коллегия:
Семёнова Н.Э., директор МБУДО «Центр детского творчества»;
Тараненко Т.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБУДО «Центр детского творчества»;
Сивохина М.Г., заместитель директора по научно-методической работе
МБУДО «Центр детского творчества»;
Бегичева Ж.М., Меркулова Е.А., Самохина О.В., методисты МБУДО «Центр детского творчества».
В методическом пособии представлено описание модели методического сопровождения педагогических работников образовательных учреждений, которая направлена на создание условий для повышения профессиональной компетентности, творческой самореализации педагогических работников образовательного учреждения.
Данное методическое пособие может использоваться в практической деятельности заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов, а также будет полезно как начинающим педагогам, так и опытным.
Методическое пособие адресовано руководителям, методистам, педагогам,
работающим в системе образования.
г.Волгодонск, Ростовская обл., МБУДО «Центр детского творчества», 2019 г. - 68с.

3
Содержание
1.
Информационно-организационная поддержка
4 2.
Диагностика затруднений и потребностей педагогов
4 3.
Информационно-методическая поддержка
5 4.
Психолого-педагогическая поддержка
6 5.
Организационно-методическая поддержка проектирования и реализации образовательных программ
7 6.
Поддержка процессов проектирования и организации научно-исследовательской деятельности
8 7.
Поддержка педагога в процессе прохождения аттестации
9 8.
Сопровождение педагога в процессе самообразования и повышения квалификации
11 9.
Приложения (на примере МБУДО «Центр
детского творчества»)
13

4
Одним их важнейших направлений деятельности в условиях непрерывной модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала.
Методическое сопровождение деятельности педагогов является актуальной проблемой на современном этапе, так как модернизация образования требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений. Поэтому особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога. Во время повышения профессионального уровня происходит осмысление собственного педагогического опыта и выработка своей педагогической позиции.
Особенностью методического сопровождения на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
1. Информационно-организационная поддержка
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
Профессиональный стандарт определяет объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволяет объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности.
В связи с внедрением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждениях дополнительного образования началась системная подготовка педагогических работников, используя ресурсы методической работы.
Организуя работу в разделе «Информационно-организационная поддержка», администрация образовательного учреждения разрабатывает нормативно-правовые документы: должностные инструкции, в том числе методиста (приложение 1), программу развития методической службы
(приложение 2), положения. Методическая служба проводит серию теоретических занятий по изучению профстандарта и выявлению затруднений педагогов (приложение 1 к методическому пособию).
2. Диагностика затруднений и потребностей педагогов
Для того чтобы определить содержание методического сопровождения в учреждении образования проводятся диагностические исследования - мониторинг оценки эффективности деятельности педагога.


5
Диагностика может быть глобальная или выборочная. Оцениваются следующие показатели:

организационная культура педагога;

коммуникативная культура педагога;

методическая работа педагога;

результаты деятельности педагога и другие.
Для получения достоверных и качественных результатов в работу внедряются мониторинговые технологии. Это позволяет оценить ресурсный потенциал педагогов в области эффективности их деятельности, выявить сильные и слабые стороны, обозначить проблемные зоны – точки дальнейшего развития профессиональной деятельности.
Данная информация позволяет администрации принять грамотные управленческие решения и внести определенные изменения в организацию и содержание деятельности методической службы образовательной организации. Мониторинговые технологии предполагают использование мониторинговых карт. Одна из форм мониторинговой карты - это карта самоанализа педагогической деятельности, которую педагог заполняет при аттестации на квалификационные категории.
Кроме этого, при проведении диагностики применяются анкеты
(приложение 2 к методическому пособию), опросники, наблюдение, собеседование.
Результаты диагностики не должны становиться инструментом жестких управленческих изменений. Полученные данные встраиваются в содержание методического сопровождения и являются основанием для создания целевых групп педагогов.
3. Информационно-методическая поддержка
На сегодняшний день проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, готовностью к внедрению новых технологий, креативностью, умению вести инновационную, экспериментальную и опытную работу является актуальной. В образовательном учреждении проводится систематическая работа с педагогами, направленная на повышение профессиональной компетентности, профессионального роста, которая позволит вывести их на более высокий уровень.
Цель информационно-методической поддержки — это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных.
Ведущими принципами информационно—методической работы, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
На практике принцип дифференциации можно проследить в работе целевых групп: группа «стажерская площадка», группа «лаборатория начинающего педагога», группа «новатор» и другие.
На современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности информационно - методической поддержки педагога,


6 оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога — поиска новых ресурсов развития в себе.
Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.
В
есь комплекс мероприятий, проводимых методистами учреждения: обучающие семинары, семинары-практикумы, методические объединения педагогов, Школы профессионального роста, педагогические советы, консультации, в том числе по подготовке к научно-практическим конференциям (приложение 1 к методическому пособию), входит в раздел
«Информационно-методическая поддержка педагогов».
Содержание деятельности осуществляется как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы, так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности происходит через различные формы презентаций педагогического опыта
(открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно- методических разработок).
Работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию.
Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом. При подготовке и проведении всех методических мероприятий методистами используются инновационные технологии, интерактивные формы обучения: деловая игра, методический ринг, мозговая атака, круглый стол, диспут, тренинг и другие. Процесс взаимодействия организуется таким образом, чтобы все участники оказывались вовлеченными в процесс познания и обсуждения. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег.
4. Психолого-педагогическая поддержка
Психологическая поддержка
– это система социально- психологических, психолого-педагогических способов и методов помощи лицу с целью оптимизации его психоэмоционального состояния в процессе формирования способностей и самосознания, содействия профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности на рынке труда и направлению усилий человека на реализацию собственной профессиональной карьеры.


7
Основная цель – профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции, раскрытие творческого потенциала.
Психолого-педагогическая поддержка педагогического коллектива осуществляется специалистами образовательного учреждения в рамках деятельности психологической и методической службы.
В рамках психолого-педагогической поддержки с педагогами проводятся: психолого-педагогическая диагностика профессиональных затруднений; индивидуальные и групповые консультации педагога- психолога; игры на развитие социальной перцепции, в ходе которых педагоги получают информацию о том, как их воспринимают другие люди и насколько точно их самовосприятие; семинары с элементами тренинга; методические объединения по вопросам возникновения психоэмоциональных перегрузок и их профилактики, коммуникативной культуры педагога и другие (приложения 1 и 2 к методическому пособию).
5. Организационно-методическая поддержка проектирования и
реализации образовательных программ
В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Это определено целевым предназначением учреждений дополнительного образования. Стандартом для каждого педагога являются проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, так как одной из обобщенных трудовых функций по профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» является преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, в котором отражаются основные
(приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности, определяется своеобразная «стратегия» процесса на весь период обучения.
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(приложение 3) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Основные структурные элементы дополнительной общеобразовательной общеоразвивающей программы подробно описаны в региональных рекомендациях к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденных приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.03.2016 № 115.
В целях оказания организационно-методической поддержки проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих


8 программ для педагогов дополнительного образования разработано методическое пособие
«Алгоритм написания дополнительной общеобразовательной программы» (приложение 1 к методическому
пособию).
6. Поддержка процессов проектирования и организации
научно-исследовательской деятельности
Сегодня педагоги должны осознать: проектная и исследовательская деятельность обучающихся – неотъемлемая часть образования, отдельная система работы в образовании, одно из направлений модернизации современного образования.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно- обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно- управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.
Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и обучающихся и т.д.
Технологией проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:
- проводим анализ ситуации, выявляем проблемы;
- определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
- определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
- определяем предмет исследования - элемент, изучение которого дает нам новое знание;
- определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
- формулируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
- формулируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.