Файл: Практическое задание 1, 2, 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Факультет Росдистанта

(Наименование учебного структурного подразделения)

38.0303 Управление персоналом

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Управление персоналом

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1, №2, №3.
по учебному курсу «Психология»

(наименование учебного курса)

Обучающегося

Анны Романовны Атрашковой







(И.О. Фамилия)




Группа

УПбвд-2101а













Преподаватель

Ирина Кулагина







(И.О. Фамилия)





Тольятти 23__

Задание
1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).

2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.


3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
1. Модель связи психологии с другими науками



2. Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук

  • социология +психология = социальная психология;

  • философия +психология = общая психология;

  • педагогика +психология = педагогическая психология;

  • технические науки+психология = инженерная психология;

  • физиология +психология = психофизиология;

  • медицина +психология = медицинская психология;

  • биология+психология = зоопсихология;

  • математика+психология = психометрия;

  • лингвистика+психология= психолингвистика.

3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.

Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

Предметом изучения медицинской психологии является: личность человека, страдающего различными заболеваниями, личность медицинского работника, а также взаимоотношения между ними в различных условиях — при посещении на дому, в амбулатории и клинике.

Психология рассматривает взаимоотношения медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни.
Медицинская психология изучает:

  • роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;

  • место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;

  • состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты;

  • психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются:



  • психопрофилактика;

  • психотерапия;

  • психогигиена.

Основные методы медико-психологического исследования:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра, как коммуникативная компетентность – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения.

Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Психолингвистика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг.

У психолингвистики три основных теоретических источника.

Первый — психологическое направление в языкознании.

Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. П

ри этом они отмечали, что язык содержит в себе не только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму.


Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.

Второй источник психолингвистики — работы американских дескриптивистов, которые полагали, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.

Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и языковой деятельности (как говорения и понимания речи).

Отечественная психолингвистика сформировалась прежде всего как теория речевой деятельности.

Психолингвистика занимается описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, изучением функций речевой деятельности в обществе, исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим), анализом языкового развития в связи с развитием личности.

Зоопсихология — (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и волюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Задачи зоопсихологии:

  • теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного;

  • исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного;

  • исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе;

  • адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных;

  • изучение закономерных психологических методов развития животных;

  • изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития;

  • изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных;

  • прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека;

  • использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.

Зоопсихология старается ответить на ряд вопросов:


  • В чем заключается сущность и характерные особенности восприятия и представления у животных?

  • Думают ли животные или это всего лишь инстинкты?

  • Какие отличительные признаки элементарного мышления животных?

Объект зоопсихологии – поведение, практическая деятельность животных.

Предмет зоопсихологии: зоопсихология –наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Психофизиология — научный раздел и дисциплина специализированных высших учебных и научно-исследовательских заведений, лабораторий в вопросах изучения психологии человека и животных на базе физиологических основ психологических реакций живого организма и изучающая нейрофизиологические механизмы внутренних и внешних процессов, состояний и/или общего поведения.

В сфере психофизиологии разрешаются проблемы:

  • Соотношений и взаимодействия физиологического процесса и психического состояния рассматриваемого субъекта;

  • Изучаются, разбираются, сравниваются, анализируются роли биологических факторов включая свойства нервной системы в реализации психической деятельности, например, релаксации.

В зависимости от научно-исследовательской области изучения предмета, выделяют — психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных и автоматических действий, а также — дифференциальную психофизиологию.

Сама психофизиология имеет направления:

  • психофизиология речи и мышления,

  • психофизиология эмоций,

  • психофизиология движений,

  • психофизиология активности личности,

  • психофизиология произвольных действий,

  • психофизиология памяти и научения,

  • психофизиология сна, психофизиология стресса,

  • психофизиология функциональных состояний.

Психофизилогия как область психологии включает:

  • Нейропсихологию — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

  • Нейрофизиологию — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

  • Психодиагностику — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий.

  • Психогенетику – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

  • Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

  • Психофизику — узкая область физиологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

  • Психосоматику — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

  • Клиническую психологию — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

  • Возрастную психологию — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

  • Патопсихологию — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».