Файл: Конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников Первые шаги в науку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.п. Кичмалка

VII Республиканский конкурс проектных и исследовательских работ

младших школьников «Первые шаги в науку»

2017 -2018 учебный год

Город: КБР, Зольский район, с.п. Кичмалка

Школа МКОУ «СОШ» с.п. Кичмалка

Класс - 4

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Математика в профессиях».

Руководитель исследовательской работы:

Узденова Г.Я. МКОУ«СОШ» с.п. Кичмалка

Участник конкурса: Узденов Марат

2017 год.

Введение

Актуальность: В школе очень большое внимание уделяется математике. У нас в классе многим нравится этот урок. Мы тоже любим математику. Любим устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений. Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Мне захотелось им помочь, раскрыть им глаза, научить любить эту науку, показать важность математики. Поэтому я взялся за исследование.

Тема исследования: «Математика в профессиях».

Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.

Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика на кухне важна и нужна. Математика служит во благо человеку.

Цель и задачи: Исследовать литературу о математиках и математике. Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях, в различных профессиях, а именно в профессии «повар».

План исследования.

  1. Введение.

  1. Какое значение имеет математика в нашей жизни? 2. Что говорят известные люди о математике. Опрос – анкета в классе.

II. Основная часть.

1.Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина.

2.Математика в строительстве. Наблюдения на стройке и чтение книг.

3.Математика в кулинарии. Беседа с шеф-поваром школьной столовой. 4.Рецепт и приготовление вкусного блюда

5. Математика в пословицах и поговорках.

6.Стихотворение о математике.

  1. Заключительная часть. Выводы.

  2. Приложение.


Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме

  • Беседы со специалистами, с родителями

  • Наблюдения

  • Практические работы по составлению рецептов


«Математику уже затем
 изучать следует, что она ум в
порядок приводит»
М.В. Ломоносов

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что изучение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Я решил провести опрос среди моих одноклассников, провел анкетирование: «Нравится ли вам математика?». Результаты опроса были такими: у нас в классе 16 школьников, из них 10 – сказали что нравится математика, потом 2 сказали что равнодушны к ней, и 4 сказали, что не любят математику. Вот для этих ребят я решил выяснить, что математика очень нужна и важна в жизни человека!



Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, и в строительстве.

1. Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина

Математика в торговле важнее всего. У нас в селе есть магазин, и его хозяйка Фатима, рассказала: «Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу».

2. Математика в строительстве. Наблюдения на стройке и чтение книг.

В строительстве без математики никак не обойтись. Мой папа инженер – строитель, он рассказал: «Посудите сами: Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак!». Из книг я узнал, что математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

3. Математика в кулинарии. Беседа со шеф-поваром школьной столовой:

Наша шеф - повар школы Масират рассказала: Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. 4.Мы с мамой тоже любим готовить всякие вкусности, поэтому вашему вниманию хотел бы предложить рецепт бутербродов, которые ребята смогут сами без помощи родителей приготовить! Возьмём за основу работы над проектом несколько рецептов приготовления…(в приложении)

5.Математика в пословицах и поговорках (в приложении)

6.Стихотворение В.Шефнера «Стихи о математике».


Выводы: Надеюсь, что мои примеры помогут еще раз понять: Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями. Мы узнали много пословиц и поговорок, где имеются числа.

Практическая значимость. Мы составили «Детские рецепты», это блюда и бутерброды, которые дети сами смогут без взрослых себе приготовить.

Используемая литература:

1.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. «Занимательная математика». 2. Волина В.В. «Учимся играя». 3.Лопатина А. М.Скребцова. «Как подружиться с математикой». 4. Степанова Ирина «Детские праздничные рецепты».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Математика в пословицах и поговорках.

Число 0.

  • Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

  • Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле. 

  • Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. ("сводить на нет").

Число 1.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

  • Один в поле не воин.

  • Один пашет, а семеро руками машут.

  • Одна голова на плечах.

  • Одна нога тут, другая - там.

  • Одна мудрая голова ста голов стоит.

  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Число 2.

  • Два сапога - пара.

  • Как две капли воды.

  • Кто скоро помог, тот дважды помог.

  • Лентяй дважды работает.

  • Между двух огней.

  • Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Число 3.

  • Хвастуну цена - три копейки.

  • Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

  • Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

  • Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.


Число 4.

  • Без четырех углов изба не рубится.

  • Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

  • На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

  • Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

Число 5.

  • Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

  • Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

Число 7.

  • Один с сошкой - семеро с ложкой.

  • Лук от семи недуг.

  • За семью морями.

  • Сам не дерусь, семерых не боюсь.

  • До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.

  • На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

  • Семь бед - один ответ.

  • У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора.

Число 8.

  • Весна да осень – на дню погод восемь.


Стихи о математике.

В. Шефнер

Чтоб водить корабли,

Чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка!

РЕЦЕПТЫ:











АНКЕТИРОВАНИЕ