Файл: Практическое задание 1, 2, 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание 2


Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность

Задание

На основе анализа научной и учебной литературы заполните таблицу 2.1 «Теоретические вклады психологических научных школ» с указанием персоналий.

Таблица 2.1.

Теоретические вклады психологических научных школ

Направление психологии

История становления, основной вклад в науку














Рекомендации по выполнению задания:

  1. Ознакомиться с историей становления психологии, описанной в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

  2. Выписать основных исследователей, повлиявших на становление психологии как науки. Обобщить сделанный ими научный вклад.

  3. Заполнить таблицу 2.1.

  4. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.




Направление психологии


История становления, основной вклад в науку

БИХЕВИОРИЗМ





Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У.Хантер, К.Лешли. Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание.

ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)


З.Фрейд, К.Юнг, А. Адлер. Фрейд выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, – о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между "желаемым" и "должным". Жизненность и практическая важность этих вопросов вы годно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, "университетской" психологии.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. 


КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ


Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.  Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, "познание человеком окружающего мира... рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения... включая обучение самой жизнью".


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ


 С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин. Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30-60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений:

одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений;

 Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования.

Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов:

общей психологии;

возрастной и педагогической психологии;

психофизиологии

  Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н. Соколова. Совместно с сотрудниками он создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н. Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания.


СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ


Джордж Мид,Д.Доллард. Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные "роли". Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя принимает. Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Г. Олпорт,А. Маслоу,К. Роджерс. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций). В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты.


ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ




М.Вертгеймер,В. Келер, К. Коффка. Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук.








Практическое задание 3

Тема 1. Предмет психологии. Сознание, деятельность, личность

Задание

Пользуясь литературой, заполните таблицу 3.1, содержательно и структурно описывая основные виды деятельности, присущие только человеку и оказывающие существенное влияние на его развитие.

Таблица 3.1

Основные виды деятельности человека

Вид деятельности

Общее определение

Цель,

мотивы

Действия, операции

Продукт деятельности, результат

Игра













Учение













Труд














Добавьте в таблицу те виды деятельности, которые, по вашему мнению, также имеют важное значение в формировании психики.
Рекомендации по выполнению задания:

  1. Ознакомиться с содержанием категории «Деятельность» и ее основными видами, описанными в электронном учебнике и учебной литературе, рекомендованной для изучения.

  2. Выделить основные особенности таких видов деятельности, как игра, учение и труд, согласно заголовкам столбцов таблицы. Заполнить таблицу 3.1.

  3. Проанализировать, какие еще виды деятельности оказывают влияние на формирование психики человека. Добавить их описание в таблицу.

  4. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку.

Основные виды деятельности человека

Вид деятельности

Общее определение

Цель,

мотивы

Действия, операции

Продукт деятельности, результат

Игра

это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

нацелена на удовлетворение интереса ее участников



происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы

способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение

это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

образование

Труд

это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребности людей.

наличие мастерства, умений, знаний практическая полезность

достижение практического полезного результата.

Власть

это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению

Желание иметь авторитет, уважение и социальный статус, надежность

Организация партий, правительственные решения, митинги

Подавление, достижение своих целей

Общение

вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми

удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.

образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения