Файл: Семинар 1 информация как общенаучное и философское понятие основные подходы к определению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 1
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Вопросы для обсуждения
-
Первоначальное (донаучное) представление об информации. Информация – общенаучная категория. Статистическая теория информации и кибернетика. Негэнтропийный принцип информации.
Информация - это некоторая последовательность (налицо упорядоченность) сведений, знаний, которые актуализируемы (получаемы, передаваемы, преобразуемы, сжимаемы или регистрируемы) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомоторного типа). Это приращение, развитие, актуализация знаний, возникающее в процессе целеполагающей интеллектуальной деятельности человека. Никакая информация, никакое знание не появляется сразу - этому предшествует этап накопления, осмысления, систематизации опытных данных, взглядов. Знание - продукт такого процесса. Мышление- необходимый атрибут такого процесса.
Слово "информация" произошло от латинского слова informatio, что означает разъяснение, изложение. Существование множества определений "информации" обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием "информации", а также подходов к ее толкованию.
Одним из первых подходов к определению понятия "информация" был количественно-информационный"подход, предложенный американским ученым К.Шенноном, в соответствии с которым информация определяется как мера неопределенности (энтропия) события.
Другой подход рассматривает информацию как свойство материи. При этом утверждается, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Сторонником этой концепции являлся в свое время академик В.М.Глушков, который считал, что информация как свойство материи создает представление о ней. Информация не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно – ее можно накапливать, хранить и перерабатывать.
Существует и третий – "логико-семантический" подход в определении понятия информации,в соответствии с которым она трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация - это действующая, полезная часть знаний. Представитель этой концепции
В. Г. Афанасьев, развивая логико-семантический подход, дает определение социальной информации: "Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех других формах в той мере, в какой она используется обществом..."
Социальная информация - многоуровневое знание. Она характеризует общественные процессы в целом - экономические, политические, социальные, демографические, культурно-духовные и т.д.; конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества- на предприятиях, в кооперативах, семьях и т.д.; а также интересы и стремления различных социальных групп - рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др. В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлеченными в орбиту общественной жизни. То есть информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.
Рассмотренные подходы в определенной мере дополняют друг друга, освещают различные стороны сущности понятия информации и облегчают тем самым систематизацию ее основных свойств. Обобщив данные подходы, можно дать следующее определение информации:
Информация - это сведения, снимающие неопределенность об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.
Первоначальное (донаучное) представление об информации cложилось в сфере обыденного языка на основе повседневно-бытовой социально-коммуникативной практики. Согласно данному пониманию, информация – это сообщения или сведения, которыми люди обмениваются между собой. В этом смысле слово «информация» употреблялось в юриспруденции еще в начале X1X века. А уже в 20-е годы ХХ века это понятие использовалось гуманитарными науками, в частности, теорией журналистики, где информация трактовалась как описание фактов. Известны также указания на использование представлений об информации в логико-семиотических построениях [1]. К середине ХХ века сложилась ситуация, когда
информация становится сугубо научным понятием.
Выведение понятия информации из автоматизма его обыденного восприятия (информация как «сообщение» или «сведение») стало возможным благодаря появлению в начале 50-х годов статистической теории информации и кибернетики. Именно кибернетика и последовавшие за вероятно-статистическим подходом логико-математические экспликации понятия информации (нестатические, аксиологические, семантические и другие информационные концепции) наполнили это понятие новым содержанием. С этого момента понятие информации приобретает статус общенаучного понятия. Начинается становление теории информации как теории каналов коммуникации и связи (Ральф Винтон Лайон Хартли, Клод Э́лвуд Ше́ннон).
Статистическая теория информации и кибернетика
Статистический подход изучается в разделе кибернетики, называемом теорией информации. Статистическая теория информации оперирует понятием энтропии как меры неопределенности, учитывающей вероятность появления, а, следовательно, и информативность тех или иных сообщений. При получении информации уменьшается неопределенность, т.е. энтропия, системы. Очевидно, что чем больше информации получает наблюдатель, тем больше снимается неопределенность, и энтропия системы уменьшается. При энтропии, равной нулю, о системе имеется полной информация, и наблюдателю она представляется целиком упорядоченной. Таким образом, получение информации связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии этой системы.
Кибернетика — это наука, изучающая общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. Так как любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют еще и как науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.
Негэнтропийный принцип информации.
