Файл: Органы внутренних дел, следственные органы функции, полномочия, ответственность в области налогового права.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Калужский филиал
ЧУ ПО Юридический полицейский колледж
Реферат
На тему: «Органы внутренних дел, следственные органы: функции, полномочия, ответственность в области налогового права.»
по дисциплине
“Финансовое право”
Выполнил:
Студент 3 Курса, группы ПД20-С4
ФИО Павлова Лилия Игоревна
Проверил:
Преподаватель
Финансового права
Погосян А.П
Калуга, 2023
Содержание
Введение 3
Полномочия органов внутренних дел в налоговой сфере. 5
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.
В современных условиях налоговые преступления и правонарушения приобретают всё более массовый характер. Они нередко связаны с совершением иных тяжких экономических и общеуголовных преступлений, с отмыванием доходов от преступной деятельности. Общественная опасность налоговых преступлений состоит прежде всего в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны, и таким образом подрывается бюджетная и налоговая политика Правительства РФ и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой.
Недостаток средств в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны.
Из прочих налоговых правонарушений налоговые преступления наносят наибольший ущерб экономике и бюджету нашей страны.
Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность. На сегодняшний день выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате рэкета. Первая форма является типичным примером сращивания налоговой и организованной экономической преступности на финансовой основе, вторая - взимания так называемого бандитского налога. Там, где имеет место сокрытие доходов от налогообложения, во многих случаях появляется необходимость «платить налоги» негосударственным структурам.
В этой связи на современном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений уголовного законодательства РФ в части ответственности за налоговые преступления, выявление пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон законодательно установленных составов, пересмотр концептуальных основ самого понятия «налоговые преступления».
Полномочия органов внутренних дел в налоговой сфере.
11 марта 2003 г. Президент РФ объявил о том, что с 1 июля 2003 года Федеральная служба налоговой полиции РФ упраздняется, а ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений передаются Министерству внутренних дел РФ, в структуре центрального аппарата которого в связи с этим образуется Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Впоследствии данная Федеральная служба была преобразована в Департамент экономической безопасности МВД России и Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
На законодательном уровне меры по совершенствованию государственного управления и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений были закреплены Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
Соответственно ряд полномочий, принадлежавших ранее Налоговой полиции, был передан МВД России. Это полномочия по осуществлению налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, производству по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере. В рамках проводимой реформы органов внутренних дел был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» существенным образом изменивший права и обязанности сотрудников полиции.
В отличие от органов налоговой полиции, за органами внутренних дел Налоговым кодексом РФ не закреплена функция по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Вместо этого приведена довольно обтекаемая формулировка об участии вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках.
Такое правило закреплено в п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Сотрудники органов внутренних дел привлекаются только по запросу налоговых органов и включаются налоговым органом в состав проверяющей бригады. Проверяющим может стать любой сотрудник ОВД при условии, что он был назначен для участия в выездной налоговой проверке. В том числе это может быть оперуполномоченный, который ранее проводил в отношении проверяемого налогоплательщика оперативно-розыскные мероприятия.
Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов РФ, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.
Сами органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля. В отличие от органов налоговой полиции органы внутренних дел не указаны в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Анализ данных законодательных положений позволяет сделать вывод о явно недостаточных правах органов внутренних дел при проведении налогового контроля. Органы внутренних дел не имеют права участвовать в камеральных налоговых проверках.
Необходимо отметить, что процедура совместной деятельности налоговых органов и органов внутренних дел при проведении налоговых проверок регламентирована совместными ведомственными инструкциями.
Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены гл. 6 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел и следственных органов в налоговых правоотношениях заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел и следственные органы привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения налоговопроцессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел и следственные органы обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Детальное правовое регулирование таких проверок осуществляет совместный приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».
Основанием для проведения выездной (как первичной, так и повторной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. Указанное решение оформляется по общим правилам в соответствии со ст. 89 НК РФ.
Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Основанием для привлечения ОВД к проведению налоговых проверок является мотивированный запрос налогового органа. Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут являться:
· наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки, указанных данных с участием сотрудников ОВД;
· назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК РФ;
· необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
· необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей
В данных Инструкциях изменен подход к выявлению налоговых преступлений и правонарушений. Ранее налогоплательщик, получая на руки акт проверки, составленный сотрудниками налоговой полиции, был практически лишен возможности защитить свои права вне рамок уголовного дела. Учитывая обвинительный уклон отечественной уголовной юстиции, это приводило к необоснованным нарушениям прав налогоплательщика. В настоящее время налогоплательщик, получив решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки, может обжаловать такое решение в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством. Задачей же органов внутренних дел является сбор доказательственной базы по всем признакам состава налогового преступления, предусмотренного ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ в том числе и доказывание умысла налогоплательщика на совершение преступления.
Кроме того, изменения в законодательстве предоставили органам внутренних дел право доступа к налоговой тайне. Это закреплено в ст. 102 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает режим налоговой тайны. При этом органы внутренних дел упомянуты вместе с другими органами, осуществляющими налоговый контроль.
Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД России. В данном Перечне предусмотрен объем сведений о налогоплательщиках, к которым допущены те либо иные должностные лица органов внутренних дел.
Заключение
Подводя итог рассмотрению прав ОВД при осуществлении налогового контроля, можно сделать следующие выводы. Органы внутренних дел наделены законодательством РФ правами по осуществлению налогового контроля. Одновременно, ОВД разрешен доступ к налоговой тайне. Однако процедура налогового контроля, предусмотренная налоговым законодательством РФ, не дает возможности ОВД действовать самостоятельно. Это приводит к тому, что специализированные подразделения по противодействию налоговым преступлениям и правонарушениям работают неэффективно и не могут в полной мере выполнять свои обязанности.