ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 55
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Факультет Росдистанта |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
38.0303 Управление персоналом |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Управление персоналом |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №1, №2, №3.
по учебному курсу «Психология»
(наименование учебного курса)
Обучающегося | Анны Романовны Атрашковой | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101а | |
| | |
Преподаватель | Ирина Кулагина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 23__
Задание
1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).
2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.
3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
1. Модель связи психологии с другими науками
2. Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук
-
социология +психология = социальная психология; -
философия +психология = общая психология; -
педагогика +психология = педагогическая психология; -
технические науки+психология = инженерная психология; -
физиология +психология = психофизиология; -
медицина +психология = медицинская психология; -
биология+психология = зоопсихология; -
математика+психология = психометрия; -
лингвистика+психология= психолингвистика.
3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.
Предметом изучения медицинской психологии является: личность человека, страдающего различными заболеваниями, личность медицинского работника, а также взаимоотношения между ними в различных условиях — при посещении на дому, в амбулатории и клинике.
Психология рассматривает взаимоотношения медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни.
Медицинская психология изучает:
-
роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; -
место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; -
состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; -
психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.
Важными вопросами медицинской психологии являются:
-
психопрофилактика; -
психотерапия; -
психогигиена.
Основные методы медико-психологического исследования:
-
беседа; -
наблюдение; -
эксперимент.
Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.
Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.
Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.
Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра, как коммуникативная компетентность – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения.
Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.
Психолингвистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг.
У психолингвистики три основных теоретических источника.
Первый — психологическое направление в языкознании.
Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. П
ри этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму.
Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.
Второй источник психолингвистики — работы американских дескриптивистов, которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.
Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).
В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи).
Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.
Психолингвистика занимается описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, изучением функций речевой деятельности в обществе, исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим), анализом языкового развития в связи с развитием личности.
Зоопсихология — (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и волюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Задачи зоопсихологии:
-
теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного; -
исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного; -
исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе; -
адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных; -
изучение закономерных психологических методов развития животных; -
изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития; -
изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных; -
прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека; -
использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.
Зоопсихология старается ответить на ряд вопросов:
-
В чем заключается сущность и характерные особенности восприятия и представления у животных? -
Думают ли животные или это всего лишь инстинкты? -
Какие отличительные признаки элементарного мышления животных?
Объект зоопсихологии – поведение, практическая деятельность животных.
Предмет зоопсихологии: зоопсихология –наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.
Психофизиология — научный раздел и дисциплина специализированных высших учебных и научно-исследовательских заведений, лабораторий в вопросах изучения психологии человека и животных на базе физиологических основ психологических реакций живого организма и изучающая нейрофизиологические механизмы внутренних и внешних процессов, состояний и/или общего поведения.
В сфере психофизиологии разрешаются проблемы:
-
Соотношений и взаимодействия физиологического процесса и психического состояния рассматриваемого субъекта; -
Изучаются, разбираются, сравниваются, анализируются роли биологических факторов включая свойства нервной системы в реализации психической деятельности, например, релаксации.
В зависимости от научно-исследовательской области изучения предмета, выделяют — психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных и автоматических действий, а также — дифференциальную психофизиологию.
Сама психофизиология имеет направления:
-
психофизиология речи и мышления, -
психофизиология эмоций, -
психофизиология движений, -
психофизиология активности личности, -
психофизиология произвольных действий, -
психофизиология памяти и научения, -
психофизиология сна, психофизиология стресса, -
психофизиология функциональных состояний.
Психофизилогия как область психологии включает:
-
Нейропсихологию — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. -
Нейрофизиологию — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. -
Психодиагностику — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий. -
Психогенетику – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни. -
Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения. -
Психофизику — узкая область физиологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями. -
Психосоматику — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. -
Клиническую психологию — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. -
Возрастную психологию — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. -
Патопсихологию — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».