Последующее совершенствование математической теории связи К. Шеннона, ее математического аппарата позволило построить общую теорию информации, сформировать так называемый «негэнтропийный принцип информации», приложить уже сформулированные обстоятельства к различным областям человеческой деятельности. Информация, таким образом, стала оцениваться степенью упорядоченности или организованности систем, как отрицательная энтропия или негэнтропия. Простота и элегантность математического аппарата, опирающегося на теорию вероятности, во многом определили успех формирования классической теории информации, для которой характерно наличие как минимум двух ее черт: с одной стороны, это отсутствие определения самого понятия «информация», что, впрочем, не являлось преградой для теоретиков, которые фактически развивали не теорию информации, а теорию связи; с другой - это использование термина «количество информации» в качестве синонима статистических характеристик букв, составляющих сообщение. Классическая теория информации, раскрывая количественный аспект феномена информации, не раскрывала ее сущностной характеристики.
Новый этап теоретического осмысления понятия информации связан с кибернетикой (Норберт Винер ). Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибернетика формирует принцип единства процессов управления и переработки информации в сложных самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах. Информация становится «обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств» . Иными словами, информация не может быть передана, принята или хранима, что называется, в чистом виде. Ее носителем является сигнал, выступающий как кодированный эквивалент сообщения, который фиксируется источником информации и выражается посредством некоторой последовательности условных физических символов (например, алфавита), образующих некоторую упорядоченную целостность, совокупность (текст, речь, изображение). Информации вне формы сигнала не существует. Содержанием, так сказать, сигналов является информация, а вот что является содержанием информации, этому кибернетика не может дать количественного определения, так как понятие содержание информации не имеет количественного определения. Так или иначе, кибернетика вскрыла информационную природу управления сложноорганизованными системами. Однако сама практика управления потребовала выработки новых критериев информации, таких как осмысленность, ценность и др.
-
Сущность социальной информации в единстве ее семантических, синтаксических и прагматических характеристик.
Новый этап развития научного понятия «информация», связанный с исследованием сущности социальной информации в единстве ее семантических, синтаксических и прагматических характеристик. Здесь вопрос о том, какой объем занимает передаваемое сообщение, превращается в вопрос о том, какой объем смысла содержится в сообщении.
Обращаясь к семантическому аспекту информации, следует отметить знаковость как общее и важнейшее системообразующее свойство информации. Проблема, таким образом, состоит в выяснении сложностей соотношений понятий знак – значение – смысл. Говоря иначе, в выяснении гносеологической и психологической природы значения, механизмов и процессов интерпретации знака человеком, в выявлении смысла. В связи с этим в рамках семантического подхода была разработана концепция информации, связанная в определенной степени с уровнем знания того, кто получает информацию (понятие «тезаурус» -
совокупность всех сведений, которыми обладает субъект). Согласно этой концепции в тексте содержится какая-либо семантическая информация только в том случае, если под ее воздействием тезаурус приемника (т. е. человека) увеличивается [5]. Семантика - изучаются знаки и знаковые системы как средства выражения значения и смысла
С точки зрения семиотического подхода информация должна быть представлена, прежде всего, в такой универсальной знаковой форме, как язык. В рамках данного подхода достаточно активно развивается (Ю. А. Шрейдер и др.) так называемая когнитивная концепция информации, в которой информация представляется как отчужденное и закрепленное на материальном носителе знание (информация как превращенная форма знания).
Однако качественные критерии информации оказались несколько ограниченными в плане их применимости к объяснению информационных явлений в функциональных системах до социального уровня.
В прагматическом подходе количество информации рассматривается с точки зрения достижения получателем поставленной цели (оценивается полезность сообщения).
Подход основывается на статистической теории Шеннона и рассматривает количество информации как приращение вероятности достижения цели.
-
Атрибутивная и функционально-кибернетическая концепция информации.
В современной научной и философской литературе активно разрабатываются так называемые атрибутивная и функциональная (функционально-кибернетическая) концепции информации, в рамках которых предпринимаются попытки дать удовлетворительную материалистическую интерпретацию понятия «информация» с позиций теории отражения.
Сторонники атрибутивного подхода (Б. В. Ахлибинский, Ю.Ф. Абрамов, Л. Б. Баженов, Б. В. Бирюков, К. Е. Морозов, И. Б. Новик, Л. А. Петрушенко, А.Д. Урсул, Н.М. Чуринов и др.), считая, что отражение объективно существует даже в неорганической природе, приходят к выводу, что информация свойственна всем видам и формам движения материи, в том числе и неорганической природе.
Так, А. Д. Урсул положил в основу общего определения понятия информации два, по его мнению, важнейших ее признака: во-первых, информация связана с разнообразием различия, во- вторых, с отражением. В соответствии с этим информация определяется им как отраженное разнообразие [6].
Сторонники функционального подхода (В. В. Вержбицкий, Г. Г. Вдовиченко, И. И. Гришкин, Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, А. М. Коршунов, М. И. Сетров, Г. И. Царегородцев и др.) утверждали, «