ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 55
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 2
Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность
Задание
На основе анализа научной и учебной литературы заполните таблицу 2.1 «Теоретические вклады психологических научных школ» с указанием персоналий.
Таблица 2.1.
Теоретические вклады психологических научных школ
Направление психологии | История становления, основной вклад в науку |
| |
| |
Рекомендации по выполнению задания:
-
Ознакомиться с историей становления психологии, описанной в учебной литературе, рекомендованной для изучения. -
Выписать основных исследователей, повлиявших на становление психологии как науки. Обобщить сделанный ими научный вклад. -
Заполнить таблицу 2.1. -
Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.
Направление психологии | История становления, основной вклад в науку |
БИХЕВИОРИЗМ | Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У.Хантер, К.Лешли. Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. |
ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ) | З.Фрейд, К.Юнг, А. Адлер. Фрейд выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между "желаемым" и "должным". Жизненность и практическая важность этих вопросов вы годно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, "университетской" психологии.Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. |
КОГНИТИВНАЯ | Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, "познание человеком окружающего мира... рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения... включая обучение самой жизнью". |
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ | С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования.Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:общей психологии;возрастной и педагогической психологии;психофизиологииШирокую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания. |
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ | Джордж Мид,Д.Доллард. Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные "роли". Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя принимает. Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей. |
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Г. Олпорт,А. Маслоу,К. Роджерс. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций). В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. |
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ | М.Вертгеймер,В. Келер, К. Коффка. Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. |
Практическое задание 3
Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность
Задание
Пользуясь литературой, заполните таблицу 3.1, содержательно и структурно описывая основные виды деятельности, присущие только человеку и оказывающие существенное влияние на его развитие.
Таблица 3.1
Основные виды деятельности человека
Вид деятельности | Общее определение | Цель, мотивы | Действия, операции | Продукт деятельности, результат |
Игра | | | | |
Учение | | | | |
Труд | | | | |
Добавьте в таблицу те виды деятельности, которые, по вашему мнению, также имеют важное значение в формировании психики.
Рекомендации по выполнению задания:
-
Ознакомиться с содержанием категории «Деятельность» и ее основными видами, описанными в электронном учебнике и учебной литературе, рекомендованной для изучения. -
Выделить основные особенности таких видов деятельности, как игра, учение и труд, согласно заголовкам столбцов таблицы. Заполнить таблицу 3.1. -
Проанализировать, какие еще виды деятельности оказывают влияние на формирование психики человека. Добавить их описание в таблицу. -
Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.
Основные виды деятельности человека
Вид деятельности | Общее определение | Цель, мотивы | Действия, операции | Продукт деятельности, результат |
Игра | это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. | нацелена на удовлетворение интереса ее участников | происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы | способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. |
Учение | это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. | Освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей | Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). | образование |
Труд | это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. | Преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребности людей. | наличие мастерства, умений, знаний практическая полезность | достижение практического полезного результата. |
Власть | это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению | Желание иметь авторитет, уважение и социальный статус, надежность | Организация партий, правительственные решения, митинги | Подавление, достижение своих целей |
Общение | вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми | удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических. | социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция. | образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения |